Александр Бородин «Половецкие пляски»

 

Александр Бородин «Половецкие пляски»

«Талантливый человек талантлив во всём». С большой уверенностью можно сказать, что этим известным изречением можно охарактеризовать выдающуюся личность - Александра Порфирьевича Бородина. Музыка, химия, поэзия, просвещение – во всех этих направлениях он оставил такой яркий след, что коллеги-музыканты ревновали его к науке, а учёные не понимали его рьяное увлечение музыкой. К научным открытиям Бородина сегодня обращаются во всём мире, а его музыкальные творения приобрели такую известность, что стали популярными хитами, как например «Половецкие пляски» - красочная композиция, являющаяся фрагментом оперы «Князь Игорь».

Историю создания «Половецких плясок» Бородина, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

 

 

 

История создания

Потому как «Половецкие пляски» является балетным фрагментом из второго действия оперы «Князь Игорь», то, само собой разумеется, что истории создания этих произведений неразделимы.

Осенью 1862 года Бородин, вернувшись в Санкт-Петербург из-за границы после трёхгодичной стажировки, где усиленно занимался научной работой, с головой окунулся в кипучую столичную жизнь. Поначалу, будучи представленным Милию Балакиреву и Цезарю Кюи, он влился в содружество талантливых музыкантов, которое впоследствии стали именовать «Могучей кучкой».

Александр Порфирьевич Бородин

Затем в начале зимы получив должность ассистента профессора в Медико-хирургической академии, Александр Порфирьевич стал читать лекции по неорганической химии. Однако, несмотря на сильную занятость педагогической работой, он не оставлял своё увлечение композицией. Прежде он сочинял небольшие камерные произведения, а в 1865 году написал свою первую симфонию.

 

Спустя четыре года Владимир Васильевич Стасов – музыкальный критик и идейный вдохновитель «Могучей кучки», веруя в непомерный талант Бородина, предложил ему сочинить оперу на исторический сюжет, а за основу взять древнейшую летопись «Слово о полку Игореве» - шедевр литературы Древней Руси, повествующий о неудачном ратном походе на половцев, совершённом новгород-северским князем Игорем Святославичем в 1185 году. Поскольку Бородин восхищался творчеством Глинки и считал его своим кумиром, то обращение к теме воспевающей патриотизм русского народа, а также безграничную любовь к родной земле было композитору, как он сам говорил, «по душе».

Бородин опера «Князь Игорь»

Александр Порфирьевич подошёл к созданию произведения с большой ответственностью. Он как настоящий учёный сначала занялся кропотливой исследовательской работой: перечитал много исторической литературы, побывал в древнем Путивле, а также тщательно изучил фольклорный музыкальный материал. К большому сожалению, из-за чрезмерной занятости Бородина педагогической и научной работой, создание «Князя Игоря» растянулось на долгие годы, так как он мог заниматься сочинением музыки лишь в выходные дни и во время отпуска. По воспоминаниям современников композитора вышеупомянутую балетную сцену «Половецкие пляски» он сочинил в летние месяцы 1875 года, когда вместе с супругой отдыхал в Москве. Вернувшись в Петербург, Бородин продемонстрировав этот фрагмент из оперы своим музыкальным друзьям и получил восхитительные отзывы.

 

Восемнадцать лет Александр Порфирьевич писал оперу «Князь Игорь», однако из-за скоропостижной смерти полностью завершить её так и не смог. После кончины композитора его друзья Николай Андреевич Римский-Корсаков и Александр Константинович Глазунов восстановили и оркестровали недостающие сцены оперы. Премьерный показ спектакля успешно прошёл в конце октября 1890 года на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Стоит отметить, что «Половецкие пляски» для премьеры поставил талантливый балетмейстер Лев Иванов. Хореография безудержной пляски диких воинов произвела на зрителей ошеломляющее впечатление.

 

Бородин Слово о полку Игореве 

Половецкие пляски ноты «Половецких плясок» Бородина 

 

Интересные факты

  • Половцы — тюркоязычные кочевники, со второй половины XI века постоянно нападавшие на земли Южной Руси. Позднее этот народ стали именовать татарами.
  • Александр Порфирьевич Бородин был внебрачным сыном грузинского князя Луки Степановича Гедеванишвили, чей древнейший род связан кровными узами с потомками половецких ханов.
  • Либретто для своей оперы «Князь Игорь» Александр Порфирьевич Бородин написал сам. Наделённый литературным даром, он без особых усилий сочинял слова для хоров и арий своего произведения.

 

  • В нынешнее время Александра Бородина почитают и признают своим композитором не только в России, но и в Грузии.
  • Александр Порфирьевич Бородин в мире прославился не только как выдающийся композитор, но и учёный, сделавший весомые открытия в области органической химии. Он является автором сорока двух научных работ.
  • То, что мы сегодня имеем возможность восторгаться выдающейся оперой Бородина «Князь Игорь» необходимо отдать должное композитору Александру Глазунову. Имея феноменальные музыкальные способности, он по памяти восстанавливал целые картины этого произведения, которые Александр Порфирьевич проигрывал на фортепиано своим друзьям.

Александр Глазунов

  • Помимо версии Льва Иванова наиболее известными хореографическими вариантами «Половецких плясок» являются постановки: М. Фокина (1909 г.), А. Горского (1914 г.), А. Лиепы (2008 г.), К. Голейзовского (1934 г.), И. Моисеева (1971 г.).
  • Музыка «Половецких плясок» А.П. Бородина пользуется большой популярностью у современных исполнителей различных музыкальных направлений. Аранжировку её фрагмента сделал рок-гитарист Даниэль Баутиста (Испания), пианист Ричард Клайдерман (Франция), саксофонист Алексей Козлов (Россия). Версия песни «Улетай на крыльях ветра» восхитительно звучит на английском языке в исполнении Тони Беннетта, Тони Мартина, Рэй Конниффа, Сары Брайтман.

 

Содержание «Половецких плясок»

«Половецкие пляски». Эту завершающую второй акт оперы «Князь Игорь» вокально-симфоническую и хореографическую сцену композитор посвятил миру Востока.

Её контрастно-составную форму условно можно разделить на четыре раздела, в которых живописно отображена яркая красочность, стихийная сила, жгучий темперамент и в то же время изящная грация самобытных восточных образов. Эта своеобразная сюита основана на полярном сопоставлении контрастных тем: лирического танца девушек – невольниц, неистовой мужской пляски, величественного прославляющего хора и стремительной пляски юных половцев.

Во втором акте оперы активного развития сюжетной линии нет. В нём лишь повествуется о том, как князь Игорь томиться в плену у кочевников. Хан Кончак радушен к своему полонянину и просит быть не врагом, а союзником, за что предлагает ему свободу. Однако князь не сговорчив, так как все его грустные мысли направлены на защиту Руси от грабительских набегов жестоких половцев. Чтобы отвлечь Игоря от мрачных дум, хан Кончак повелевает своим подданным повеселить князя песнями и танцами. После появления на сцене невольниц и слуг половецкого правителя в тональности Ля мажор начинает звучать небольшая вступительная интродукция, спокойную мечтательную тему которой, украшенную восточным колоритом, на фоне валторновых октав и синкопированного пиццикато виолончелей, исполняют гобой, флейты, а затем кларнеты.

Вслед за вступлением, включающим в себя всего четырнадцать тактов, следует хор невольниц «Улетай на крыльях ветра», в котором девушки, вспоминая свою далёкую родину, рисуют образ безграничного раздолья. Насыщенный восточными интонациями пластичный распевный мотив, дублируемый партией гобоя, начинается с взлётного хода на квинту, а затем спокойно льётся на фоне синкопированного остинатного ритма, постепенно охватывая октавный диапазон. Эта поэтичная песня, сопровождаемая грациозным танцем, структурно подразделяется на три части. Главную мелодическую линию в среднем разделе, начинающемся со слов «Там, под знойным небом», композитор перенёс в партию альтовых голосов, а в оркестре соло гобоя эстафетно переходит к английскому рожку. В третьей последней части хора основная тема вновь передаётся сопрано, а альты исполняют теперь лишь подголоски.

Полная истомы нежная песня и пленительный танец невольниц прерывается вызывающим восхищение танцем мужчин, который сам Бородин называл «дикой лезгинкой». Этот фрагмент «Половецких плясок», включающий в себя две темы, композитор написал в тональности Фа мажор и четырёхдольном размере. Авторское темповое указание - Allegro vivo.

Первая зажигательная тема мужской пляски основана на вихревом стремительном кружении мелких длительностей. Изначально она звучит в исполнении кларнета, а затем через восемь тактов передаётся флейтам. В то же самое время в музыкальную ткань вплетается вторая тема, которая по своему характеру отличается напевностью и размеренностью. Стоит отметить, что она особо выделена в кульминационном разделе, так как ярко и торжествующе звучит в исполнении медных инструментов.

После лихой «лезгинки» в сопровождении хора начинается общая пляска, которую композитор заключил в трехчастную форму. Тональность фрагмента Ре мажор, авторское темповое указание – Allegro. Раздел открывает четырёхтактовое вступление группы ударных инструментов, которые при нарастающей динамике от пианиссимо до фортиссимо имитируют звучание бубнов и этнических барабанов. Далее возгласами «Пойте песни славы хану!» октавным унисоном вступает мужской и женский хор. Изначально оркестр вторит хору, а затем нисходящим хроматическим ходом раскрашивает музыку в восточный колорит. Между мужским и женским хором начинается диалоговая перекличка, после которой вновь звучит первоначальный музыкальный материал. Следующая средняя часть хора по своему характеру контрастна первой. Здесь в исполнении женской группы хора звучит нежная полная неги мелодия, на которую накладывается обращённые к Игорю сольные реплики хана Кончака. Третий раздел практически повторяет первую часть, исключение составляет небольшое тональное отклонение и прибавленное небольшое заключение.

После всеобщего прославления хана на сцену стремительно врываются юные половцы. Их колоритную пляску сопровождает яркий звук ритмичного барабана, на фоне которого сначала звучат короткие реплики виолончели и фагота, а затем диалогом между собой перекликаются темы кларнета и гобоя. Танец мальчиков сменяется непродолжительным энергичным танцем мужчин, а затем начинается кульминационный финальный раздел, в котором все ранее звучащие темы, сплетаясь и объединяясь, проходят вновь. Общая пляска отличается блеском и буйным темпераментом и заканчивается безудержной триумфальной кодой.

 

В настоящее время «Половецкие пляски», одна из лучших сцен оперы «Князь Игорь», приобрела такую популярность, что стала самостоятельным хореографическим номером, который довольно часто включают в концертные балетные дивертисменты. Великолепное празднество с дикими, необузданными плясками и нежнейшими песнями приводит зрителей в неописуемый восторг и оставляет у них неизгладимо яркое впечатление.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


«Половецкие пляски» Бородина