Александр Бородин  «Улетай на крыльях ветра»

 

Бородин  «Улетай на крыльях ветра»

Александр Бородин. Имя этого выдающегося человека хорошо известно во всём мире. В научной среде он признан как выдающийся учёный-химик, а любители классической музыки почитают его как талантливого композитора, создателя прекрасных музыкальных творений. Среди сочинений Александра Порфирьевича Бородина следует особо выделить оперу «Князь Игорь» - произведение, которое, воспевая беззаветную любовь к родине и верность, завоевало особое признание публики. В опере очень много ярких номеров, как, например, ослепительно красочная балетная сцена «Половецкие пляски», составляющим фрагментом которой является упоительный хор «Улетай на крыльях ветра».

Историю создания «Улетай на крыльях ветра» Бородина, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

 

 

 

История создания

Поскольку хор «Улетай на крыльях ветра» является одной из частей финальной сцены второго акта оперы «Князь Игорь» «Половецкие пляски», то, вне всякого сомнения, истории создания этих произведений неразрывно между собой связаны.

После трёх лет плодотворной стажировки за границей, где Бородин активно занимался научной деятельностью, он осенью 1862 года наконец-то вернулся в Россию. В Санкт- Петербурге, который встретил его довольно приветливо, композитор сразу обзавёлся новыми приятными знакомыми. Так, на одном из дружеских вечеров Александр Порфирьевич был представлен Цезарю Кюи и Милию Балакиреву, которые пригласили его в своё творческое содружество, впоследствии получившее название «Могучая кучка».

Александр Порфирьевич Бородин

Буквально через месяц после приезда в российскую столицу молодому учёному, которому не так давно исполнилось двадцать девять лет, была предложена должность адъюнкт-профессора в Медико-хирургической академии, где он должен был читать слушателям лекции по химии. Педагогическая работа теперь занимала у Бородина весьма много сил, но тем не менее в своём плотном рабочем графике он находил время для занятий любимым музыкальным сочинительством. Поначалу в творческом багаже композитора были только камерные сочинения, но в 1865 году он сочинил своё первое крупное произведение – Симфонию № 1.

 

Прошло четыре года, и после того как состоялось премьерное исполнение Первой симфонии композитора, Владимир Васильевич Стасов – историк искусств, критик и идейный вдохновитель «Могучей кучки», веря в безграничный талант Александра Порфирьевича, надоумил его на сочинение оперы. За основу Стасов предложил взять исторический шедевр «Слово о полку Игореве». Эта древнейшая летопись повествовала о неудачном походе, совершённом в 1185 году против половцев новгород-северским князем Игорем Святославичем. Рекомендованный Владимиром Васильевичем сюжет пришёлся Бородину «по душе», так как его патриотическая тематика отображала беспредельную любовь к родине.

Бородин опера «Князь Игорь»

Александр Порфирьевич начал работу над новым произведением с большим увлечением. Он тщательно исследовал историческую литературу, кропотливо изучал фольклорный материал и даже съездил в Путивль. Однако несмотря на большую заинтересованность в создании произведения, из-за чрезмерной загруженности Бородина научной и педагогической работой сочинение «Князя Игоря» затянулось на долгие годы. К большому сожалению, заниматься композиторским творчеством он мог лишь во время отпуска или в выходные дни. Так, балетную сцену «Половецкие пляски», составляющим фрагментом которой является хор «Улетай на крыльях ветра», Александр Порфирьевич написал летом 1875 года во время отдыха в Москве. Сразу после возвращения в Санкт-Петербург композитор показал эту сцену своим музыкальным коллегам и получил восторженные отзывы.

 

Восемнадцать лет Бородин урывками сочинял оперу «Князь Игорь», однако скоропостижная смерть композитора оставила произведение незавершённым. После кончины Александра Порфирьевича его музыкальные коллеги - друзья Николай Римский-Корсаков и Александр Глазунов сумели восстановить, а затем и оркестровать незаконченные сцены оперы. Премьера «Князя Игоря» с большим успехом прошла в октябре 1890 года в Санкт-Петербурге на сцене Мариинского театра.

