Майя Плисецкая

 

Майя ПлисецкаяНесколько недель назад она была с мужем на премьере его оперы в Мариинском театре. Накануне она пила пиво и ходила на футбол – за несколько десятилетий жизни в Мюнхене полюбив первое и привезя из Москвы любовь ко второму. Была обычная жизнь необычной, легендарной, удивительной женщины. Жизнь, которая закончилась 2 мая 2015 года. Жизнь Майя Плисецкой.

Краткую биографию Майи Плисецкой, а также интересные факты о балерине читайте на нашей странице.

 

 

 

Краткая биография

Майя Михайловна Плисецкая родилась в Москве 20 ноября 1925 года. Отец был управленцем, мать – актрисой немого кино. Первый выход на сцену будущая легенда совершила в 7 лет на Шпицбергене, где семья жила из-за работы отца, в любительской оперной постановке. В 1934 году Майю отдают в Московское хореографическое училище. С миром танца девочка была знакома весьма близко – ее тетя и дядя по матери были артистами балета.

Москва, место рождения Майи Плисецкой

1937 год перевернул судьбу многих в СССР. Плисецкие оказались в их числе – отца Майи арестовали, обвинив в шпионаже. В январе 38 его расстреляли, а через два месяца мать девочки определили в казахстанский лагерь жен изменников родины. Рахиль не подписала бумаги, в которых признавала бы мужа изменником родины и заговорщиком против самого Сталина. Майю взяла к себе тетя, балерина Суламифь Мессерер. Неоднократно к ней приходили чиновники, чтобы забрать Майю в детский дом, но Суламифь была тверда: «Только через мой труп!». И удочерила племянницу.

 

Жизнь без матери не была сладкой – с тетей приходилось непросто, однако именно она дала девочке профессию, ставшую смыслом ее существа. Маму отпустили через 3 года, но начались новые испытания – война, эвакуация в Свердловск. Вернувшись перед 1943 годом домой, Плисецкая оканчивает училище и поступает на службу в Большой театр.

Большой театр

В 1956 году случилось замужество, ее избранником стал партнер по «Лебединому озеру» Марис Лиепа. На брак пару толкнули странные, но понятные в то время обстоятельства – труппа отправлялась в Будапешт, а Марису не давали разрешения выехать из страны. Зарубежный успех состоялся, а семья – нет, развод состоялся тремя месяцами спустя. В 1958 году случился второй брак балерины с композитором Родионом Щедриным. Пара прожила вместе 57 лет.

С начала 60-х Майя Плисецкая стала главной балериной Большого театра, в котором блистала более 30 лет. Конец великолепной карьеры был неожиданным – в 1990 году Юрий Григорович уволил «почетную» приму. Оставшуюся четверть века Майя Михайловна была просто женой и музой, сопровождая мужа на премьерах и встречах. После изгнания из театра они с супругом переехали в Мюнхен и жили преимущественно там, проводя лето в Литве.

 

 

Годы творчества

В Большой театр Майю Плисецкую приняли на позицию артистки кордебалета в 1943 году, сразу после выпуска из училища. Вскоре судьба бросила первый профессиональный вызов – за две репетиции выучить мазурку из «Шопенианы». Майя не просто станцевала эту партию, она показала удивительное мастерство, на прыжковых элементах словно замедляя в воздухе полет, «зависая» над сценой. Такого балетная Москва еще не видела. Если бывают случаи, что артисты просыпаются знаменитыми – этот был одним из самых ярких. Уже на следующий день в кассе театра стали спрашивать билеты «на Плисецкую». Несколько сольных партий кордебалета и Майя уже Маша в «Щелкунчике», Раймонда, Джульетта, Одетта-Одиллия, Китри.

Феноменальный успех у публики не выражался для балерины ни в материальных благах, ни в особенностях положения – в 1953 году после очередных гастролей балерина на 6 лет стала невыездной. Ее подозревали в шпионаже в пользу Великобритании, повсюду за ней следовали соглядатаи. В 1958 году Майя осталась дома, в то время как труппа Большого уехала танцевать в Лондоне. В это время Плисецкая решила сделать свою редакцию «Лебединого озера». В этой постановке она впервые стала не только исполнителем, но и создателем – хореографом. Премьерную серию спектаклей посетили первые лица страны, разделив восторг публики, хотя и пожурив артистку за чрезмерную любовь поклонников и их премьерный ажиотаж с длительными овациями и требованиями бисов. По воспоминаниям очевидцев, с таким чувством и энергией она не танцевала «Лебединое озеро» никогда после.

В 1966 году в Москву приехал с гастролями знаменитый кубинский хореограф Альберто Алонсо, этнический испанец. Майя всю жизнь мечтала о роли Кармен, была поклонницей всего испанского. Посетив выступление труппы Алонсо, она без колебаний пошла за кулисы и, даже забыв поздороваться, предложила ему сделать для нее Кармен. Алонсо ответил согласием, не раздумывая. Заряженная на успех, Майя пробила постановку в министерстве культуры и даже разрешение на работу с иностранцем – кто бы рискнул отказать самому Фиделю Кастро.

 

Плисецкая не пасовала и перед другими сложностями – у Алонсо было мало времени, балет надо было быстро делать с нуля. С музыкой решили не экспериментировать, стало понятно, что с мелодиями Бизе ничто не сравнится. И так же стало очевидно, что адаптировать их под балет тоже мало кто возьмется. Да никто не возьмется, кроме преданного мужа, которого Плисецкая даже не сразу об этом попросила, поскольку он был очень загружен собственной работой. За 20 дней родилась новая интерпретация музыки Бизе. И в партитуре «Кармен-сюиты» рядом с фамилией знаменитого француза совершенно равноправно встала фамилия Родиона Щедрина.

20 апреля 1967 года была дана премьера «Кармен-сюиты». Партию Хозе исполнял Николай Фадеечев, Тореадора – Сергей Радченко. Публика встретила спектакль прохладно. Все, включая министра культуры, ждали испанское развлечение в духе «Дон Кихота», а получили трагическую историю с непривычной хореографией. В афише следующий спектакль заменили «Щелкунчиком», оправдав это недоработанностью, сыростью и эротизмом. Дальнейшая судьба скандальной «Кармен-сюиты» складывалась предсказуемо – балет запретили. Плисецкая смело и открыто выступила в минкульте в поддержку своего детища, заявив, что вместе с Кармен покинет сцену и она. Ее назвали предателем классического танца, но она стояла на своем. В Канаде уже были проданы билеты, Майе предлагали заменить спектакль на «Дон Кихот», она отказалась, случился скандал и гастроли отменили. Но режим оттаял, балет вернулся в Большой. Около 355 раз Плисецкая станцевала Кармен, большую часть – за границей.

Успешный личный тандем с Родионом Щедриным стал и тандемом творческим. 10 июня 1972 года в Большом театре состоялась премьера балета Щедрина «Анна Каренина». Пятью годами ранее супруги работали над одноименной кинолентой и поняли, насколько танцевален этот сюжет. Спектакль шел в театре 12 лет. Балет был поставлен на многих сценах мира, с 2010 года - постоянно в репертуаре Мариинского театра.

В 1973 году Ролан Пети предложил Плисецкой номер «Имя розы». Костюм к этой партии создал Ив Сен Лоран. «Имя розы» стало вторым актом балетов Ролана Пети и единственным, который было разрешено показать в Москве. И то, благодаря протекции французского писателя и коммуниста Луи Арагона, обратившемуся напрямую к Л. Брежневу с прошением о разрешении постановки. В 1974 году Плисецкая в Хорватии посещает исполнение «Болеро» в хореографии Мориса Бежара. Она буквально заболевает этим танцем. По возвращении в Москву сразу же садится за письмо мастеру, но ответа на него не получает. А год спустя ее приглашают танцевать «Болеро» для телесъемки в Бельгии. Столкнувшись с таким трудным рисунком танца, титулованная Майя уже готова отказаться – ее предшественницы учили эту хореографию месяцами, а ей надо справиться за неделю, это невозможно. Бежар предложил стать суфлером, показывая в торце зрительного зала название следующего эпизода номера. Так Плисецкая не сбилась и станцевала первый спектакль, на стрессе запомнив всю пластику. Второй спектакль и телесъемку она вела уже уверенно и самостоятельно. В 1978 Плисецкой с трудом удается добиться включения «Болеро» в свои бенефис в Большом театре. Для Майи Бежар поставил еще несколько номеров: «Айседора», «Леда», «Крылья кимоно», «Куродзука», «Аве Майя». «Леду» Москва так и не увидела…

Четвертым балетом, созданным Щедриным, стала «Чайка» по пьесе А.П. Чехова. Плисецкая снова выступила балетмейстером и станцевала партию Нины Заречной. Премьера прошла 27 мая 1980 года. Еще через 5 лет родился новый балет звездной пары – «Дама с собачкой». Это камерная история на двоих солистов, которая стала последней работой Плисецкой в Большом театре. Костюмы ко всем трем балетам сшил Пьер Карден, чье имя не разрешили даже напечатать на афишах.

В 1988 году Майя Михайловна согласилась принять пост художественного руководителя Испанского национального балета. Это был уже второй подобный опыт – в 1983 году она в течение сезона работала с танцовщиками Римской оперы. В 90-е Плисецкая объехала полмира с концертами. Но когда ее спросили, почему опыт художественного руководства в Мадриде и Риме не получил продолжения, она ответила, что не смогла так долго обходиться без Щедрина.

 

Майя Плисецкая биография Майя Плисецкая 

краткая биография Майя Плисецкая  

 

Интересные факты

  • Балет «Лебединое озеро» Плисецкая станцевала более 800 раз на протяжении 30 лет – с 1947 по 1977.
  • «Умирающий лебедь» был впервые исполнен балериной в свердловской эвакуации. Редакцию номера хореографа Михаила Фокина специально для Майи сделала тетя Суламифь Мессерер.
  • Самый первый сольный номер Плисецкой на первом курсе училища назывался «Конференция по разоружению», в котором она изображала Чан Кайши.
  • Оба мужа Плисецкой были ее моложе – Лиепа на 11 лет, Щедрин – на 7.
  • В невыездные годы Плисецкая пользовалась услугами спекулянтки, занимающейся перепродажей фирменной одежды западных дизайнеров. Для того, чтобы заработать на эти наряды, Майя ездила с концертами по областным центрам вокруг Москвы – Тверь, Иваново, Владимир.
  • Одним из поклонников Плисецкой был брат американского президента Роберт Кеннеди, родившийся с ней в один день.
  • Оперу «Кармен» Майя выучила наизусть еще в детстве, когда плыла на ледоколе на Шпицберген. На корабле была всего одна пластинка с шедевром Бизе, и ее слушали бессчетное количество раз за время длительного путешествия.
  • Гастроли Алонсо Майе порекомендовала посетить мать, сказав, что она увидит что-то очень любопытное.
  • Серж Лифарь в Париже познакомил Майю с Коко Шанель. Модельер устроила дома показ для русской гостьи, затем, возмутившись, что модели не должным образом преподносят одежду, предложила пройтись по подиуму балерине. После того, как Майя вышла в костюме Шанель, Коко подарила его ей. Сейчас этот костюм находится в коллекции Александра Васильева.
  • «Анна Каренина» с момента премьеры вышла на орбиту мирового искусства, и уже почти полвека ставится на подмостках разных континентов. Два чеховских балета почти неизвестны за пределами творческой жизни своей создательницы – слишком персонифицированными они получились, авторскими, индивидуальными.
  • Номер «Аве Майя» был поставлен Морисом Бежаром к 80-летию Майи Плисецкой.
  • В 1994 году была издана автобиография балерины «Я, Майя Плисецкая».
  • Плисецкая – левша, которая научилась писать правой рукой.
  • Родион Щедрин сказал, что бежаровский «Куродзука» - самый любимый им спектакль у супруги. Майя Михайловна станцевала его почти в 70 лет.

 

Майя Плисецкая на экране 

«Кармен-сюита», 1978

«Лебединое озеро», 1957, партия Одетты-Одиллии, Зигфрид – Н.Фадеечев.

«Сказка о Коньке-Горбунке», 1959, партия Царь-Девицы, Иван – В. Васильев.

«Анна Каренина», 1967, режиссер А. Зархи, роль Бетси Тверской.

«Чайковский», 1970, режиссер И. Таланкин, роль Дезире Арто.

«Анна Каренина», 1974, партия Анны Карениной, Вронский – Александр Годунов.

«Фантазия», 1976, партия – Марина Полозова.

«Кармен-сюита», 1978, партия – Кармен, Хозе – Александр Годунов.

«Прерывистые сердца», 1981, балет Ролана Пети.

«Дама с собачкой», 1986, партия Анны Сергеевны, Дмитрий Гуров – Борис Ефимов.

 

 

Яркая, непримиримая, дерзкая, темпераментная, верная, домашняя, любящая – в этих противоречивых сочетаниях и есть уникальность личности, изменяющей историю. Имя такой личности русском балете однозначно – Майя Плисецкая.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Майя Плисецкая