Анна Павлова

 

Анна Павлова. Именно эта великая балерина, которую до сих пор называют самой загадочной танцовщицей двадцатого века, принесла русскому балету всемирную славу. В разных уголках нашей планеты она своим чарующим искусством пленяла сердца как простого народа, так и особ королевских кровей. Главным смыслом жизни Павловой, которую она подчинила самоотверженному служению танца, было нести людям красоту, а значит дарить им минуты наслаждения и восторга.  Обаятельные и выразительные танцы выдающейся балерины поражали не только удивительной воздушностью, но и искренностью чувств. Она проявляла себя как гениальная лирическая актриса и за это знатоки балетного искусства и в нынешнее время сравнивают балерину с редчайшим драгоценным камнем - бриллиантом голубой воды.

Краткую биографию Анны Павловой, а также интересные факты о балерине читайте на нашей странице.

 

 

 

Краткая биография

В морозное утро 31 января (по старому стилю) 1881 года, проживающая в Петербурге бедная прачка Люба Павлова ранее положенного срока родила девочку, которую согласно святцам назвали Анной. Ребёнок был настолько слаб, что жизнь еле-еле теплилась в его нездоровом тельце, однако благодаря неустанной заботе мамы и бабушки дитя выжило.

Санкт-Петербург, место рождения Анны Павловой

Мать, безгранично любившая свою дочь, несмотря на скудное существование, на каждый праздник старалась порадовать её сладостями или игрушками, но однажды Любовь Фёдоровна известила Аню о том, что они пойдут на спектакль «Спящая красавица» в Мариинский театр. Эту сказку девочка хорошо знала, но то волшебство, которое она увидела на сцене, произвело на неё ошеломляющее впечатление. Всю обратную дорогу домой Аня твердила: «Я стану Авророй и буду танцевать на этой сцене». Этот детский замысел стал весьма навязчивым: девочка постоянно спрашивала у мамы разрешения учиться танцевать. В итоге любящее материнское уступило, и Любовь Фёдоровна отвела Аню в хореографическое училище. Впрочем, приёмная комиссия, взглянув на худенькую, маленькую и беспомощную девочку порекомендовала ей подождать ещё пару лет. Два года нетерпеливого ожидания пролетели быстро. Летом Аня ездила к бабушке в Лигово, где, гуляя и наслаждаясь красотами природами, не переставала мечтать о театре и балете. Она, вспоминая тот памятный для себя спектакль с принцессой Авророй, сама училась танцевать и даже стоять и ходить на полупальцах. Бабушка по-своему тоже готовила внучку к предстоящему экзамену: отпаивала её парным молоком и откармливала блинами.

Анна Павлова в детстве

И наконец, в один из августовских дней 1891 года Любовь Федоровна нарядила дочь в заранее сшитое белое платье, новенькие туфельки и повела в училище. Отбор будущих учащихся проходил в несколько этапов и после каждого шёл отсев участников. В итоге из шестидесяти кандидаток оставили только одиннадцать и Аня Павлова была в их числе. Родителей девочек сразу предупредили: первый год будет испытательным, после которого талантливых учащихся возьмут в интернат на полное государственное обеспечение, а неспособных отчислят. Даже несмотря на такое условие Аня была безумно счастлива и весь год целеустремлённо занимаясь выдержала испытание, после которого была принята в интернат. Девочка очень радовалась и гордилась собой, однако вскоре осознав, что её придётся расстаться с любимой мамочкой, горько расплакалась.

 

Театральное училище, которое своей строгостью напоминало монастырь, Аня очень полюбила. Её первым учителем был бывший танцовщик Александр Александрович Облаков, а в следующем году Аню в свой класс взяла Екатерина Оттовна Вазем, слывшая требовательным, но справедливым педагогом. Очень упорная худенькая, малорослая девчоночка с живыми глазами весьма приглянулась Екатерине Оттовне. Своим опытным взглядом она сразу определила, что из целеустремлённой ученицы получится отличная балерина и взяла под «своё крыло». Аня в свою очередь старалась с большим усердием, и уже в первый год её стали задействовать в танцах детей в больших балетных спектаклях, которые с регулярностью проходили в театре по средам и пятницам. Впоследствии повзрослевшая учащаяся Павлова участвовала в дивертисментах, а затем ей поручались и небольшие сольные номера. В то же самое время, ещё с большим благоговением относясь к театру и к своей будущей профессии, юная балерина старалась брать от своих учителей, к которым позднее добавились Павел Андреевич Гердт и Евгения Павловна Соколова, всё самое лучшее.

Однако время пролетело весьма быстро и вот уже Аня в 1899 году 11 апреля вместе с сокурсницами танцует в выпускном экзаменационном спектакле на сцене Михайловского театра и своим юношеским задором, выразительной мимикой, гибкостью, а также изящностью сразу обращает на себя внимание. Затем выпускницы получали право с какой-нибудь ролью или вариацией выступить в спектакле на сцене Мариинского театра. Если такой дебют проходил успешно, то воспитанницу зачисляли в труппу театра, но как правило только в кордебалет. Аня танцевала в двух спектаклях и её вновь отметили: на этот раз не только публика, но и «Петербургская газета». В итоге Анна Павлова была принята в труппу Мариинского театра, и не в кордебалет, а сразу корифейкой.

 

Мариинский театр

Осенью 1899 года для Ани Павловой началась новая жизнь. Она стала артисткой Мариинского театра: мечта маленькой девочки сбылась. Поначалу балерина появлялась в спектаклях в незначительных сценах, но публикой и рецензентами встречалась весьма радушно. Аня завораживала зрителей своей музыкальностью, пластичностью, лёгкостью движений, и это несмотря на то, что техника её танца ещё не отличалась совершенством. Сам Мариус Иванович частенько называл её «моя красавица», а из его уст – это была лучшая похвала. Впрочем, Анна не обольщалась и понимала: чтобы обрести техническое мастерство, ей нужно много и неутомимо трудиться.

Мариус Петипа

Прошло три года, а именно в сезоне 1902-03 года, Анна была квалифицирована как вторая солистка. Теперь ей поручали целые роли в таких балетах, как «Тщетная предосторожность», «Пробуждение Флоры», «Пахита», «Волшебная флейта», «Спящая красавица».

Когда Петипа доверил Анне роль Никии в «Баядерке», она репетировала партию под неусыпным контролем Евгении Павловны Соколовой, талантливой балерины, которая в то время заняла место главного репетитора театра. Для молодой танцовщицы эта роль имела особое значение, и потому она добивалась полного слияния с образом, то есть Аня старалась передать в танце самые тонкие душевные переживания. Затем была главная партия в «Жизели», которую Павлова исполнила так, что создалось впечатление, что Адан сочинил этот балет именно для неё. Художественное совершенство исполнения «маленькой» танцовщицей было по достоинству оценено балетоманами и театральными критиками. Как результат, к недовольству некоторых балерин, Аня становится ведущей солисткой театра. Партнёрами Павловой были разные танцовщики, но особенно хочется выделить Михаила Фокина, то есть два великих артиста, достигнув впоследствии небывалых высот, вместе начинали свою сценическую деятельность.

балет «Жизель»

После «Жизели» Аня в свой репертуар добавила главные роли в балетах «Наяда и рыбак», «Дочь фараона» (1903), «Пахита» (1904), «Дон-Кихот» (1905). Она ежедневно упорно работала не только над техникой, но и над образами, а это давало особые плоды. Газеты писали о балерине Павловой, выделяя её яркий и красивый талант. В связи с этим число её поклонников росло с каждым спектаклем, однако среди них особо выделялся надворный советник Виктор Дандре - обрусевший сын родовитого француза. Важно отметить, что всеобщее признание таланта Павловой дозволило ей стать примой – балериной с жалованием в три тысячи в год.

 

Примерно в то же самое время Михаил Фокин, с благословения самого Петипа, начал свои революционные преобразования в балете, и Анна, не задумываясь, его поддержала. Например, 1907 году Дандре обратился к Михаилу с просьбой поставить спектакль, который должен был раскрасить один из благотворительных вечеров. Дав разыграться своей фантазии, хореограф сочинил два балета. Первый назывался «Эвника» и был поставлен на музыку А. В. Щербачева, а в основу другого спектакля хореограф положил музыку Ф. Шопена. Так появился великолепный балет «Шопениана», в котором Павлова с партнёром Михаилом Обуховым исполнила четвёртый номер - «Вальс», вызвавший у публики настоящее потрясение. Далее эта история имела продолжение: спустя время сама Анна обратилась к Фомину поставить ей концертный номер. Как ответ на эту просьбу у балетмейстера спонтанно возник образ «лебедя», который буквально за несколько минут превратился хореографический шедевр, впервые исполненный Павловой 22 декабря 1907 года на концерте в Дворянском собрании.

 

Зарубежные гастроли

Своё первое зарубежное турне Анна Павлова совершила летом 1907 года. Гастроли по странам Скандинавии небольшой группе, включающей всего четыре человека, устроил большой балетоман из Финляндии, хозяин кондитерской фабрики Карл Фацер. В Риге, Гельсингфорсе, Копенгагене и Стокгольме русских артистов встречали шумными овациями, а газеты восторженно писали об искусстве танцовщиков из России. Сам шведский король Оскар II не пропустил ни одного выступления, а после очередного концерта пригласил Павлову посетить его дворец. Удивлению Анны не было предела, а когда за ней приехала карета, была ещё больше изумлена: дочь бедной прачки едет на приём к королю. В тот раз венценосная особа пожаловала балерине орден «За заслуги перед искусством».

Шведский король Оскар II

После возвращения в Россию Анна решила брать уроки мимики и классического танца у знаменитого Энрико Чеккетти, про которого поговаривали, что он даже бездарность может превратить в гения. Вместе с тем она беспрерывно репетировала в театре, а вечером участвовала в спектаклях. Так в сезоне 1907-08 года Михаилу Фокину заказали постановку нового балета «Павильон Армиды» на музыку Н. Черепнина и главную партию поручили Анне Павловой, однако после премьеры, состоявшейся 25 ноября, данной своей ролью она осталась недовольна. Далее Фокин, из головы которого идеи просто фонтанировали, поставил «Египетские ночи» на музыку А.С. Аренского и вторую «Шопениану» - балеты, ставшие любимыми в репертуаре Павловой.

Летом в 1908 года Анна со своими коллегами вновь отправилась в заграничное турне. На этот раз великолепному русскому балету восхищённо рукоплескали Лейпциг, Прага и Вена. Итоги этой, а также предыдущей поездки наших артистов и особенно триумф Павловой способствовали принятию театральным деятелем Сергеем Дягилевым решения об участии звёзд московской и петербургской хореографии в «Русских сезонах» в Париже. По заранее определённому графику первый балетный показ «Русских сезонов» должен был открыться 19 мая 1909 года, а его эмблемой стал написанный А. Серовым портрет Павловой. Спектакли во французской столице проходили с громадным успехом, однако даже несмотря на то, что один из критиков назвал Павлову «музой Парнаса», она разочаровалась в Дягилевских «сезонах». Анна просила Сергея Павловича включить в программу «Жизель», но он отказал, и можно сказать на этом их дружеские отношения были прерваны, так как балерине не дали возможности продемонстрировать то лучшее, что было в её репертуаре. Более Анна Павлова в «Русских сезонах» участия не принимала.

Вернувшись в Россию Анна стала готовиться к своему первому творческому юбилею. Она была довольна своими достижениями за десятилетний период. Выработав безупречную технику танца, балерина имела ведущие партии почти во всех спектаклях театра и неподражаемо танцевала их как в классических балетах М. Петипа, так и новомодных постановках М. Фокина. Чествование артистки проходили в Мариинском театре 16 ноября 1909 года, после которого она при поддержке Чекетти начала подготовку к гастролям в Париж и Лондон, а затем в Соединённые Штаты.