 

Бородин Слово о полку Игореве 

«Улетай на крыльях ветра» ноты «Половецких плясок» Бородина 

 

Интересные факты

  • Поскольку Александр Порфирьевич Бородин помимо других своих талантов имел ещё и литературный дар, то он без затруднений сочинил либретто, а также слова для арий и хоров оперы «Князь Игорь». Проникновенный текст песни «Улетай на крыльях ветра» тоже вышел из под пера талантливого композитора.
  • Хор «Улетай на крыльях ветра» открывает балетно-хоровую композицию «Половецкие пляски», завершающую второй акт оперы «Князь Игорь». Эта яркая сцена приобрела такую популярность у публики, что в настоящее время она довольно часто с успехом исполняется как самостоятельный хореографический номер. Он длится 15 минут и воспринимается как небольшой балетный спектакль.
  • Сегодня Александра Бородина весьма почитают не только россияне, но и грузины, так как родным отцом композитора был грузинский князь Лука Степанович Гедеванишвили, который так и не признал внебрачного сына. Стоит заметить, что древний род Гедеванишвили был кровно связан с половецкими ханами.
  • Музыкальная тема хора «Улетай на крыльях ветра» Александра Бородина сегодня весьма востребована исполнителями разных современных музыкальных направлений. Её прекрасную аранжировку можно услышать в композициях пианиста Р. Клайдермана, рок-гитариста Д. Баутиста (Испания) и саксофониста А. Козлова (Россия).
  • Музыку хора «Улетай на крыльях ветра» превращают в классический кроссовер многие известные исполнители. На английском языке песню под названием «Stranger in Paradise» в 1953 году включили в мюзикл «Kismet: A Musical Arabian Night», а затем она завораживающе зазвучала в исполнении таких звёзд, как Т. Беннетт, Т. Мартин, Р. Коннифф, С. Брайтман. Также напев хора «Улетай на крыльях ветра» можно услышать в композициях Хулио Иглесиаса, джазмена Арти Шоу, рэппера Уоррена Джи, британской группы « Massive Attack» и российской рок - группы «Ария».

 

 

Содержание «Улетай на крыльях ветра»

Как ранее было сказано, хор «Улетай на крыльях ветра» открывает сцену знаменитых «Половецких плясок», которыми композитор ярко завершает второе действие оперы «Князь Игорь», целиком посвящённое восточному миру. Согласно сюжетной линии оперы в этом акте хан Кончак просит пленённого князя Игоря в обмен на свободу никогда не поднимать оружия против половцев, которые совершают грабительские набеги на земли Руси. Однако Игорь не поддаётся на такие уговоры: все мысли его направлены на защиту родины. Чтобы развеять грустное настроение своего пленника, хан приказывает своим слугам песнями и танцами развеселить князя.

опера «Князь Игорь»

Вся композиция «Половецкие пляски» начинается небольшой вступительной интродукцией. Её звучащая в Ля мажоре спокойная и мечтательная тема композитором изящно раскрашена в восточный колорит, который музыке придают валторновые октавы и синкопированное пиццикато виолончелей. На их фоне гобой, флейты, а затем и кларнеты исполняют красивую мелодию. Под нежные звуки вступления на сцене появляются чаги – невольницы половецкого правителя и начинают свой грациозный лирический танец, сопровождаемый задушевной песней «Улетай на крыльях ветра». В ней девушки поют о своей любимой родине, вспоминают о её красотах и присутствующей там благодати.

Эту поэтичную, насыщенную восточными интонациями песню по структуре можно разделить на три части. Первый раздел композиции начинается с восходящего квинтового хода, затем его распевный мотив, который унисонно дублируется гобоем, безмятежно переливаясь на фоне остинатного синкопированного ритма, постепенно пластично расширяется и охватывает в завершении октавный диапазон. Среднюю часть хора, начинающуюся словами «Там, под знойным небом», композитор раскрасил альтовыми голосами, и соответственно главной мелодической линии здесь вторит уже не гобой, а английский рожок. Главная партия третьей заключительной части хора вновь звучит у сопрано, а альты лишь дополняют её красочными подголосками.

 

«Улетай на крыльях ветра». Сегодня эта музыка, сочинённая выдающимся композитором Александром Бородиным около ста пятидесяти лет назад, всё также вызывает интерес и пользуется огромной популярностью. Её чарующее звучание приятно слушается не только в исполнении звёздных музыкантов, но и в кинофильмах, компьютерных играх и рекламных роликах.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Александр Бородин  «Улетай на крыльях ветра»