А.П. Бородин Ария князя Игоря «Ни сна, ни отдыха измученной душе» из оперы «Князь Игорь»
Опера «Князь Игорь». Это замечательное произведение, которое сегодня причисляется к лучшим творениям оперного искусства, сочинил Александр Порфирьевич Бородин. Во всём мире он хорошо известен, как видный учёный-химик, труды которого оценены по достоинству. Однако в нашем отечестве Александр Порфирьевич более знаменит, как выдающийся композитор, музыкальные сочинения которого стали прославленными хитами. Например, из упомянутой выше оперы большую популярность приобрели красочные «Половецкие пляски», проникновенный «Плач Ярославны» и конечно же знаменитая эмоциональная «Ария князя Игоря», признанная величайшим достижением отечественного оперного искусства.
Историю создания «Арии князя Игоря», содержание композиции и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
Краткая история
Поскольку князь Игорь является главным героем знаменитой оперы Александра Порфирьевича Бородина, названной именем этого персонажа, то вне всяких сомнений, что истории создания его знаменитой арии, начинающейся речитативом «Ни сна, ни отдыха измученной душе» и данного музыкального спектакля, над которым композитор работал без малого восемнадцать лет, неразрывно связаны.
К концу шестидесятых годов, тридцатишестилетний Бородин слыл в Петербурге весьма уважаемым человеком. Его научная деятельность, благодаря систематической публикации исследовательских работ, получила высокое признание как в России, так и за её пределами. В дополнение тому Александр Порфирьевич завоевал немалый авторитет своей активной общественной работой и это привело его к участию в редакционных коллегиях некоторых довольно популярных печатных изданий. Однако для поклонников музыкального искусства было важно, чтобы Александр Порфирьевич, в то время уже состоящий в кружке Милия Балакирева под названием «Могучая кучка», несмотря на большую загруженность педагогической и научной работой, продолжал сочинять свои прекрасные композиции.
Важным событием, натолкнувшим Бородина на мысль, что композиторская карьера может также равноправно существовать в жизни, как и научная, было успешное премьерное исполнение его первой симфонии. В связи с этим, находясь на творческом подъёме, Александр Порфирьевич задумал сочинение следующей Второй симфонии, хотя ему всё более хотелось попробовать себя в оперном искусстве. Его товарищи по музыкальному сообществу уже начали работу над музыкальными спектаклями: Римский-Корсаков над «Псковитянкой», а Мусоргский над «Борисом Годуновым». Бородину тоже не терпелось подыскать подходящий сюжет и в этом ему помог Владимир Васильевич Стасов. В апреле 1969 года на музыкальном вечере у Людмилы Ивановны Шестаковой - сестры Михаила Ивановича Глинки, идейный вдохновитель «Могучей кучки» предложил Бородину обратить свой взор к «Слову о полку Игореве». После увлечённого обсуждения Александр Порфирьевич буквально вцепился в эту идею, а Владимир Васильевич, вернувшись домой сразу сел и наметил сценарий будущей оперы. Бородин тоже не отставал и взялся основательно изучать литературно - исторические источники, которые помогли бы ему раскрыть жизнь людей в те древние времена. На штудирование старинных летописей и трактатов у него ушло целое лето. Из эпизодов оперы Бородин за тот период сочинил только «Сон Ярославны» и наметил в эскизах ещё несколько номеров.
