Хореографическая композиция «Умирающий лебедь»

 

Анна Павлова. Творчество этой величайшей русской балерины, всю свою жизнь подчинившей беззаветному служению танцу, оставило настолько яркий след, что и сегодня её биография является путеводной звездой для тех, кто делает первые шаги в этом прекрасном виде искусства. Павлова владела совершенной техникой и исполняла свои номера с такой выразительностью и тонкими душевными переживаниями, что её признавали гениальной лирической актрисой. К тому же балерина умела так перевоплощаться на сцене, что её порой не узнавали даже фанатичные поклонники. Анна Павлова была блистательна во всех образах, которые она воплощала на сцене, однако самым изысканным образцом искусства и визитной карточкой гениальной балерины стала миниатюрная сольная композиция «Умирающий лебедь», признанная настоящим шедевром хореографического искусства.

Историю создания хореографической композиции «Умирающий лебедь», содержание и интересные факты о произведении читайте на нашей странице.

 

 

 

Краткая история

Было бы не совсем справедливым излагать историю создания знаменитой хореографической композиции «Умирающий лебедь», ставшей одним из символов русской культуры, не описав, как появилась чарующая мелодия, которая легла в основу данного прекрасного мини спектакля. Можно сказать, что началось всё с того момента, как двадцатишестилетнего парижского композитора и органиста Камиля Сен-Санса, талант которого к тому времени уже был оценён по достоинству, пригласили преподавать в музыкальную школу Луи Нидермайера. Никогда ранее не занимаясь педагогической деятельностью Сен-Санс даже не предполагал, что эта работа его сильно увлечёт. Композитор весьма уважительно относился к юным музыкантам, а на занятиях настолько заинтересовывал их, что вызывал настоящее восхищение у своих подопечных. Так однажды, чтобы порадовать воспитанников, учитель сочинил музыкальный сатирический спектакль, который был отрепетирован и успешно исполнен учащимися. Вдохновившись удачной постановкой, ученики попросили Сен-Санса сочинить какую-нибудь ещё шуточную композицию и на это получили одобрительный ответ.

Камиль Сен-Санс

Шло время. В 1865 году, чтобы сосредоточиться на карьере композитора и пианиста, Сен-Санс оставил педагогическую работу, однако со многими своими бывшими учениками постоянно поддерживал дружеские отношения. При этом они частенько напоминали Камилю о данном обещании. Тем не менее минуло почти двадцать пять лет, когда Сен-Санс всё же сдержал данное слово. В феврале 1886 года, после неудачных гастролей в Берлине, композитор решил в уединении передохнуть в одной из уютных австрийских деревенек. Вот там-то он наконец-то исполнил данное обещание и создал шутливое сочинение. Это были четырнадцать миниатюр, объединённые автором в сюиту под названием «Карнавал животных».

Камиль Сен-Санс «Карнавал животных»

Все они, кроме одной были наполнены искромётным юмором, а вот композиция «Лебедь», изображавшая красивую гордую птицу, отличалась необычайной задушевностью. Первое премьерное исполнение этой пьесы с большим успехом состоялось на салонном концерте уже 9 марта, а затем чарующая мелодия, начав активно странствовать по странам Европы, добралась и до России, где, быстро став знаменитой, приобрела особую симпатию. К примеру, талантливый хореограф Михаил Фокин, очень любивший музицировать и постоянно осваивающий один инструмент за другим, в 1907 году, обучаясь игре на итальянской мандолине выбрал именно эту мелодию. Впрочем, так случилось, что как раз в то время прима-балерина Мариинского театра Анна Павлова решила обратиться к балетмейстеру с просьбой поставить для неё хореографический номер. Когда танцовщица пришла к Михаилу, он вместе с другом детства, который прекрасно умел играть на пианино, репетировал дуэтом «Лебедя» Сен-Санса. Выслушав желание Анны, а также находясь под впечатлением от душещипательной мелодии, Фокин предложил поставить композицию на основе данной музыки, ведь образ Лебедя как нельзя лучше подходил для хрупкой фигурки балерины. Не откладывая на потом и не теряя времени, хореограф тут же стал импровизировать, а Павлова, стоя за ним, старательно повторяла его движения. Затем Анна танцевала сама, а Михаил только ненавязчиво поправлял её руки. В результате за несколько минут появился настоящий шедевр, впоследствии ставший символом революционных преобразований, которые в то время происходили в русском балете.

 

Первое исполнение миниатюры, которая поначалу была именована «Лебедь», состоялось 22 декабря 1907 года в зале Дворянского собрания на гала-концерте хора Мариинского театра. В дальнейшем номер получил название «Умирающий лебедь». Несмотря на грандиозный успех, приверженцы классического балета, восприняли его как опошление и оскорбление традиций, однако красота и выразительность композиции взяли верх. В дальнейшем в свой репертуар её включали такие гениальные балерины, как Галина Уланова, Майя Плисецкая, Иветт Шовире, Наталья Макарова, Ульяна Лопаткина, Светлана Захарова.

Сам Михаил Фокин, впервые опубликовал авторскую версию хореографии «Умирающего лебедя» в 1925 году, но при этом он отмечал, что каждая танцовщица при исполнении номера должна следовать своей индивидуальности.

 

Анна Павлова Михаил Фокин 

Майя Плисецкая Камиль Сен-Санс 

 

Интересные факты

  • Камиль Сен-Санс, чтобы не прослыть несерьёзным композитором, запретил издавать, а также исполнять на концертах свою сюиту «Карнавал животных». Исключение он делал только для «Лебедя». Установленное автором табу было снято только после смерти композитора и это было указано в его предсмертном завещании.
  • Когда Анна Павлова в рамках «Дягилевских русских сезонов» в 1909 году в Париже станцевала «Умирающего лебедя», Камиль Сен-Санс, восхищённый хореографической композицией на свою музыку, с трудом пробрался в гримёрку к балерине. Он высказал Анне, что только благодаря её танцу осознал, что написал хорошую музыку. При этом композитор изумился, как мелодия, сочинённая в мажорной тональности, приобрела в хореографии такой драматический окрас.
  • Михаил Фокин и Анна Павлова были знакомы с самого детства. Они с разницей в год учились в театральном училище при Мариинском театре, после окончания которого партнёрами танцевали в балетных спектаклях. Когда Фокин начал свои революцию в балетной хореографии Павлова стала идеальной исполнительницей его замыслов.
  • Поговаривают, что Фокин поставил моноспектакль «Лебедь» за денежный долг, который Павлова ссудила своему другу.
  • Костюм «лебедя» для Анны Павловой придумал знаменитый художник Леон Бакст, в то время ещё проживающий в России. Это была украшенная перьями балетная пачка, к которой прикололи, напоминающую рану красную брошь.
  • Анна Павлова исполнила сольную композицию «Умирающий лебедь» почти 4000 раз и даже находясь на смертном одре попросила приготовить ей костюм «лебедя».
  • Когда Павлова обосновалась в Лондоне и выкупила шикарный дом с названием Айви-Хаус, то первым делом пожелала, чтобы пруд на территории имения был украшен прекрасными белыми лебедями. Любимцем Анны был лебедь по имени Джек. Сегодня сохранились трогательные фотографии великой танцовщицы с её питомцем. Павлова надеялась, что птица полюбит данное место и останется добровольно, однако после попытки совершения очередного побега муж балерины Виктор Дандре приказал Джеку подрезать крылья. Сразу после кончины Павловой, словно по волшебству, подруга лебедя улетела. Очень символично, что Джек и муж балерины оба остались в одиночестве.

 
 

 

Содержание

Анализируя содержание композиции «Умирающий лебедь», весьма важно уделить внимание музыке, которая легла в основу данного шедевра, ведь созданная композитором чарующая мелодия, сама по себе уже с первых звуков гипнотически завораживает и пробирает до глубины души. Она пропевается бархатным голосом струнного инструмента и живописно отображает прекрасную гордую птицу, грациозно плывущую по поверхности воды, впрочем, в хореографии Фокина эта музыка, несмотря на то, что написана в мажорной тональности, настолько преображается, что становится драматически напряжённой.

Балетный моноспектакль «Умирающий лебедь» длится всего четыре минуты, но за это короткое время зрителям представляется красочная картина и разыгрывается подлинная трагедия, повествующая о судьбе раненой величественной птицы. Она страдает, но при этом отчаянно борется за жизнь, то есть воссоздаётся торжествующий над смертью красивый и мужественный образ.

Согласно хореографии, придуманной Михаилом Фокиным, на затемнённой сцене, сопровождаемая неярким лучом света, появляется балерина. Она непрерывно движется на пуантах мелко перебирая ногами: на языке танцовщиков это называется pas de bourree suivi. Создаётся впечатление, что балерина плывёт по сцене. Далее её пластичные руки поднимаются и раскрываются словно крылья. В попытке подняться, обессиленный лебедь падает на колено, вновь поднимается, мечется из стороны в сторону, трепетно бьётся, жалобно запрокидывает голову, приподнимается, а затем изнеможённый такой борьбой, перед неизбежной кончиной смиренно складывает свои крылья.

 
 

«Умирающий лебедь». Эта бессмертная хореографическая композиция, созданная более ста лет назад и ставшая символом не только нового русского балета, но и всей нашей культуры, сегодня находит сильный отклик в сердцах людей как в нашем отечестве, так и далеко за его пределами. Секрет большой популярности этого мини спектакля заключается в том, что он своей чувственной грацией не только ласкает взор, но и проникает глубоко в душу зрителей.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Умирающий лебедь