Мариус Петипа

 

Мариус Петипа

Балет – это вызывающее восхищение во всём мире искусство театрального танца, которое по праву является национальной гордостью нашей страны. Несмотря на то, что его появлением мы обязаны итальянцам и французам, в разных странах считают, что родиной классического балета является именно Россия. Очень много знаменитых деятелей внесли неоценимый вклад в развитие этого вида искусства, тем не менее создателем и отцом русского балета заслуженно называют выдающегося балетмейстера французского происхождения Мариуса Петипа, который жил в России и так её любил, что считал своей второй родиной.

Краткую биографию Мариуса Петипа и множество интересных фактов о балетмейстере читайте на нашей странице.

 

 

Краткая биография Петипа

В 1818 году 11 марта ведущему танцовщику и балетмейстеру Большого оперного театра французского города Марселя Жану Антуану Петипа сообщили радостную весть: его жена – талантливая драматическая актриса, которая завзятым театралам была известна под именем Викторины Морель-Грассо, подарила ему третьего ребёнка – мальчика. Ребёнка нарекли Виктором Мариусом Альфонсом.

место рождения Мариуса Петипа

Семье вскоре пришлось переехать в Бельгию (тогда ещё королевство Нидерландов), так как в марсельском театре балетную труппу распустили, а Жан Антуан по счастью в то время получил предложение послужить в Королевском театре «Ла Монне» города Брюсселя, где впоследствии стал руководителем балетной труппы. Через некоторое время при театре он организовал школу танца и, несомненно, для занятий определил туда своих сыновей: Люсьена и Мариуса. Отец, поскольку хотел видеть в наследниках продолжателей своего дела, считал необходимым дать им и музыкальное образование, поэтому помимо колледжа, в котором дети проходили общеобразовательные дисциплины, они также обучались в консерватории выдающегося бельгийца Франсуа Фетиса, Мариус постигал там искусство музицирования на скрипке.

Скрипка

Всё чем отец заставлял заниматься младшего сына, мальчику очень не нравилось, так как он считал кривлянья перед публикой в различных изящных позах недостойным для себя. Тем не менее настойчивость и требовательность старшего Петипа, да к тому же и внушения матушки, которую Мариус безгранично любил, сделали своё дело, и уже через два года имя Мариуса появилось на театральной афише в спектакле «Танцемания». Революция, произошедшая в Бельгии в 1830 году, нарушила весь уклад жизни и планы Жана Петипа на будущее. Театр закрылся, и по этой причине семья на несколько лет оказалось в бедственном материальном положении. Отец вынужден был давать частные уроки, а мальчикам, чтобы помочь родителям заработать хотя бы небольшие деньги, приходилось заниматься перепиской нотных текстов. В итоге семейству вновь пришлось вернуться во Францию, в город Бордо, где старшему Петипа предложили место балетмейстера.


 

Молодость и начало творческой карьеры

Мариус Петипа в юности

Занятия Мариуса хореографией продолжились, но теперь молодой человек относился к ним с большей серьёзностью. С легкостью выполняя сложные балетные движения, юноша стал понимать, что возможно хореография и есть дело всей его дальнейшей жизни. Публика по достоинству оценила талант молодого танцора, и уже в 16 лет он был приглашён в театр города Нанта в качестве солиста и балетмейстера. Эта работа Мариусу очень понравилась, так как он не только танцевал первые партии, но и сочинял различные хореографические номера, одноактные балеты, а также танцы для опер. Однако все это длилось не долго: проработав один сезон, в начале следующего он сломал ногу, и импресарио разорвал с ним контракт. Поправив своё здоровье, Мариус вместе с отцом отправился за океан, чтобы в Нью-Йорке показать своё хореографическое мастерство.

К сожалению, гастрольный тур по США оказался недолгим, так как пригласивший Петипа импресарио оказался человеком непорядочным. Поначалу он затягивал с выплатами за спектакли и в конечном итоге обманул с гонораром. Вернувшись в Париж, Мариус не имея никаких театральных приглашений, два месяца брал уроки у выдающегося хореографа Жана Огюста Вестриса. После плодотворной стажировки у талантливого маэстро Петипа-младшему посчастливилось принять участие в грандиозном спектакле вместе со знаменитой Карлоттой Гризи, а затем в 1838 году получить ангажемент в лучшем театре города Бордо.

Карлотта Гризи

Спустя некоторое время Мариус уже успешно выступал в Королевском театре Мадрида, однако любовные похождения, которые чуть было не закончились дуэлью, заставили молодого человека покинуть Испанию и вернуться в Париж, где он вместе с братом стал завоёвывать сцену Парижской оперы. Так продолжалось до тех пор, пока Мариус не получил послание из столицы России от господина Титюса, который обращался с просьбой заменить в Санкт-Петербурге танцовщика Эмиля Гредлю.

 

Россия

В мае 1847 года в жизни Мариуса Петипа начался новый важный период, который тесно связан с Россией. Директор императорских театров господин Гедеонов встретил французского танцовщика весьма приветливо: выплатил аванс и дал некоторое время, чтобы иностранец смог освоиться в незнакомом городе. Дебютный балет «Пахита» на музыку Э. Дельдевеза, который Мариус станцевал в октябре на сцене Петербургского театра, был для него настолько успешным, что присутствовавший на спектакле император Николай I, по достоинству оценив талант французского танцора, прислал ему ценный подарок.

В конце первого сезона на свой бенефис Мариус исполнил ведущую партию в балете «Влюбленный дьявол», который поставил как балетмейстер вместе со своим отцом, прибывшим в Петербург в качестве преподавателя танцев. В следующих сезонах репертуар Петипа стремительно разрастался. Он блистал в таких спектаклях как «Жизель», «Пери», «Эсмеральда», «Катарина - дочь разбойника», «Мечта художника», «Своенравная жена», «Фауст», «Корсар», поставленных французским балетмейстером Жюлем Перро.

Адан балет «Корсар»

В России Мариусу очень нравилось и у француза даже возникло желание связать с этой страной всю свою жизнь. В 1854 году Петипа обвенчался с балериной Марией Суровщиковой, а в следующем году, помимо танцевальной деятельности в театре, он стал делиться своим мастерством с учащимися хореографических классов в Петербургском театральном училище. Спустя некоторое время Мариус начинает активно заниматься сочинением хореографии к одноактным спектаклям, в которых главные партии танцевала его супруга, а в 1862 году директор театра обратился к Петипа с просьбой за короткий срок сочинить хореографию к большому спектаклю. В творческом содружестве с композитором Цезарем Пуни Мариус сумел подготовить постановку к точно назначенному сроку. Балет, который назывался «Дочь фараона», имел ошеломляющий успех и обеспечил Петипа официальное назначение на должность балетмейстера. В то время Петипа совмещал две должности: он не только деятельно занимался сочинением хореографии к новым спектаклям, но и исполнял в них ведущие партии. Так продолжалось до 1869 года, пока Мариус Иванович, как его теперь стали называть, не был назначен главным балетмейстером театра. Особый расцвет творчества Петипа начался с назначения на должность директора императорских театров Ивана Александровича Всеволожского. Именно в этот период, сроком в 18 лет, балетмейстером были созданы его самые выдающиеся балетные шедевры.

 

 

Любовь к России и верное служение российскому искусству в результате привело к тому, что в 1894 году, когда французскому балетмейстеру исполнилось 76 лет, он получил российское гражданство. Однако с 1901 года для Мариуса Ивановича начались тяжёлые времена. Занявший место директора императорских театров г-н Теляковский, несмотря на все творческие успехи главного балетмейстера, стал всячески препятствовать его работе. Об увольнении Петита не могло быть и речи, так как ему покровительствовал сам император Николай II, а вот чинить различного рода неприятности хореографу у него получалось очень хорошо. Дело дошло до того, что у Мариуса Ивановича на нервной почве случился инсульт. Врачи порекомендовали ему отойти от дел и серьёзно заняться своим здоровьем. В 1907 году Петипа со своим семейством переехал в крымский Гурзуф, где прожил три года и ушёл из жизни в 1910 году 14 июля.

 

Петипа биография Петипа 

краткая биография Петипа  

 

Интересные факты

  • В детстве маленькому Мариусу приходилось очень несладко. По воспоминаниям великого маэстро, его отец, вопреки воле мальчика, насильно заставляя сына заниматься хореографией, разломал об него немало смычков.
  • Во время бельгийской революции 1830 года, когда в стране закрылись все театры Петипа-старший в портовом Антверпене арендовал помещение для того, чтобы дать для жителей города несколько спектаклей. В балете, который назывался «Мельники», он сумел задействовать всех членов своей семьи: на сцене танцевали не только отец с двумя сыновьями Люсьеном и Мариусом, но и матушка с дочерью Викториной.
  • Во время гастролей в Мадриде, на одном из спектаклей, Мариус, по задумке автора хореографической композиции, должен был поцеловать свою партнёршу. Несмотря на то, что Испанию называют страной любви, совершать там нечто подобное на театральной сцене категорически не разрешалось. Однако следуя сюжету, молодой танцор нарушил запрет, при этом услышал из зала восторженное одобрение публики. После спектакля за кулисами Петипа ждал полицейский комиссар, который поспешил уведомить его об аресте за неподобающие действия. К счастью за французского артиста вступился директор театра, и конфликт удалось уладить. После данного инцидента, как только имя Мариуса появлялось на афише, зал театра был переполнен, так как всем хотелось посмотреть на смельчака, который ради искусства ничего не побоялся.
  • По некоторым данным Петипа прибыл в Россию по фальшивым документам, из-за этого долго предполагали, что выдающийся хореограф родился в 1822 году и даже его столетие в молодом Советском государстве справляли, ориентируясь на эту дату. Лишь в семидесятых годах прошлого века во Франции была обнаружена метрика, по которой установили точную дату его рождения. Кроме того ходили слухи о том, что Мариус при поступлении на сцену Петербургского театра воспользовался именем своего брата Люсьена.
  • Отец Мариуса, долго не раздумывая, в 1848 году следом за младшим сыном тоже отправился в Санкт- Петербург и занял место преподавателя в Имперской Балетной школе. Проработав там до своей смерти, Жан-Антуан ушёл из жизни в 1855 году.
  • В России к уважаемым людям принято обращаться по имени и отчеству. Поначалу Петипа с почтением называли Мариус Жанович, но затем непроизвольно отчество было заменено на Иванович.

подпись Мариуса Петипа

  • Мариус Иванович прожив в России более 60-ти лет так и не научился хорошо разговаривать по-русски. Его выручало только то, что терминология, применяемая в балетном искусстве, по большей мере основывается на французском языке.
  • Существует предание, что Петипа сочинял свои балеты при помощи кукол, и это действительно было так. Он расставлял картонные фигурки на столе, перемещал их по задуманному плану, а затем композицию и все переходы изображал на листе бумаги.
  • Это случилось в 1903 году, когда Мариусу Петипа было уже 85 лет. Во время одной из репетиций балета «Волшебное зеркало» произошла неприятность, которая оставила у присутствующих на душе дурной осадок: на сцене треснуло большое зеркало. Это происшествие явилось плохим предвестником: директору театра Теляковскому, несмотря на покровительственное отношение к Петипа русского царя, всё же удалось Мариуса Ивановича уволить с занимаемой должности главного балетмейстера.
  • В знак признания заслуг Мариус Петипа много раз был отмечен государственными наградами Российской империи, среди которых пять медалей «За усердие» и три ордена святых: «Владимира», «Анны» и «Станислава». Помимо этого знаменитый балетмейстер был удостоен орденов: французского - «Академических пальм», испанского - «Изабеллы Католички», румынского - «Короны», персидского - «Льва и Солнца».
  • После кончины Мариуса Петипа похоронили в Петербурге на Волковском кладбище, но в 1948 году его останки были перенесены в Некрополь Александро-Невской лавры.
  • Мемориальная доска в память о выдающемся хореографе установлена на здании одной из старейших мировых балетных школ им. Вагановой.
  • В 2018 году не только в России, но и во всём мире отмечали юбилейную дату: 200-летие со дня рождения Мариуса Петипа. Банк России в честь такого события выпустил серебряную монету номинальной стоимостью 2 рубля.

 

 

Творчество Мариуса Петипа

Мариус Петипа и поныне является непревзойдённым хореографом, вклад которого в развитие не только русского, но и всего мирового классического балетного искусства переоценить невозможно. Обладая исключительным вкусом, талантом и трудолюбием, он стал законотворцем, установившим в сфере балета правила, которые и в нынешнее время находят деятельное применение в искусстве современного театрального танца.

Сегодня очень сложно перечислить все балеты, которые поставил Петипа за свою многолетнюю деятельность. Его спектакли, наполненные нравственным содержанием, отличались не только яркой зрелищностью, но и глубоким раскрытием художественной идеи произведения, которое он реализовывал с помощью целеустремлённого и последовательного развития. Балетные постановки Мариуса Ивановича всегда имели чёткую сюжетную линию, которой было подчинено действие, происходящее в спектакле: искусно разработанные сольные и ансамблевые партии, а также массовые номера кордебалета. Всё мастерски связывалось и органично объединялось в единую композицию с хореографическим повествованием, в которой непременно одним из главных действующих лиц являлась музыка. Петипа отдавал предпочтение, если была такая возможность, работе над спектаклем в тесном содружестве с композиторами, поэтому вершины своего творчества он достиг в балетах, музыку к которым писали его выдающиеся современники, такие как П.И. Чайковский и А.К. Глазунов. Помимо всего этого в основание своего творчества выдающийся балетмейстер ставил пластику, грацию и красоту, так как считал балет серьёзным искусством, в котором расценивал бессмысленные прыжки, кружения и слишком высокое вздёргивание ног совершенно неприемлемыми.

Свой творческий путь как балетмейстер Петипа начал во французском Нанте. Здесь он впервые сочинил хореографию к трём спектаклям и порадовал зрителей: «Маленькой цыганкой», «Правами синьора», и «Свадьбой в Нанте». Далее, после гастрольного тура в США и затем вынужденной стажировки в Париже, Мариус ненадолго обосновавшись в Бордо, поставил ещё ряд балетов со своей хореографией, которые он сам считал более или менее удавшимися, среди них «Язык цветов», «Бордоская гризетка», «Сбор винограда», «Любовные интриги». Мадридский период в творчестве Петипа отмечен такими спектаклями как «Приключения дочери Мадрида», «Жемчужина Севильи», «Отъезд на бой быков» и «Цвет Гренады».

Но это можно считать только началом плодотворной творческой деятельности гениального хореографа, основная часть которой проходила в России. Полвека своей жизни Мариус Иванович посвятил одному из ведущих мировых музыкальных театров - Мариинскому . На его сцену он вывел великолепные балеты, перечень которых включает более 60 наименований. В своём большинстве их можно назвать настоящими шедеврами, имевшими ошеломляющий успех.

К наиболее знаменитым балетам Петипа, которые считаются образцами хореографического искусства относятся «Пахита», «Царь Кандавл», «Дон-Кихот», «Баядерка», «Кипрская статуя», «Коппелия», «Тщетная предосторожность», «Талисман», «Спящая красавица», «Сильфида», «Щелкунчик», «Золушка», «Лебединое озеро», «Конек-Горбунок», «Синяя борода», «Раймонда», «Волшебное зеркало».

Чайковский балет «Лебединое озеро»

 

Личная жизнь

По молодости Мариус Петипа имел очень много романтических историй и по этому поводу про него ходили самые разные слухи. Например, рассказывали одну скандальную историю о том, что танцор завёл любовную интрижку с женой сотрудника французского посольства в Испании маркиза Шатобриана. Дипломат вызвал Мариуса на дуэль, но соблазнитель, испугавшись, в спешном порядке уехал из страны. По другой версии Петипа в 1846 году уехал из Испании вместе с дочерью испанской маркизы Вильягарсиа, в дом которой он был приглашён в качестве учителя танцев. Любовная страсть, возникшая между молодыми людьми, заставила их сбежать во Францию. Беглецов разыскивала как испанская, так и французская полиция. Боясь различного рода последствий, в том числе и судебных разбирательств, Мариусу пришлось безотлагательно удалиться в Россию под чужим именем в поддельных документах.

В Петербурге влюбчивый француз продолжал свои любовные похождения. В 1849 году у него был короткий роман с актрисой Терезой Бурден, которая подарила ему сына, названного тоже Мариусом. Затем Петипа имел продолжительную связь с одной из работниц театра, которая также родила французскому танцору ребёнка, но на этот раз дочь. Женился первый раз балетмейстер лишь в 36 лет. Его избранницей стала балерина Мария Суровщикова. Несмотря на то, что во время этого брака у Мариуса появилось ещё двое детей: дочь Мария и сын Иван, счастливой семейной жизни с Суровщиковой у хореографа не получилось. Оба супруга обладали несговорчивым характером, их совместная жизнь стала невозможной, и в результате они разъехались, но не разводились, так как в те времена это было весьма проблематично.

Второй женой Петипа стала тоже балерина, которую зрители знали под псевдонимом Любовь Савицкая. Она была дочерью друга балетмейстера, в то время знаменитого драматического артиста Л. Леонидова. Встреча будущих супругов состоялась в 1873 году, когда Мариусу Ивановичу было уже 55 лет, а его невесте всего девятнадцать, тем не менее, несмотря на большую разницу в возрасте, союз на этот раз получился очень счастливым. Поначалу это был гражданский брак и только в 1882 году после смерти первой жены Мариус Иванович и Люба смогли обвенчаться. В то время у четы Петипа было уже четверо детей – три дочери: Надежда, Евгения, Любовь и сын Виктор. Впоследствии семья пополнилась ещё: в 1884 году родился сын Марий, а в 1885 году младшая дочь Вера. Согласно семейным традициям Мариус Иванович своих детей тоже заставлял заниматься хореографией и они обижались на отца за чрезмерную требовательность, которую он к ним предъявлял. Наибольшие надежды Петипа возлагал на Евгению, которую считал самой способной. Однако случилось несчастье – Женю поразила саркома, последствием которой была ампутация ноги, а затем и смерть. Для семьи это было непомерное горе. Будучи хорошо обученными и отлично владея техникой хореографического искусства четыре дочери Мариуса Ивановича связали свою судьбу с Мариинским театром, а четверо сыновей балетмейстера свою жизнь посвятили драматической сцене.

 

 

Мариус Петипа – это гениальная личность, имя которого вошло в историю не только российской, но и мировой хореографии. Выдающийся балетмейстер, внёсший больший вклад в развитие академического танца, в 19 веке ставил спектакли, которые сегодня бережно сохраняются как лучшие образцы хореографического искусства и ставятся на сценах крупнейших театров мира. Наследие Петипа велико: благодаря его неутомимой творческой работе русский балет был признан лучшим в мире, а Мариинский театр и поныне величают «домом Петипа».

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

 

Видео: смотреть фильм о Мариусе Петипа