Концерты в США были организованы управляющим директором «Метрополитен опера» Отто Канном, впервые увидевшим выступление Павловой в Берлине и тут же заключившим с ней контракт на месячное турне. Уже 28 февраля 1910 года Анне восторженно рукоплескали в Нью-Йорке, а затем Бостоне, Филадельфии и Балтиморе. По завершению турне с балериной подписали соглашение и на следующий год. В апреле Павлова имела настолько чрезвычайный успех в Лондоне, что билеты на её выступления свободно купить было невозможно, впрочем, люди часами простаивали на улице, чтобы только увидеть русскую знаменитость. Такие успешные гастроли натолкнули Анну на мысль о создании небольшой собственной труппы. Этой идеей балерина поделилась с Дандре, предложила поехать с ней в Европу и вести дела балетного коллектива. Однако Виктор отказался по причине неприятностей на службе. Необходимо отметить, что в сезоне 1910-11 года из-за постоянных гастролей балерина не участвовала в спектаклях Мариинского театра и за это ей пришлось выплатить неустойку.

 

Лондон

Далее жизнь Анны Павловой складывалась так, что в Россию она уже приезжала только в гости. В окрестностях Лондона она сняла дом, набрала труппу, состоящую из десяти человек, а также для ухода за реквизитом наняла портниху, прачку, парикмахера и библиотекаря-музыканта.

Весной 1911 года Павлова начала выступления со своей труппой в лондонском «Палас-театре», затем вновь совершила турне по США. С родным Мариинским театром в следующем сезоне 1911-12 года она заключила договор только на пять спектаклей: три «Баядерки» и две «Жизели». Поклонники Павловой даже не предполагали, что видят свою любимицу в её коронных партиях последний раз.

Анна Павлова в балете «Баядерка»

Далее у Анны были многочисленные гастроли по городам Англии и Европы. Заработанные деньги позволили ей не только выкупить шикарный дом, который балерина снимала в Лондоне, но и оплатить долги попавшего в тюрьму Виктора Дандре. Осенью возлюбленный Анны приехал в Лондон и более они не расставались. Виктор стал импресарио Павловой и взял в руки всё её театральное дело, ведь к тому времени труппа, быстро завоевавшая признание, включала в себя сорок танцовщиков.

В 1913 году спектаклями «Дон-Кихот» и «Дочь фараона» Павлова попрощалась с родным Мариинским театром, а затем продолжила свои гастроли по странам мира. Впрочем, в 1914 году из-за начавшейся Первой мировой войны Анна отказалась выступать в Германии. Также с большой тревогой балерина восприняла события, происходившие в России после революционного октября 1917 года, и в трудные годы продовольственными посылками помогала артистам Мариинского театра.

Мариинский театр

Далее жизнь артистки можно назвать непрерывающимся концертным турне. Она пленяла своим танцем не только Европу и США, но также Японию, Китай, Манилу, острова Малайзии, Индию, Египет, Южную Америку, Австралию, Новою Зеландию, Бирму, Сингапур и Яву. Везде она была сенсацией, которой долго аплодировали после выступления и засыпали цветами. Впрочем, объехав полмира, она в каждой стране старалась почерпнуть что-то новое для своего творчества. Например, после посещения Мексики в её репертуаре появились мексиканские танцы, а Индия её вдохновила на создание балета «Восточные впечатления». Гастролируя по разным странам, где искусство Павловой встречали с восторгом, она при этом очень огорчалась, что её не зовут выступать на Родину.

До самой своей последней минуты Анна Павлова служила прекрасному искусству балета. Ей было всего сорок девять лет, когда, находясь в гастрольной поездке в Гааге, она заболела воспалением лёгких с серьёзным осложнением и в холодную ночь 23 января 1931 года безвременно ушла из жизни.

 

Анна Павлова биография Анны Павловой 

краткая биография Анны Павловой  

 

Интересные факты

  • Своего отца Анна Павлова совсем не знала. По одной из версий это был отставной солдат Преображенского полка Матвей Павлович Павлов. По другой - балерина была незаконнорожденной дочерью крупного банкира Лазаря Соломоновича Полякова.
  • Анна Павлова в театральном училище занималась в одном классе вместе с Любовью Петипа -дочерью великого русского хореографа Мариуса Ивановича Петипа. Девочки вместе участвовали в выпускном спектакле - одноактном балете на музыку Пуни «Мнимые дриады».
  • Анна Павлова была такой тоненькой и настолько старательно училась в театральном училище, что за ней закрепилось прозвище «Швабра».
  • Когда Анна Павлова попросила Михаила Фокина поставить для неё концертный хореографический номер, балетмейстер в то время, осваивая новый для себя музыкальный инструмент мандолину, разучивал пьесу К. Сен-Санса «Лебедь» из цикла «Карнавал животных». Мелодия так понравилась Фокину, что хореограф именно её предложил Анне положить в основу будущей композиции. Павлова не раздумывая согласилась, и номер был поставлен буквально за несколько минут. «Умирающий лебедь», ставший визитной карточкой Анны Павловой, балерина за время своего творческого пути исполнила около 4000 раз, и даже находясь на смертном одре она попросила принести костюм «лебедя».
  • После того, как шведский король Оскар II вручил Павловой «За заслуги перед искусством», Анна, возвращаясь в отель, заметила, что за экипажем молча идёт толпа людей, которая затем встала перед её окнами. Балерина не знала, как ей дальше себя вести, но по совету горничной вышла на балкон. Только тогда собравшийся народ после изумительного молчания взорвался рукоплесканиями и восторженными криками. Анна в ответ стала бросать в толпу подаренные ей накануне на концерте цветы.
  • Анна Павлова и Виктор Дандре любили друг друга, однако узаконить отношения мешала большая разница в общественном положении, иначе говоря их неравный социальный статус. Аристократ древнего рода из высшего общества не мог связать свою жизнь с дочерью бедной прачки, какими бы талантами она не обладала. Тем не менее есть предположение, что, когда Виктор приехал к Анне в Лондон, они тайно поженились, так как там были свои правопорядки. Впрочем, документов, подтверждающих этот факт до сих пор не найдено и не обнародовано.
  • Когда Павлова первый раз продемонстрировала своё искусство во Франции, встречи с ней с трудом сумел добиться Камиль Сен-Санс. Увидеться с балериной композитор захотел только для того, чтобы сказать Анне, что благодаря хореографической композиции «Умирающий лебедь», он понял, что сочинил красивую музыку.
  • Анна Павлова очень любила Россию и когда её спрашивали, где бы она, покорившая полмира хотела бы жить? Балерина всегда отвечала: «Где-нибудь в России!» Анна Павловна избегала общения с русскими, покинувшими Родину после Октябрьской Революции и считала их предавшими Отчизну.
  • Впервые фильм об Анне Павловой, именованный «Бессмертный Лебедь» был снят в 1924 году в Голливуде. Затем спустя почти шестьдесят лет в 1083 году молдавский режиссёр Э. Лотяну выпустил киноленту «Анна Павлова», а в 2007 году российский режиссёр Евгений Соколов прославил имя выдающейся балерины в фильме «Звезда Империи».

 

 

Анна Павлова. Творчество этой выдающейся артистки балета оказало огромное влияние на развитие искусства танца не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. Россияне гордится тем, что эта мировая знаменитость, всю свою жизнь посвятившая беззаветному служению балета, является их соотечественницей. Анна Павлова очень любила Россию и всегда мечтала вернуться на Родину, но безжалостная, безвременная смерть помешала её заветному желанию осуществиться.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: