Что такое па-де-де, история па-де-де

 

Балет. Этот прекрасный вид сценического искусства, неразрывно объединивший в себе танцевальное, музыкальное и драматическое искусство, никого не оставляет равнодушным. Грациозные движения изящных танцоров под обворожительную музыку так воздействуют на зрителей, что они как зачарованные не могут оторвать взгляд от происходящего на сцене восхитительного действия. Одной из основных составляющих балета является хореография, включающая в себя такие виды танца, как классический, характерный и связующую сюжетной линии спектакля - пантомиму. Многоликость танца в балете слагается в хореографические формы, среди которых особого внимания заслуживает «па-де-де».

Историю происхождения «па-де-де» и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

 

 

 

Что такое па-де-де?

Па-де-де (pas de deux) – данная фраза, с французского языка переводимая как «шаг двоих», представляет собой одну из важнейших музыкально-хореографических форм в балете.  «Па-де-де» - это классическая танцевальная сюита, являющаяся лирическим центром какой-либо сцены или акта. Этот любовный танец, не несущий сюжетной нагрузки, но отражающий чувства героев, исполняется балериной с партнёром и включает в себя несколько номеров:

  • Антре (entrée) – в переводе с французского «представление». Это свободный и эффектный выход героев, то есть своего рода экспозиция представляемой танцевальной сюиты.
  • Адажио – любовный дуэт, как правило, под выразительную музыку лирического характера, заключённую композитором в простую трёхчастную форму с динамически развитой репризой. В «адажио» балерина легко парит в неспешных прыжках, замирает в живописно красивых позах или грациозно вращается на мысочке ноги. При этом весьма важную роль в данном дуэте играет партнёр. Он поддерживает балерину во время её элегантных движений и виртуозных вращений.
  • Вариации – поочерёдные сольные выступления балерины и танцовщика. Это технически усложнённые и композиционно развёрнутые танцевальные этюды, в которых присутствуют как большие прыжки, так и мелкие технически усложнённые движения.
  • Кода – заключительная часть, в которой партнёры сначала танцуют поочерёдно, но затем завершают танцевальную сюиту вместе.

 

 

Популярные па-де-де

  • Феи Драже и принца Оршада из 2 акта балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.
  • Принцессы Авроры и принца Дезире из 3 акта балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского.
  • Чёрного лебедя и принца Зигфрида из 3 сцены балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского.
  • Китри и Базиля из 3 действия балета «Дон Кихот» Л. Минкуса.
  • Жизели и принца Альбрехта из 2 акта балета «Жизель» А. Адана.
  • Ромео и Джульетты из 1 акта балета «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева.
  • Спартака и Фригии из 3 акта балета «Спартак» А. Хачатуряна.

 
 

 

История па-де-де

Для того чтобы выяснить когда, то есть на каком этапе в академическом балете зародилась одна из основных его форм, за которым закрепилось название «па-де-де», необходимо немного углубиться в историю этого прославленного хореографического искусства.

Исходная точка возникновения балета отправляет нас в Северную Италию почти на шестьсот лет назад, а точнее в эпоху Возрождения. Именно тогда итальянские вельможи во время своих пышных дворцовых празднеств стали уделять танцам приоритетное внимание. Учителя танцев заблаговременно продумывали и репетировали с дамами и кавалерами упорядоченные фигуры и движения. В результате такой усердной подготовки балы в княжеских дворцах стали напоминать театральные действия, которые очень понравились французам, вторгшимся в Италию в самом конце XV века. Придворные французского монарха Карла VIII, впечатлённые мастерством итальянских учителей танцев, для организации подобных праздников стали приглашать их к королевскому двору в Париж. Так во французской столице появилось итальянское ballare (в переводе танцевать). Стоит отметить, что именно тогда балетмейстеры стали записывать последовательность танцевальных движений.

С течением времени интенсивное усовершенствование балетного искусства привело к созданию нового жанра, на тот момент объединяющего в единое действие музыку, танец и речитатив. В XVII веке появились балеты –маскарады, а также роскошные балетные спектакли на рыцарские и мифические сюжеты. Как раз тогда был сочинён знаменитый «Мерлезонский балет», автором которого являлся сам король Людовик XIII. В нём все танцы исполнялись по определённым канонам, которые установил балетмейстер Пьер Бошан. А кроме того, для сохранения накопленного опыта была открыта Королевская академия танца.

Далее, в первой половине XVIII века, балетные вставки в виде интермедий и дивертисментов стали вводить в театральные постановки модных и любимых оперных спектаклей. Именно в то время в танцевальных эпизодах появились элементы, впоследствии преобразовавшиеся в балетную форму, получившее название «па-де-де». Впоследствии систематическое реформирование балета в шестидесятых годах XVIII-го столетия вылилось в самодостаточное искусство, которое стало активно распространяться по всей Европе и окрашиваться национальным колоритом. Наступивший XIX век, а вместе с ним и романтическое направление оказали существенное влияние на все виды искусства, в том числе и хореографическое. Контакт балерины с партнёром стал более тесным. Появились пальцевые туфли – пуанты, позволяющие танцовщице летать по сцене, а балетная форма «па-де-де», символизирующая любовь героев и иллюстрирующая наиболее поэтичные эпизоды спектакля, приобретала более устойчивую структуру. Отличным примером тому служит «па-де-де» из балета А. Адана «Жизель» с хореографией Жана Коралли и Жюля Перро.

 

Затем история дальнейшего совершенствования классической музыкально-танцевальной формы академического большого балета закрепившей за собой название «па-де-де» переносит нас в Россию. Именно там во второй половине XIX столетия «па-де-де», созданное русским балетмейстером французского происхождения Мариусом Петипа, приобрело эталонное композиционное строение, которое сегодня покоряет весь мир.

 Мариус Петипа

 

Интересные факты

  • Термин «па-де-де» используется не только в балете, но и в цирке. Так называется конно-акробатический номер, исполняемый наездниками на двух лошадях.
  • Днём рождения балета считается 15 октября. В этот день в 1581 году знатной французской публике был представлен спектакль «Цирцея», который считается первым в данном жанре.
  • Помимо «па-де-де» (танец для двоих) в балете также получили распространение и другие формы, среди которых «па-де-труа» (танец троих), «па-де-катр» (танец четверых), «па-де-сенк» (танец пяти), «па-де-сис» (танец шести). В отличие от «па-де-де» в остальных балетных формах количество вариаций увеличивается пропорционально числу танцоров, участвующих в данной хореографической сюите.
  • Французский хореограф Пьер Бошан, живший в XVII веке, первый упорядочил танцевальные движения в балете, подчинил их определённым правилам и продумал терминологию, которая и в нынешнее время используют артисты балета во всём мире. Существует предположение, что пять знаменитых балетных позиций, это тоже изобретение Бошана.

 

 

Почему в каждом балетном спектакле «па-де-де» является одним из самых впечатляющих эпизодов? Ответ на этот вопрос весьма прост.  Данная лирическая сцена основывается на нежных чувствах главных героев. Иными словами, «па-де-де» – это красивый любовный танец, который у зрителей вызывает особо восторженные эмоции.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: