Галина Уланова

 

Галина Уланова. Эту гениальную балерину называли «Русским чудом», «Великой Немой» и «Человеком – Легендой». Поэты посвящали ей стихи, а писатели делали прообразом героинь своих произведений. При жизни Улановой ставили памятники, а её именем называли драгоценные камни. Чтобы попасть на спектакль выдающейся балерины любители классической хореографии во многих странах мира стояли в очередях в театральные кассы по ночам. Легкость, воздушность и отточенность танца Улановой завораживала и доводила до слёз не только простых людей, но коронованных особ. Её ставили в один ряд с такими прославленными танцовщиками, как Мария Тальони, Анна Павлова, Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский и Марго Фонтейн.

Краткую биографию Галины Улановой, а также интересные факты о балерине читайте на нашей странице.

 

 

 

Краткая биография

Утро 8 января 1910 года (по новому стилю) у артиста кордебалета Мариинского театра артиста Сергея Николаевича Уланова началось с важного события: его жена, тоже служительница Терпсихоры, Мария Фёдоровна Романова родила девочку, которой при крещении дали имя Галина. Детство у будущей балерины было скорее мальчишеским, нежели девчачьим. Отец ждал сына, и после рождения дочери, так и не смог перестроиться, поэтому брал её с собой на рыбалку и охоту, а также учил многим другим «мужским» занятиям. Маленькую Галю совершенно не интересовали куклы, ведь она мечтала стать моряком.

Санкт-Петербург, место рождения Галины Улановой

Так уж случилось, что детство девочки, которое было очень коротким, разделилось на две половинки. Первая – дореволюционная: счастливая, безмятежная и обеспеченная, а вторая – в страшных образах революционных вихрей со скудным питанием и в поношенной одежде. Подростковый период у Гали начался довольно рано, а именно в 1919 году, когда умерла её любимая няня Евгения Никитична, и родители можно сказать от безысходности отдали девочку в хореографическую школу. Перспектива стать балериной Галину вовсе не радовала, а потому всяческие соблазнительные уговоры на неё не действовали. Тем не менее девочку представили приёмной комиссии и все экзаменационные испытания она прошла весьма успешно.  Важно отметить, что мама Галины - Мария Федоровна в то время не только танцевала на сцене бывшей Мариинки, но также преподавала классический танец в хореографическом училище. Чтобы не отдавать обучение дочери в чужие руки, она оставила свой средний курс и взяла первый класс Галины. При этом родители, чтобы любимая доченька в трудное время Гражданской войны была гарантировано обеспечена едой и теплом, отдали её в интернат при данном учебном заведении. Гале поначалу это очень не нравилось, однако со временем она не только привыкла к спартанскому режиму хореографической спецшколы, но и полюбила свою альма-матер до самозабвения. Постепенно она стала осознавать: балетное искусство - это сверхъестественно счастливая творческая жизнь, которую нужно заслужить неимоверным трудом.

Галина Уланова в детстве

Так первым учителем Галины была её мама, и к дочери Мария Фёдоровна была также профессионально строга, как и остальным своим ученицам, а кроме того помимо занятий в училище она и дома заставляла будущую балерину ежедневно по несколько часов оттачивать техническое мастерство. В результате в 1925 году в числе лучших учениц Уланова была переведена в техникум, в класс знаменитой Агриппины Яковлевны Вагановой, а туда брали не всех. Помимо этого, она продолжала совершенствоваться под присмотром любимой мамочки и хорошо осознавала ценность её уроков.

Агриппина Яковлевна сразу выявила у Улановой особые индивидуальные качества: эмоциональную безграничность, но самое главное фанатичную одержимость балетом и настойчивость совершенствоваться. Вместе с тем близкого доверительного контакта между педагогом и ученицей так и не случилось, хотя впоследствии они весьма плодотворно работали.

Весной 1928 года о Галине Улановой, после успешной сдачи выпускных экзаменов в хореографическом училище, заговорили как о балерине, подающей большие надежды, и свидетельством тому было зачисление её в балетную труппу Ленинградского академического театра оперы и балета.

 

 

Начало творческого пути

После окончания хореографического училища у Галины Улановой началась жизнь, которую можно охарактеризовать как непрерываемый творческий процесс. Дебют молодой балерины на сцене прославленного театра начался с балета «Спящая красавица», в котором ей досталась роль принцессы Флорины. Это выступление юной танцовщицы своей лёгкостью, пластичностью и техникой весьма впечатлило не только публику, но и руководство театра, а потому следующим спектаклем - настоящим профессиональным вызовом для Галины стала главная партия в «Лебедином озере». В начале 1929 года ей предложили роль «Одетты - Одиллии», которую она с партнёром Михаилом Дудко в следующем театральном сезоне станцевала шесть раз. Созданный балериной образ лебедя получился настолько пленительно-трогательным, светлым и искренним, что она получила право не только на введение в значимые сцены в балетных спектаклях, но и на главные партии.

Сезон 1929-30 года для Улановой был ознаменован партией Авроры в «Спящей красавице», которую она готовила без чьей-либо помощи, то есть совершенно самостоятельно. Дебют балерины в «Спящей красавице», состоявшийся 1 декабря 1929 года и продемонстрировавший виртуозное исполнение, стал настоящим «аттестатом зрелости» танцовщицы. Её интерпретация, наполненная потаённой экспрессией, красноречиво отображала в танцевальных движениях мечты человека о настоящей любви. 

Галина Уланова в балете «Спящая красавица»

Театральный сезон 1930-31 года Галина сама характеризовала как один из самых напряжённых и требующих особого сосредоточения сил. В её репертуар были добавлены главные партии «Золотого века» Д.Д. Шостаковича, «Раймонды» А.К. Глазунова и «Ледяной девы» на музыку Э. Грига. В следующем сезоне 1931-32 года, сохраняя в своем репертуаре «Спящую красавицу», «Лебединое озеро» и «Раймонду», балерина взяла такие классические пики, как «Шопениана» на музыку Ф. Шопена и «Жизель» А. Адана. Далее были новые постановки: «Конёк-Горбунок» Ц. Пуни, «Пламя Парижа» Б. В. Асафьева, а также знаменитый «Умирающий лебедь» Сен- Санса, в котором в полном объёме раскрылась поэтичная сущность улановской хореографии. После просмотра этого сердечного и наполненного неподдельным чувством номера, балетоманы сделали весьма значимое заявление: Уланова сопоставима с Тальони и Павловой, то есть талант балерины начали возносить до небес. Её даже стали сравнивать с великой Верой Комиссаржевской, ведь Улановские движения были многозначительнее любых слов.

Сезон 1934 – 1935 года, преподнёсший балерине «Щелкунчика» П. И. Чайковского, «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева и «Эсмеральду» Ц. Пуни, уже можно назвать предисловием к триумфу и затем всемирной славе Улановой. Зрители после спектаклей потрясённые пластическим мастерством балерины, под шквал оваций скандировали её фамилию, а критики, начали оценивать её творчество, как убедительную «рекламу» учения Станиславского, то есть искусство, вышедшее далеко за пределы хореографии.

Балет «Щелкунчик»

В тот же период Уланова впервые представила своё мастерство в прославленном Большом театре, где своим искусством тоже привела публику в гипнотическое состояние. Успех балерины был таков, что её вызывали аплодисментами после первого акта. Следующие приезды Улановой москвичи уже воспринимали как настоящую художественную сенсацию. Столичные балетоманы, сформировавшие группу поклонников, так называемых «уланистов», не пропускали ни одного спектакля. Это свидетельствует о том, что жители столицы полюбили Уланову, а она в свою очередь полюбила Москву.

По возвращении после гастролей в родной театр Галина Сергеевна пополнила свой репертуар главными партиями в таких спектаклях, как «Утраченные иллюзии» Б.В. Асафьева, «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева, «Баядерка» Л. Минкуса. Она ещё тщательнее прорабатывала каждую роль и сосредоточенно входила в образ. Так поэтапно чудесная лирическая танцовщица, обладающая неотразимым обаянием, превращалась в серьёзную драматическую актрису, выдающиеся заслуги которой в 1941 году были отмечены Сталинской премией первой степени.

 

 

Война

Великая Отечественная война нарушила творческие планы Улановой. Прокофьев, окрылённый успехом «Ромео и Джульетты», задумал сочинить для Галины Сергеевны новый хореографический спектакль. Здесь желания композитора и балерины разошлись. Уланова очень хотела себя видеть в роли Снегурочки, однако Сергей Сергеевич, заявив, что об этом сказочном персонаже лучше Римского-Корсакова никто не напишет, начал работу над балетом «Золушка». 

В самом начале войны жизненные обстоятельства Улановой сложились так, что в июле 1941года она спешно вышло замуж за театрального режиссёра Юрия Александровича Завадского и уехала с ним в Москву.

Галина Уланова и Юрий Завадский

В конце сентября балерина решила присоединиться к труппе родного Кировского театра, который был эвакуирован в город Молотов (Пермь) и сразу активно включилась в работу. В начале 1942 года Галина Сергеевна сильно травмировала ногу и в связи с этим, для восстановления здоровья, взяла отпуск и уехала к мужу в Алма-Ату. Впрочем, 18 июня Уланова уже с успехом дебютировала на сцене казахской столицы. Своим творчеством она преображала не только публику, но и артистов Театра имени Абая. Галина Сергеевна держалась скромно, а помимо того ненавязчиво помогала молодым артистам готовить роли, то есть она осваивала новую для себя профессию педагога-репетитора. В конце года на Уланову свалилась новая напасть: она заболела тифом, от которого оправилась лишь к весне следующего года. После выздоровления Галина Сергеевна вновь приступила к работе в театре и делала это с такой отдачей, что ей было присвоено почётное звание «Народная артистка Казахской ССР».

В октябре 1943 года Уланова вновь вернулась в Молотов, а воссоединившись со своими театральными коллегами, сразу вошла в репертуар. Она выступала не только в театре, но и в госпиталях перед ранеными солдатами, а также перед рабочими на оборонных заводах.

Затем с фронта балерине приходили письма, в которых бойцы признавались, что её идеальный образ стал символом, помогающим в борьбе с жестоким врагом.

Кировский театр вернулся из эвакуации в конце весны 1944 года, но вскоре Улановой пришлось попрощаться с ленинградскими артистами, так как она согласилась на предложение стать примой-балериной Большого театра.

 

Москва. Большой театр

В июне 1945 года Галина Сергеевна впервые побывала за границей. По распоряжению маршала Конева она в числе лучших артистических сил Советского Союза выступила в Вене в императорском дворце Хофбург. Успех был настолько оглушительным, что австрийцы на концерте плакали от восторга, а бурные аплодисменты и крики «бис» мешали балерине танцевать.

 Вернувшись на Родину, но же в Москву, у Улановой открылось второе дыхание. Первой значимой премьерой на сцене Большого театра для Галины Сергеевны была «Золушка», которую Сергей Прокофьев сочинял именно для неё. Сказочный спектакль-феерия, впервые показанный 21 ноября 1945 года, такими овациями встречался публикой, что вскоре был причислен к «классическим произведениям», а Уланова за роль Золушки получила вновь Сталинскую премию.

Галина Уланова в балете «Золушка»

Затем публика Большого в исполнении Улановой впечатлялась «Шопенианой», «Ромео и Джульеттой», «Спящей красавицей», «Лебединым озером». Новые роли Галина Сергеевна стала осваивать лишь в сезоне 1949-50 года.  Это были два балета Рейнгольда Глиэра: «Медный всадник» и «Красный мак».

Пятидесятые годы в жизни Улановой были отмечены повышенной активностью. Помимо большой занятости в театре и гастролями, она с размахом занялась публицистической деятельностью, принимала участие в различных фестивалях, съездах, но самое главное снялась в фильмах - балетах «Бахчисарайский фонтан» и «Ромео и Джульетта», которые разлетевшись по разным странам, принесли ей мировую славу. Именно в этот период балерине присвоили звание «Народная артистка СССР».

Италия, Франция, Англия, Бельгия, Финляндия, США, Швеция, Норвегия, Китай, ГДР, ФРГ, Польша, Венгрия – это не весь перечень тех стран, воочию познакомившимися с творчеством Улановой, интерес к которому был огромен. Балетоманы по ночам стояли в очередях к театральным кассам. После спектаклей, имеющих триумфальный успех, балерину вызывали бесконечно, а от преподнесённых ей цветов сцена превращалась в живую клумбу. Сама Уланова считала, что такая напряжённая и ответственная гастрольная деятельность по окончании её творческой карьеры была весьма нелёгкой, тем не менее Галина Сергеевна получила большое удовлетворение от проделанной работы.

Вернувшись в СССР после грандиозного турне Уланова в конце 1960 года на пике своей мировой популярности завершила свою хореографическую карьеру, последний раз выйдя на сцену Большого театра в балете «Шопениана».

Далее жизнь Галины Сергеевны была связана с активной педагогической и общественной деятельностью. Балерина жила одна. У нее была своя квартира, которая артистку полностью устраивала. Затем Уланова в начале семидесятых годов пустила под свою крышу Татьяну Агафонову – журналистку, работающую в газете «Комсомольская правда». Они стали родственными душами, и молодая девушка воспринималась Галиной, как приемная дочь. Несмотря на то, что Агафонова была значительно младше Улановой, смерть настигла ее в 1994 году. В итоге Уланова снова осталась одна, и на этот раз — до конца своих дней. Тем не менее артистку нельзя было назвать затворницей. Галина Сергеевна часто выходила в свет, общалась со многими людьми и открыто делилась своими мыслями по любому вопросу. Кроме того, даже на девятом десятке Уланова не позволяла себе расслабляться. Ежедневно она делала зарядку в течение часа, в которую, помимо обычных упражнений, входили и балетные па. Также артистка следила за своим весом, продолжая сохранять его на отметке 49 килограмм до самого дня смерти. Знакомые Улановой отмечали, что она всегда следила за своими нарядами, одеваясь красиво и изящно. Также ее можно было легко узнать в толпе по легкой и воздушной походке.

Великая балерина ушла из жизни 21 марта 1998 года после дважды перенесённого инсульта.

 

Галина Уланова биография Галины Улановой 

краткая биография Галины Улановой  

 

Интересные факты

  • Первый раз Галина Уланова вышла на сцену театра и участвовала в настоящем балетном представлении «Капризы бабочки», когда обучалась в первом классе хореографического училища. Её роль сводилась к тому, чтобы, ползая на животе изображать «божью коровку». Впоследствии Галя танцевала во всех спектаклях ГАТОБа, где предполагалось участие маленьких танцовщиков.
  • Иосифу Сталину очень нравилось, как танцует Галина Уланова. Дело в том, что он не выносил стука пуантов по сцене, а Уланова танцевала не только красиво и легко, но самое главное бесшумно.
  • Первый раз Уланова получила официальное предложение совершить гастрольную поездку за рубеж 2 октября 1939 года после того как на спектакле «Лебединое озеро» с её участием побывал министр иностранных дел Германии Иоахим фон Риббентроп. Однако в то время уже началась Вторая мировая война и Галина Сергеевна категорически отказалась.
  • Когда Галина Уланова во время войны находилась в эвакуации в Алма-Ате, Сергей Эйзенштейн там работал над фильмом «Иван Грозный». Гениальный режиссёр на роль царицы Анастасии сразу пригласил Галину Сергеевну. Поначалу она посчитала это предложение за шутку, однако в пробах всё же поучаствовала и всем понравилась. Тем не менее драматической актрисой Уланова так и не стала. При первом удобном случае, к неописуемому огорчению Сергея Михайловича, она сбежала в город Молот (Пермь), где в то время находился её родной Кировский театр.
  • Уланова очень любила отдыхать и восстанавливать свои силы на озере Селигер. Галина Сергеевна считала, что именно природа этого чудесного края вдохновляла её на создание образов, которыми восхищались по всему миру.
  • В пятидесятые годы было заведено всех важных иностранцев, посещающих нашу страну с официальными дружественными визитами, обязательно водить в Большой театр на балет с участием Улановой. Для простых зрителей попасть на спектакль знаменитой балерины было весьма проблематично. Билеты продавались по предварительной записи и раскупались за несколько часов.
  • В честь великой балерины Галины Улановой был назван сорт тюльпанов, выведенный голландскими цветоводами, астероид, открытый астрономами Крыма в 1982 года, 164 – каратный алмаз, являющийся национальным достоянием и добытый в Якутии в 1998 году.
  • После завершения своей хореографической карьеры Галина Сергеевна тридцать лет продолжала работать в Большом театре, но уже как педагог-репетитор. Гениальная балерина стала наставником молодому поколению артистов и не только из СССР, но и из Франции, Германии, Швеции, Японии, Австралии. Она помогала раскрыть индивидуальность таких талантов, как Екатерина Максимова, Владимир Васильев, Людмила Семеняка, Малика Сабирова, Алла Михальченко.
  • Галина Сергеевна была замкнутым человеком и о себе говорить не любила. Между тем её личная жизнь была весьма насыщенной. Мужьями балерины были: концертмейстер Исаак Меликовский, режиссёр Юрий Завадский, режиссёр Иван Берсенев, художник Вадим Рындин. Помимо этого, у неё были отношения с профессором Николаем Николаевичем Качаловым и дирижёром Евгением Дубовским. Необходимо отметить, что в официальном браке Уланова состояла лишь с Юрием Завадским. Ни от одного из супругов Галина Сергеевна не родила, что её сильно расстраивало. Однако, еще будучи девочкой-подростком, начавшей карьеру в балете, родители внушали Галине, что воспитание детей с ее будущей работой абсолютно несовместимо.
  • Народная артистка СССР Галина Уланова являлась самой титулованной балериной нашей страны. Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, четырёх Сталинских премий, премии президента РФ, итальянской премии имени композитора Бьотти, премии Анны Павловой парижского Института хореографии, она была награждена двумя орденами Ленина, пятью орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета» и французским орденом «За заслуги в литературе и искусстве».
  • Великой балерине Галине Ульяновой ещё при жизни поставили два памятника: один на Аллее Героев Московского парка Победы в Ленинграде, а другой перед Музеем танца в городе Стокгольме.

 

Галина Уланова. Эту великую балерину и по сей день помнят не только в России, но и во всем мире. В истории балета она навсегда останется, как одна из самых выдающихся танцовщиц. Прославленная жизнь и творческий путь Улановой в нынешнее время является яркой путеводной звездой для юных девушек, только начинающих осваивать прекрасное искусство театрального танца.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: