Валерий Гаврилин балет «Анюта»

 

балет «Анюта»Валерий Гаврилин. Этот выдающийся композитор в нашем отечестве пользуется особым признанием, в силу того, что его творчество, характеризующееся редким своеобразием и подлинной народностью, направлено на сохранение глубоких национальных традиционных ценностей. Гаврилин –  музыкант подлинного таланта, сочинения которого, поражающие своей искренностью и правдивостью, пропитаны трепетными мотивами родной земли. В своём творчестве композитор отдавал предпочтение вокальной музыке, так как считал её прародительницей всего музыкального искусства, тем не менее Гаврилин создавал произведения в самых разнообразных жанрах, в том числе и балеты, среди которых особой популярностью пользуется хореографический спектакль «Анюта», по рассказу А.П. Чехова.

Краткое содержание балета В. Гаврилина «Анюта» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

 

 

 

Действующие лица

Описание

Анюта восемнадцатилетняя девушка, дочь Петра Леонтьевича
Петр Леонтьевич учитель чистописания и рисования в гимназии провинциального городка, отец Анюты, Пети и Андрея
Модест Алексеевич чиновник 52-х лет, муж Анюты
Его сиятельство князь и важный сановник
Студент бедный молодой человек, влюблённый в Анюту
Петя и Андрей гимназисты, младшие братья Анны и сыновья Петра Леонтьевича
Артынов богач, один из ухажёров Анны

 

 

 

Краткое содержание балета «Анюта»

балет «Анюта» солержаниеПотеряв безвременно скончавшуюся супругу, Петр Леонтьевич - учитель, проживающий в небольшом уездном городке с тремя детьми: восемнадцатилетней дочерью Анютой, а также младшенькими Андреем и Петей, был морально повержен свалившимся на него горем. Чтобы заглушить тоску, он стал часто прикладываться к спиртному, а это ощутимо сказалось на материальном положении семьи. Чтобы вырваться из нищенского существования, а также помочь отцу и братишкам, Анна соглашается на брак с пожилым чиновником Модестом Петровичем. Из-за этого девушка вынуждена расстаться с молодым человеком, к которому питает нежные чувства. Он бедный студент, а потому помочь своей возлюбленной, оказавшейся в трудной материальной ситуации ничем не может.

Став женой во всех отношениях солидного человека, Анюта вскоре поняла, что совершила большую ошибку. Её муж был скучным, до скупости бережливым человеком и равнодушным к проблемам окружающих, а потому помогать родственникам жены он даже не намеревался.

Проходит время, наступает зима. Все готовятся к встрече Рождества, во время празднования которого в дворянском собрании должен состоятся традиционный «Зимний бал». Анна, прибывшая на этот праздник вместе с мужем, сразу приковала к себе внимание всех присутствующих там мужчин. Очарованные её молодостью, красотой и грациозностью, представители сильного пола не только бросали жадные взгляды, но и, угождая во всём, старались завоевать симпатию молоденькой жены Модеста Петровича. Сверх того, в плен чар милой прелестницы попали богатый барин Артынов и даже сам Его сиятельство. Такой головокружительный успех сделал Анну неимоверно счастливой. Получив столько внимания, девушка забыла о всех её житейских неурядицах: о вызывающем отвращение муже, об отце-пьянице, о живущих впроголодь несчастных братьях и о разлуке с сердечным другом – бедным студентом.

После бала влиятельные господа продолжают оказывать Анне особое внимание, а Модест Алексеевич, который ранее заявлял, что религия и нравственность – это главное в жизни, теперь поощряет поведение своей жены. Он быстро понял какую дополнительную пользу можно извлечь из сложившейся ситуации, ведь на самом деле для него превыше всего – это карьера и положение в обществе. Вскоре Модест Петрович получает орден Святой Анны и с предвкушением продолжает ждать новых благосклонностей от высокопоставленных представителей, которые покровительствуют его жене.

В то же самое время отец Анны – Пётр Леонтьевич признаётся должником, который не в состоянии платить своим кредиторам. Судебные приставы описали у него имущество и вместе с детьми в холодную ночь выгнали на улицу.

 

 

 Продолжительность спектакля
I Акт II Акт
49 мин. 52 мин.

Фото:

балет «Анюта» балет «Анюта» краткое содержание

 балет Коппелия краткое содержание

 

Интересные факты

  • Когда Валерий Гаврилин учился в специальной музыкальной школе при Ленинградской консерватории, то заметно выделяясь среди сверстников, делал такие успехи, что одноклассники с уважением называли его Великим. Директор школы, преподававшая гармонию, уходя по административным делам, частенько просила Гаврилина заменить ее на уроках, которые проходили при образцовой дисциплине.
  • Со своей будущей женой Натальей Евгеньевной Штейнберг композитор познакомился в 17 лет, когда учился в 9 классе. После окончания исторического факультета Ленинградского университета девушка с трудом устроилась работать воспитательницей в интернат СМШ. Когда Валерий её впервые увидел, то сразу решил, что женится на ней.
  • Валерий Гаврилин с молодости отрицательно относившийся к балету в итоге стал автором четырёх произведений данного жанра. Это «Анюта», «Дом у дороги», «Подпоручик Ромашов» и «Женитьба Бальзаминова». Важно отметить, что три из них были созданы в творческом сотрудничестве с режиссёром Александром Белинским.
  • «Анюта» – в нашей стране это первый балет, который с экрана сошёл на театральную сцену.
  • Валерий Гаврилин настолько не любил балет, что, как-бы настойчиво Васильев и Белинский не просили его посмотреть уже отснятые эпизоды «Анюты», он упорно отказывался. Когда композитор всё же согласился на просмотр, то его реакция очень удивила хореографа и режиссёра. У композитора на глазах блестели слёзы.

 

 

История создания балета «Анюта»

В начале 80-х годов прошлого века, несмотря на то, что Валерию Александровичу Гаврилину было всего сорок с небольшим лет, он был уже автором внушительного количества разножанровых произведений, среди которых две «Немецкие тетради» на стихи Г. Гейне, вокальный цикл «Русская тетрадь», действо для мужского хора, солистов и симфонического оркестра «Скоморохи», вокальный цикл «Времена года» на поэтические тексты С. Есенина и А. Твардовского. Данные творения получали высокую оценку музыкальных критиков и коллег, а также завоевывали искреннее признание широкой аудитории. Как результат Гаврилин уже в двадцать шесть лет был удостоен Государственной премии имени Глинки, а также принят в Союз композиторов. Помимо этого, за прошедшие шестнадцать лет после окончания талантливым музыкантом консерватории, он успел десять лет поработать преподавателем композиции в музыкальном училище при консерватории. К тому же в 1969-м году Валерию Александровичу доверили возглавить Ленинградское отделение издательства «Советский композитор». Впрочем, и преподавательская, и редакторская деятельность на самом деле отрывали Гаврилина от главенствующей для него любимой сочинительской работы.

Валерий Гаврилин

Впрочем, именно в те годы композитор познакомился с талантливой поэтессой Альбиной Шульгиной. Вместе они создали множество прекрасных произведений, среди которых важно отметить трогательную вокально-симфоническую поэму «Военные письма», а также «вокально-инструментальный цикл «Земля» и вокальный цикл «Вечерок». В итоге композитору, завоевавшему народное признание, в 1979-м было пожаловано звание Заслуженного деятеля искусств. В следующем 80-м году, за ряд сочинений он получил премию Ленинского комсомола, а в 81-м о композиторе сняли документальный фильм. Вдохновившись таким благосклонным вниманием, Валерий Александрович вспомнил о просьбе художественного руководителя прославленной Ленинградской певческой капеллы Владимира Минина создать, что-нибудь для его коллектива. Данному обращению в том году исполнилось без малого пятнадцать лет, но композитор о нём помнил и не торопясь сочинял свою знаменитую хоровую симфонию «Перезвоны». И вот в то время, когда Гаврилин кропотливо дорабатывал грандиозное произведение, ему позвонил Александр Белинский с предложением, которое весьма озадачило композитора. Режиссёр поведал композитору о том, что в мире в последнее десятилетие в моду вошли фильмы-балеты, которые изначально создавались для демонстрации на телевизионных экранах. Сам Белинский уже снял три подобные киноленты: «Галатея», «Старое танго», «Жиголо и Жиголетта». В их основу он положил произведения зарубежных авторов, а вот теперь Александр захотел снять такой балет по одному из рассказов русских классиков. Поначалу он выбрал повествование Фёдора Достоевского «Скверный анекдот», но однажды услышал вальс, который тронул режиссёра до глубины души и изменил его намерения. В этой щемящей душу композиции, прозвучавшей в фильме «Месяц август», музыку к которому сочинил Валерий Гаврилин, Белинский внятно услышал Чеховские мотивы, а вместе с ними в мыслях увидел и подходящий сюжет: «Анна на шее».

В первую очередь своей идеей ленинградский режиссёр поделился с балетмейстером Владимиром Васильевым, с которым вместе работал над фильмом «Жигало и Жиголетта». Впрочем, поначалу реакция на данное предложение у хореографа была весьма отрицательной, но когда Белинский дал ему послушать произведение Гаврилина, то Васильев изменил своё решение. Впечатление от музыки было настолько сильным, что он сразу представил маленький городок, его жителей и прелестную юную главную героиню Анюту. В итоге согласившись на участие в данном проекте, балетмейстер поинтересовался о прочем музыкальном материале и в ответ услышал, что его нет. Тем не менее, несмотря ни на что, режиссёр и балетмейстер составили сценарий, а затем поехали с ним к композитору.

Владимир Васильев

Гаврилину, которому и первый звонок режиссёра Белинского большого удовольствия не доставил, пришлось встречать незваных гостей. Всё дело в том, что у Валерия Александровича ещё с юных лет выработалось довольно прохладное отношение к балету. Ещё во время учёбы в консерватории музыканту приходилось подрабатывать аккомпаниатором в классах хореографии, а это его очень угнетало. Данный визит композитору особого удовольствия не доставил, однако из-за того, что Чехов был его любимым писателем всё же согласился встретиться ещё раз, но уже в одной из аудиторий филармонии. На следующее творческое свидание Гаврилин явился подготовленным. Он сделал подборку из ранее сочинённых фортепианных и вокальных произведений, которые, по его мнению, подходили для данного балета. Музыка была так образна и красочна, что режиссёру и хореографу оставалось лишь как пазл сложить её в выдающееся хореографическое произведение. Получается, что специально для балета «Анюта» Валерий Александрович Гаврилин ни одной новой мелодии не сочинил. Затем разрозненные разножанровые музыкальные композиции необходимо было оркестровать и связать в единое произведение, а это по рекомендации Гаврилина и под его непосредственным руководством сделал талантливый ленинградский дирижёр Станислав Горковенко. Далее началась подготовка к съёмкам фильма, в котором на главные роли отобрали Екатерину Максимову, Владимира Васильева и Гали Абайдулова. От этих талантливых исполнителей требовалось как танцевальное мастерство, так и драматическая выразительность.

Фильм-балет «Анюта», вышедший на экраны в мае 1982 года, сразу завоевал такую симпатию зрителей, что на международном телефестивале «Злата Прага» получил приз «Интервидения» и был закуплен более ста странами. В следующем году кинолента была удостоена золотого приза телевизионного фестиваля в Алма-Ате, а спустя время получила Государственную премию РСФСР. После такого успеха «Анюты» спустя время Владимир Васильев в телефонном разговоре получил предложение от генерального директора неапольского театра «Сан-Карло» Франческо Канесса телеверсию балета перенести на сцену. Чтобы осуществить театральную постановку балетмейстеру Владимиру Васильеву и дирижёру Станиславу Горковенко вновь пришлось основательно потрудиться. Они расширили хореографические сцены, а в связи с этим ещё добавили музыкальный материал из сочинений Гаврилина. Театральная премьера балета «Анюта» в Неаполе состоялась в январе 1986 года, а спустя пять месяцев её повторили в Москве на сцене Большого Театра.

В том же году спектакль поставили в Риге, в следующем в Челябинске. Затем была Казань, Пермь, Омск, Ижевск, а спустя время Воронеж, Красноярск, Самара, а также другие города нашей необъятной Родины и везде грандиозный успех.

 

«Анюта». Изначально фильм-балет, а затем и сценическая постановка у зрителей стали пользоваться впечатляющим успехом. Телеверсия сразу завоевала награды различных телевизионных фестивалей и закуплена многими странами, а театральный спектакль и поныне, пользуясь большой популярностью, на постоянной основе прописался в репертуарные планы ведущих театров нашей страны.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Валерий Гаврилин балет «Анюта»