Осенью же вновь началась педагогическая работа, которая стала отнимать у Александра Порфирьевича всё его время. В результате через несколько месяцев он объявил своим творческим товарищам, что отказывается от сочинения «Князя Игоря». Тем не менее сильное побуждение, положившее начало к созданию оперы и тщательное изучение исторических источников, постоянно преследовали Бородина, а потому вновь был нужен сильный всплеск, который бы подтолкнул композитора к работе над «Князем Игорем». Таким импульсом послужил разговор с доктором В.А. Шоноровым – большим поклонником творчества Бородина. В итоге в сентябре 1874 года Александр Порфирьевич объявил Стасову, что вновь принимается за сочинение оперы «Князь Игорь». Дело действительно сдвинулось с мёртвой точки. Композитор сам сел писать либретто и в декабре своим творческим друзьям представил весьма много готовых номеров, среди которых «Половецкий марш», «Плач Ярославны», «Ария Кончаковны». Затем вновь был довольно большой перерыв и только летом 1875 года из-под пера Александра Порфирьевича вышли знаменитые «Половецкие пляски» и «Ария Кончака». Осенью того же года, окрылённый одобрением кружковцев он наметил первоначальную версию «Арии князя Игоря», а за ней написал хор «Слава» для эпилога. К большому сожалению из-за занятости педагогической и научной работой Бородин сочинял оперу лишь летом во время каникул, а иногда урывками, когда вынужден был оставаться дома из-за простудных заболеваний. В результате такого эпизодичного подхода к сочинению произведения, окончательный вариант «Арии князя Игоря» появился лишь осенью 1881 года.
Оркестрованные номера оперы, вызывая восторг слушателей, уже довольно часто стали звучать на концертных площадках. Впрочем, до полного окончания работы над произведением было ещё далеко, а ошеломившая всех внезапная кончина композитора 15 февраля 1887 года, оставила «Князя Игоря» незавершённым. Опера была закончена весной следующего 1888 года верными сподвижниками Бородина Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым и Александром Глазуновым. Премьера музыкального спектакля с большим успехом состоялась в Мариинском театре 23 октября 1890 года.
Интересные факты
- Александр Порфирьевич Бородин работал над оперой «Князь Игорь» восемнадцать лет, тем не менее несмотря на его большую занятость педагогической и научной работой, всё же в этот период из-под его пера выходили музыкальные произведения, которые заняли достойное место в сокровищнице отечественной музыкальной культуре. Среди творений композитора, созданных после 1869 года, особенно важно отметить знаменитую Симфонию № 2 си минор «Богатырскую», два струнных квартета, симфоническую картину «В Средней Азии», «Маленькую сюиту» для фортепиано, а также ряд замечательных романсов.
- Друзья по «Могучей кучке» так стремились побудить Бородина поактивнее занимался сочинением оперы, что однажды Николай Андреевич Римский-Корсаков принёс в подарок Александру Порфирьевичу стопку нотной бумаги и на её первом листе подписал «Князь Игорь».
- Отцом Бородина был грузинский князь Лука Степанович Гедеванишвили. Своего внебрачного сына родитель не признал, однако в нынешнее время соотечественники титулованной особы относятся к Александру Порфирьевичу с большим почтением и считают своим композитором.
- Александр Порфирьевич Бородин был всесторонне одарённым человеком. Помимо создания прекрасных музыкальных творений, он написал более сорока, признанных во всём мире, научных трудов, а также обладал замечательным литературным даром. Поэтические тексты к опере «Князь Игорь», в том числе и к вышеупомянутой арии главного героя, композитор сочинил сам.
- Завершать оперу «Князь Игорь» пришлось Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову и Александру Глазунову. При этом важно отметить, что работа была выполнена благодаря феноменальной музыкальной памяти Глазунова. Эта способность Александра Константиновича помогла восстановить не только увертюру, но и картины из третьего действия, которые Бородин на фортепиано проигрывал друзьям на заседаниях творческого объединения.
Содержание и текст Арии князя Игоря
Великий князь Игорь Святославович, собрав войско двинулся в поход на половцев, разорявших русские земли и угонявших людей в рабство. В ходе кровопролитной битвы княжеская рать потерпела поражение, а сам полководец и его сын попали в плен.
Во втором акте оперы действие происходит в половецком стане, где Игорь томится в неволе. Князю, которого одолевают гнетущие думы, очень тяжело. Он мучается от чувства вины: войско разгромлено, сам он обесчещен из-за постыдного поражения, а стонущая от грабежей Русь остаётся в большой опасности. Игорь мучительно вспоминает всё, что произошло с ним за последнее время: солнечное затмение, первую лёгкую победу над половцами, а затем вторую битву и её горестное окончание. Князь осуждает себя за гибель храбрых полков, сложивших отважные головы за любимую Родину. Игорь жаждет искупить вину и освободить Русь от лютых врагов, и потому он мечтает о свободе. При этом только один человек может простить князю всё – это его любимая жена Ярославна. Игорь ласково называет её голубкой ладой и уверен, что верная супруга преданно ждёт его и, страдая, проливает слёзы. Перебирая всё в памяти, князь уверен, что может заслужить прощение от русского народа, а для этого он должен вырваться на волю и вновь сразиться с коварным противником. Однако как это сделать, Игорь не знает и потому в его душе кроме горестных мыслей и отчаяния пока ничего нет.
В своей опере Александр Порфирьевич Бородин представил князя Игоря бесстрашным воином, яркой благородной личностью, мужественным, вдумчивым, совестливым человеком, верным и любящим мужем. Все эти положительные качества, а также мрачные размышления главного героя о том, что он причинил страдания родной земле, композитор всесторонне отобразил в многогранном портрете, которым является «Ария князя Игоря» из второго действия оперы.
Данную вокальную композицию автор заключил в сложную трёхчастную форму с вступлением и заключением в виде речитатива, а в качестве основной тональности выбрал си-бемоль минор.
Музыкальный эпизод открывает небольшое восьмитактовое вступление, настраивающее слушателей на серьёзное повествование о душевных страданиях главного героя. Поступенно нисходящая линия струнных басовых инструментов, а также расходящиеся в противоположные стороны голоса духовой группы наполняют музыку безмерной тоской и подводят к речитативу, начинающемуся словами «Ни сна, ни отдыха измученной душе...». В нём князь с мрачным унынием начинает вспоминать всё то, что с ним произошло, и первым предвестником его неудач было Божье знамение. За речитативом, в конце которого зарождается основной мотив композиции, без перерыва следует ария. В её первом разделе («И бранной славы пир веселый...»), тоже имеющем трёхчастную форму, темперамент музыки значительно меняется. Чеканный маршевый ритм и патетическая приподнятость придают ей мужественность и решительность. Во второй части первого раздела арии («Погибло всё…») характер композиции приобретает драматический окрас. Пульсирующий ритм мелодической линии, которая как - будто топчется на одном месте и диссонансы в гармоническом сопровождении передают страдания и душевную боль главного героя, обвиняющем себя за позорное поражение и плен.
После репризного третьего раздела («О дайте, дайте мне свободу...») начинается средний раздел арии («Ты одна, голубка, лада), в котором Игорь обращается к своей любимой и верной жене Ярославне. Музыка становится нежной и наполняется лиричными народно-песенными интонациями. Смена минорного лада на мажорный окрашивает композицию в светлые тона, а триольный ритм в аккомпанементе подчёркивает её мягкую певучесть. Далее следует третий раздел арии («Ужели день за днем»), вновь возвращающий музыке композиции эмоциональный драматический настрой. Его музыкальный материал, представленный в зеркальном отображении и поначалу основанный на мелодических интонациях второй части первого раздела арии, динамично развиваясь подводит к кульминации композиции, в которой слова «О дайте, дайте мне свободу...» звучат теперь более призывно и торжественно. Ария завершается репризным повторением, наполненного мрачными чувствами, речитатива «Ни сна, ни отдыха…», после которого следует небольшая кода «Ох, тяжко, тяжко мне, тяжко», полностью возвращающая скорбный настрой главного героя.
«Ария князя Игоря». Эта яркая, потрясающая своей эмоциональной силой, композиция, в которой Александр Порфирьевич Бородин создал образ мужественного человека и настоящего патриота, в нынешнее время пользуется большой популярностью. Вокальные исполнители с удовольствием включают её в свой репертуар, а публика с восторгом принимает не только в оперном спектакле, но и в концертном исполнении.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: