Александр Бородин «Плач Ярославны»

 

Бородин «Плач Ярославны»

Опера «Князь Игорь». Это выдающееся творение гениального русского композитора Александра Порфирьвича Бородина, от первой и до последней ноты наполненное духом патриотизма, хорошо знают не только в нашем отечестве, но и за его пределами. В произведении много ярких, потрясающих своей силой запоминающихся номеров. Чего только стоит вокально-хореографическая сцена «Половецкие пляски», музыка которой исполнителями самых различных современных направлений разобрана на цитаты. Кроме этого, необходимо отметить эмоциональную арию князя Игоря «О, дайте, дайте мне свободу!» и, конечно же, проникновенный «Плач Ярославны» - композицию, признанную величайшим достижением русского оперного искусства.

Историю создания «Плача Ярославны» из оперы «Князь Игорь» Бородина, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

 

 

 

История

Так как «Плачь Ярославны» открывает четвёртое действие оперы Бородина «Князь Игорь», то неоспорим тот факт, что истории сочинения этих произведений тесно взаимосвязаны.

К 1869 году Александр Порфирьевич Бородин в Санкт-Петербурге почитался как весьма уважаемый человек. После возвращения из-за границы в сентябре 1862 года, где Александр Порфирьевич проходил трёхгодичную научную стажировку, он, познакомившись с Милием Балакиревым и Цезарем Кюи, вступил в содружество талантливых музыкантов, которое позднее получило название «Могучая кучка».

Александр Порфирьевич Бородин

С декабря того же года он занялся преподавательской деятельностью в Медико-хирургической академии, а вскоре, заступив на должность профессора в этом учебном заведении, возглавил кафедру химии. Тем не менее, несмотря на большую загруженность педагогической работой, Бородин старался находить время, чтобы заниматься любимым композиторским творчеством. Поначалу, сочиняя камерные произведения, он в 1862 году всё же начал, а в 1865 году закончил свою первую симфонию.

 

После её успешного премьерного исполнения, по убедительному настоянию искусствоведа, критика и идейного вдохновителя «Могучей кучки» Владимира Васильевича Стасова, восхищавшегося талантом композитора, Александр Порфирьевич решил серьёзно попробовать свои силы в оперном жанре. Стасов, прекрасно знавший творческие потребности Бородина, пообещал свою помощь в выборе сюжета и в апреле 1869 года он предложил композитору обратить внимание на выдающийся шедевр древнерусской литературы «Слово о полку Игореве».

Бородин опера «Князь Игорь»

Поскольку выбранный сюжет пришёлся Александру Порфирьевичу по душе, то он основательно взялся за подготовительную работу: изучал исторические источники, песенный фольклорный материал, а летом даже побывал в Путивле - месте, где должны были происходить основные действия оперы. Вернувшись из отпуска, Бородин показал своим коллегам-музыкантам первые эскизы произведения, однако из-за осеннего начала учебного года и академической занятости сочинение оперы ему пришлось отложить. Перерыв в работе над «Князем Игорем» продлился четыре года. Возвращение к сочинению произведения произошло только в октябре 1874 года и первые фрагменты, среди которых был «Половецкий марш», ария Ярославны и упомянутый выше «Плач Ярославны» из-под пера композитора появились уже через месяц.

 

В общей сложности работа над оперой «Князь Игорь» продолжалась восемнадцать лет, но закончить своё творение Александр Порфирьевич так и не успел: безвременная смерть нарушила все творческие планы композитора. После похорон Бородина его творческие соратники Николай Андреевич Римский-Корсаков и Александр Глазунов разобрали музыкальные рукописи композитора и договорились о приведении их в порядок, а также подготовке к изданию. Опера «Князь Игорь» требовала особого внимания. В 1888 году произведение было не только полностью отредактировано и оркестровано, но и отдано в печать в издательство Митрофана Беляева.

Премьера оперы с большим успехом под оглушительные овации состоялась в октябре 1990 года на сцене Мариинского театра.

 

Бородин Слово о полку Игореве 

ноты «Плача Ярославны» Сцена «Плача Ярославны» в опере «Князь Игорь» 

 

Интересные факты

  • Старинные плачи-причеты – древнейший фольклорный обрядовый жанр, который имел место у многих народов. Это своеобразные песни, мелодика которых отличалась импровизационностью, а также особой жалостливостью и печалью. Помимо похоронно-поминальных, свадебных и рекрутских причитаний слагались также и внеобрядовые плачи, которые распевались в трудных жизненных ситуациях, например, после пожара или во время тяжкой работы. Причитания исполняли специально приглашённые плакальщицы, которые жёстко следовали определённым установкам во время совершения того или иного обряда. Плачи-причеты строжайше запрещалось исполнять детям и незамужним девушкам.
  • Чтобы добиться истинной достоверности Александр Порфирьевич в процессе работы над оперой «Плач Ярославны» переделывал несколько раз.
  • Несмотря на то, что к 1869 году издательствами было напечатано одиннадцать переводов «Слова о полку Игореве», написанных разными авторами, Александр Порфирьевич Бородин сделал свой вариант древнерусского текста. По воспоминаниям современников его версия даже превосходила работу некоторых литераторов. Либретто к опере «Князь Игорь» Александр Бородин тоже написал сам.
  • В опере «Князь Игорь» затрагивается тема романтических отношений сына князя Игоря и дочери половецкого хана Кончака. Основываясь на исторические факты, Свобода Кончаковна и Владимир Игоревич были связаны брачным союзом и являлись прародителями Великого князя Александра Невского.
  • К большому сожалению, в театрах оперу «Князь Игорь» полностью услышать практически невозможно. Произведение, включающее четыре акта, по масштабам достаточно велико и его продолжительность в общей сложности составляет три с половиной, а то и четыре часа. Поэтому спектакль обычно сокращают, вырезая третий акт.

 

Содержание «Плача Ярославны»

Четвёртое действие оперы «Князь Игорь». Ранним утром одна на городской стене стоит жена князя Игоря - Ярославна. Она внимательно всматривается в ту сторону, где пленённый врагами томиться её милый муж. Ярославна вернуть ей любимого Игоря с мольбами обращается к солнцу, ветру и реке. В её проникновенных словах чувствуется глубокая боль не только за свою женскую долю, но и тяжкую судьбу родной страны.

Сцену открывает небольшое вступление, в котором заунывная мелодия в трёхдольном размере и тональности си минор в исполнении кларнета и флейт рисует заунывный пейзаж. На него накладывается голос Ярославны. Её композиция, включающая в себя несколько разделов, начинается с рефрена: «Ах! Плачу я, горько плачу я, слёзы лью». В его выразительной мелодической линии в основном присутствуют нисходящие интонации, которые весьма характерны для народных лирических напевов, повествующих о горе или душевных страданиях. Далее с изменением на четырёх дольный размер со слов «Я кукушкой перелётной» начинается сам плач. Этот эпизод звучит мягко и тепло, так как все мысли героини устремляются к любимому мужу. Затем размер музыки вновь меняется на трёхдольный, и в оркестре опять звучит тема вступления. После этого в следующем эпизоде первой части героиня обращается к ветру. Музыкальный материал здесь интонационно приподнимается, а сопровождение становится более возбуждённым. Далее оркестровый проигрыш и рефрен оповещают о начале другого раздела, в котором Ярославна свои мольбы направляет к реке Днепр. В этой части мелодические интонации музыкального материала расширяются и по своему характеру приближаются к народно-песенному материалу. В последнем же обращении героини, которое направлено к солнцу, ярко прослушивается тема верности и любви, звучавшая в арии Игоря во втором действии оперы.

 

«Плач Ярославны» в опере Бородина «Князь Игорь» является значительным эпизодом, который можно обозначить как главный кульминационный момент произведения. Он выражает преданность, любовь и беззаветное самоотвержение, но кроме этого символизирует всенепременную победу над тёмными силами зла.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: