Балеты П.И. Чайковского

 

Пётр Ильич Чайковский – величайший русский композитор, чьё творческое наследие, представленное в разных жанрах, является неотъемлемой частью как отечественной, так и мировой сокровищницы музыкального искусства. Композитор, которого величали тонким лириком, утончённым мелодистом и блистательным симфонистом, создавал гениальные произведения, прочувственно раскрывающие внутренний мир человека. Одни творения Чайковского очаровывают мягкой задушевностью, а другие поражают мощным трагизмом, впрочем, и те, и другие насыщены прекрасными мелодиями. Ими щедро пропитаны симфонии, концерты, романсы, пьесы и разумеется балеты. Жанр, в котором Пётр Ильич проявил себя как подлинный новатор.

О новаторстве П.И. Чайковского в балете, истории создания его выдающихся произведений в данном жанре, а также интересные факты о них читайте на нашей странице.

 

Реформы П.И. Чайковского в жанре балета

Согласно обоснованным утверждениям авторитетных искусствоведов, Пётр Ильич Чайковский является истинным реформатором балетного жанра. Однако, чтобы разобраться в вопросе о новаторстве композитора в данном виде искусства необходимо немного погрузиться в историю балета.

Петр Ильич Чайковский

Несмотря на то, что танцевальное искусство украшало жизнь людей с древних времён, балет – это искусство сравнительно молодое: ему чуть более четырёх сотен лет. Зародился данный жанр в Северной Италии в эпоху Возрождения во дворцах князей, любивших роскошные праздники с изящными танцами. Спустя время появилось понятие «балет», означавшее тематически не связанные между собой танцевальные эпизоды, но завершающиеся общей хореографической композицией. По окончании эпохи Ренессанса балет обосновался и во Франции. Именно там балетмейстер Бальтазарини ди Бельджойозо в 1581 году поставил первый спектакль - представление, ставший побудительным импульсом для дальнейшего усовершенствования данного вида искусства.

К середине XVIII века активное развитие балета привело его к большой популярности во многих европейских странах. В начале XIX века, с возникновением в культуре такого направления как романтизм, балерины встали на пуанты, а спустя всего несколько десятилетий Старый Свет стал восхищаться балетными шедеврами А. Адана и Л. Делиба.

В России становление балета шло своим путём, но при этом важно отметить, что весьма ощутимо было и влияние западного танцевального искусства. К примеру, в самом начале XIX века создавать русскую школу хореографии помогал француз Шарль Дидло. Под его творческим руководством танцовщики петербургского театра, постигая секреты танца, добивались блистательного успеха.

 

Стоит упомянуть, что балетные спектакли, поставленные на сценах театров крупных городов России, были роскошными и впечатляющими, однако серьёзные композиторы музыку к ним писали весьма редко, точнее говоря, они не жаловали хореографию своим вниманием. Основная причина состояла в том, что музыкальные авторы не хотели попасть в подчинение к балетмейстерам. Их не устраивало, что музыке в балете отводилась лишь второстепенная, сопровождающая роль. Дело в том, что в хореографическом спектакле превыше всего был эффектный танец, в котором артист демонстрировал своё виртуозное мастерство, а потому именно балетмейстер определял количество музыкальных тактов и какой должен быть ритмический рисунок в том или ином эпизоде. Следует добавить, что и художественной идее в хореографической постановке тоже должного внимания не уделялось. Все эти весомые причины в начале второй половины XIX века привели к упадку балетного искусства в России.

Необходимо заметить, что в то же самое время русские композиторы, сочиняя оперы, довольно часто свои гениальные произведения украшали развёрнутыми балетными сценами. Хорошим примером тому служит второй акт оперы «Иван Сусанин» Михаила Ивановича Глинки, представленный эффектной танцевальной сюитой, а также роскошная хореографическая композиция в половецком стане в опере «Князь Игорь» Александра Бородина. Воплощая образы врагов, данные сцены, повинуясь сквозной динамике оперного спектакля, помогали авторам более красноречиво представить публике содержание музыкального произведения.

Такие яркие танцевальные включения в оперные спектакли выдающихся русских композиторов, а также достижения их французских коллег в области хореографического искусства, подвигли Петра Ильича Чайковского внести серьёзные изменения в критическую ситуацию, возникшую в российском балете. Свои революционные преобразования он воплотил в трёх сказочных балетах: прежде всего в «Лебедином озере», а спустя десять лет в «Спящей красавице» и «Щелкунчике».

Несмотря на то, что балет не относился к приоритетным видам искусства, Пётр Ильич довольно часто посещал хореографические спектакли и даже проявлял интерес к технике танца. В связи с этим, когда композитору сделали заказ на сочинение балета, он согласился, так как хотел не только опробовать себя в этом для него новом жанре, но и внести возможные преобразования, чтобы усовершенствовать данный вид искусства.

Приступая к реформированию жанра, Пётр Ильич для себя решил не отказываться от номерного строения и традиционных форм балета: «классических» и «характерных танцев», пантомим и дивертисментов. При этом важно отметить, что в качестве основы лирического действия он предполагал опираться на «танец-дуэт» и «танец-действие». Эти номера он задумал заключать в крупную музыкальную форму, которая была бы подвластна законам симфонического развития, а устоявшиеся ранее балетные формы композитор планировал наделить внушительной масштабностью и всецело подчинить задаче раскрытия музыкального содержания.  Всё задуманное Чайковский осуществил и в результате сделал свои балетные спектакли целостными, строго продуманными произведениями, в которых недопустимо менять порядок танцевальных номеров, так как все они объединены общим замыслом.

Наделив яркой образностью, Пётр Ильич музыку балета, из подчинённого элемента превратил в составляющую, которая одушевила танец. Другими словами, в слиянии с хореографией композитор сделал её способной выражать самые разные человеческие эмоции и чувства, а значит красноречиво передавать сюжет и идею произведения. При этом музыкальный материал в балетных спектаклях Чайковского получил единую линию развития, которая ранее была присуща только симфоническим и оперным произведениям. Композитор наполнил его глубокой содержательностью и весьма напряжённым тематическим развитием, а каждый сценический образ раскрасил развёрнутой музыкальной характеристикой.

Воплотив в своих балетах, все эти существенные новаторские преобразования Чайковский поднял жанр на совершенно новый уровень и тем самым дал значительный толчок для развития данного вида искусства.

 

 

«Лебединое озеро»

Пётр Ильич Чайковский в 1875 году получил не совсем обычный для него заказ от дирекции императорских театров. Композитора попросили сочинить музыку к балетному спектаклю, который изначально имел название «Озеро лебедей». Основу сказочного сюжета о девушке, превращённой в лебедя злым колдуном, придумал управляющий московскими императорскими театрами Владимир Петрович Бегичев, а вот за помощью в создании либретто он обратился к танцовщику Василию Гельцеру.

Даже не имея опыта сочинения музыки в данном жанре, но будучи страстным балетоманом Чайковский, сразу согласился, тем более, что его заинтересовал волшебный сюжет. Весьма ответственно подойдя к новой работе, композитор начал с того, что стал детально разбираться в малоизвестном ему жанре. Пётр Ильич знакомился с балетными партитурами, а по поводу танцев советовался с именитыми хореографами. Только тщательно изучив все тонкости данного искусства Пётр Ильич начал сочинять музыку к спектаклю.

Часть лета того года композитор провёл в поместье Каменка у своей сестры Александры Ильиничны Давыдовой, однако к сочинению «Лебединого озера» приступил лишь в последние недели августа. Впрочем, работа была настолько плодотворной, что к началу сентября Пётр Ильич привёз в Москву готовыми 2 акта балета, а полностью партитуру произведения завершил в апреле следующего года. Репетиции спектакля, постановку которую поручили балетмейстеру Рейзингеру, начались осенью, а двадцатого февраля 1877 года состоялась премьера балета, который в окончательном варианте получил название «Лебединое озеро». Несмотря на то, что в произведении было много новаторских решений - это событие прошло незамеченным и спектакль продержался на сцене сравнительно недолго: всего восемь сезонов.

Второе рождение «Лебединого озера» состоялось после смерти Петра Ильича, а именно в начале 1895 года в Петербурге. К жизни балет возродили выдающийся хореограф Мариус Петипа и его помощник Лев Иванов. Именно в их версии стало очевидным, насколько Чайковский реформировал танцевальный жанр. Разрозненные номера, ранее доминировавшие в балетных спектаклях, были объединены в целостное произведение, раскрывающее основную идею лирического сюжета. Также композитор значительно преобразовал роль музыки в балете: из второстепенной, она вместе с танцем стала одной из главных составляющих хореографического спектакля. При этом Пётр Ильич, имея весомый опыт в сочинении оперной и симфонической музыки старался те же принципы использовать в «Лебедином озере» - балете который впоследствии приобрел мировую славу.

 

 

«Спящая красавица»

В один из приездов Петра Ильича Чайковского в Санкт-Петербург, а точнее в апреле 1888 года, к композитору обратился директор императорских театров Иван Александрович Всеволожский с просьбой написать музыку к балету «Спящая красавица» по мотивам знаменитой сказки Шарля Перро. Чайковский, все мысли которого были поглощены Пятой симфонией, вразумительного ответа не дал, однако Всеволжский тонко намекнул, что это пожелание самого императора, а ему Пётр Ильич отказать не смел.

Серьёзно размышлять над новым проектом композитор начал только осенью. В начале ноября он вновь посетил столицу, где должно было состояться премьерное исполнение увертюры - фантазии «Гамлет», и пользуясь случаем встретился с Всеволожским и балетмейстером Мариусом Петипа. Чайковский от них получил не только готовое либретто, но и детальный план начала балета «Спящая красавица». Внимательно изучив предоставленные материалы Пётр Ильич решил со всей полнотой погрузиться в любимый, со времён «Лебединого озера» жанр. Впрочем, после 24 января, следующего 1889 года композитору было уже не до сочинения балета. Он отправился в гастрольный тур по городам Германии, Швейцарии и Англии. Лишь в середине мая Чайковский приехал в Петербург, чтобы с Всеволжским и Петипа обсудить дальнейшую работу и постановку «Спящей красавицы». После этой встречи он отправился в расположенную под Клином усадьбу Фроловское и там, усиленно работая, до 20 августа завершил партитуру. Репетиции спектакля начались в Петербурге во второй половине сентября, а премьера, поначалу назначенная на середину декабря, затем была перенесена на начало января.

Генеральная репетиция «Спящей красавицы» состоялась 2 января 1890 года в Мариинском театре в присутствии самого императора Александра III, а на следующий день премьерный спектакль и на публику произвёл неотразимое впечатление совершенной музыкой Чайковского, отточенной хореографией Петипа, шикарными костюмами и великолепными декорациями. Небывалый успех настоящего зрелищного праздника был также отмечен многими столичными газетами. Впрочем, не все оценки балета были единодушными. Некоторые балетоманы даже заявляли, что такая музыка для танцев совершенно непригодна.  Сам же Петр Ильич, воспринимая данное творение как «симфонию в танце», без колебаний определил его в число лучших своих сочинений. Действительно в красочном балете «Спящая красавица», отличающийся особой жизнерадостностью и праздничностью, Чайковский применил весь свой опыт и мастерство симфониста - драматурга. Он создал в этом балете новейший вид программной симфонической музыки. В данном произведении музыкальная драматургия по стилю соответствует поздним операм и симфониям композитора, отличие лишь в том, что музыка «Спящей красавицы» наполнена жизнелюбием и в ней главенствуют светлые образы.

 

«Щелкунчик»

Не прошло и года, как на сцене Мариинского театра Петербурга состоялась грандиозная премьера «Спящей красавицы», и руководитель императорских театров Иван Александрович Всеволжский вновь обратился к Петру Ильичу Чайковскому с поручением. Однако на этот раз просьба была не совсем обычная. Композитору нужно было сочинить музыку к представлению, включающему два небольших спектакля: один оперный, а другой хореографический. В основу одноактной оперы Всеволжский решил положить произведение датского драматурга Хенрика Херца «Дочь короля Рене», а для двухактного балета он выбрал сказочную историю немецкого писателя Эрнста Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» в переводе А. Дюма-сына. Опера, в дальнейшем получившая название «Иоланта», у Петра Ильича беспокойства не вызывала, а вот за балет он немного тревожился. Такое волнение побудило композитора обратиться за помощью к Мариусу Петипа, который к тому времени уже составил подробный план будущего спектакля. Несмотря на такое содействие, сочинение нового произведения у Чайковского продвигалось довольно медленно. Из-за грандиозного концертного турне в Соединённые Штаты работа над балетом у него растянулась с февраля 1891 года по март 1892 года. Пётр Ильич очень беспокоился, что не успеет к назначенному сроку завершить балет, а потому в письменном послании просил Всеволжского о перенесении премьеры на будущий сезон. При этом даже в каюте на корабле, пересекая океан, он не прерываясь сочинял музыку «Щелкунчика».

Оркестровку балета Чайковский начал лишь в декабре, но именно тогда ему пришла идея: из наиболее ярких номеров составить сюиту. Через три месяца, а точнее 7 марта 1892 года композитор продемонстрировал это произведение на концерте Русского музыкального общества. Сочинение имело оглушительный успех: слушатели требовали повторить произведение на бис.

Генеральная репетиция «Щелкунчика» состоялась 5 декабря 1892 года в присутствии императора Александра III, который был так впечатлён, что высказал композитору очень много одобрительных слов. Впрочем, премьерное исполнение спектакля, состоявшееся на следующий день, ни коллег - композиторов, ни прессу совсем не впечатлило, и автор услышал много негативных высказываний. Это было предсказуемом, так как несмотря на то, что Пётр Ильич со всей полнотой объединил свои лучшие черты музыкальной драматургии и сформированного симфонического искусства, любое новаторство всегда получает неоднозначные оценки.

В этот наполненный романтикой сказочный балет о доброте и любви, которая может преодолеть любые злые чары, композитор действительно ввёл много новшеств. Он представил особый вид хореографического спектакля, в котором преобладают пантомимные сцены и характерные танцы, а помимо того, чтобы увеличить изобразительность и придать музыке чарующую сказочность придумал особые тембровые эффекты. К примеру, волшебный звук до того невиданного инструмента челесты.

Так или иначе время всё расставило по своим местам. «Щелкунчик», признанный совершеннейшим художественным явлением и одним из лучших произведений для детей, продержался на сцене Мариинки свыше тридцати сезонов, и разлетелся по театрам мира, став неотъемлемым символом новогодних и рождественских праздников.

 

Интересные факты

  • Изначально в балете «Лебединое озеро» был задуман трагический финал, в котором главные герои погибают. Однако в последующих интерпретациях, в зависимости от фантазии постановщика, развязка произведения значимо менялась. Впрочем, в Советском Союзе с начала пятидесятых годов балет приобрёл счастливое окончание. Такой финал был мотивирован тем, что любая сказка должна завершаться хорошо.
  • В ХХ веке западные хореографы весьма часто обращались к балету «Лебединое озеро». При этом некоторые балетмейстеры так интерпретировали произведение, что использовали только партитуру.
  • Впервые «Лебединое озеро» за пределами России было показано осенью 1911 года в рамках «Русских сезонов Сергея Дягилева». Его увидели жители английской столицы в постановке и с хореографией Михаила Фокина.
  • Постановка балета «Спящая красавица» в Мариинском театре стала одной из самых дорогих. На неё было выделено более сорока тысяч рублей, что в то время составляло одну четверть от годового бюджета всех театров Санкт-Петербурга.
  • Иван Александрович Всеволжский выбрал для балетного спектакля французскую сказку «Спящая красавица» по политическим мотивам. Он горячо поддерживал курс императора Александра III на сближение с Французской республикой.
  • В конце 1892 года меломаны российской столицы с нетерпением ожидали премьерное исполнение «Щелкунчика». По городу ходили слухи о приготовленном для публики особом сюрпризе. Были предположения, что балет украсит знаменитая европейская прима. Это так и было, однако сюрприз заключался в том, что итальянская балерина танцевала под звуки необычного инструмента - челесты.
  • «Щелкунчик» - это эффектный музыкальный спектакль, для премьеры которого изготовили полторы сотни красочных костюмов. Для освещения спектакля использовали более семи сотен осветительных приборов, а во время «Вальса снежных хлопьев» сбросили двадцать килограммов конфетти.

 

 

Балеты П.И. Чайковского – это не только уникальное явление, но и подлинные шедевры, которые в нынешнее время оцениваются как бесценные сокровища как отечественного, так и мирового музыкального искусства. В данных гениальных произведениях великого композитора, воплотивших истинное единение музыки и танца, весьма ярко проявилась его реформаторская деятельность в области балета. Данные совершенные творения стали культурным достоянием России, а также визитной карточкой прославленного классического русского балетного искусства.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Пётр Ильич Чайковский «Лебединое озеро»