Арам Хачатурян «Танец с саблями»

 

Арам Хачатурян «Танец с саблями»

Арам Хачатурян. Имя этого выдающегося композитора хорошо знают во всех уголках земного шара, так как необычайно красивая музыка его произведений с первых звуков покоряет человеческие сердца. Творения маэстро, в которые он вложил всю силу своего таланта, отличаются блеском мастерства, глубиной содержания, подлинной народностью и величественным совершенством. Среди множества прекрасных сочинений у композитора есть одно удивительное произведение. Сам Арам Ильич к нему относился не очень дружелюбно, порой называя «непокорным и шумливым дитём», но, тем не менее, оно приобрело такую известность, что во всём мире стало визитной карточкой композитора. Конечно же речь идёт о «Танце с саблями», впоследствии завоевавшего такую мировую популярность, что изначально написанное для заключительного акта балета «Гаянэ», оно стало исполнятся как самостоятельное произведение.

Историю «Танца с саблями» Хачатуряна, содержание произведения, а также интересные факты читайте на нашей странице.

 

 

 

История создания

Поскольку «Танец с саблями» является номером, входящим в известный балет Арама Хачатуряна «Гаянэ», то, несомненно, создание двух произведений между собой неразрывно связано. При этом следует заметить, что предтечей возникновения этих прекрасных творений явилось ещё одно сочинение композитора, которое сыграло в их появлении важную роль.

Арам Хачатурян

В конце тридцатых годов Арам Хачатурян, будучи автором многочисленных произведений, находился на пике творческой активности. Примерно за год до проведения в Москве дней армянской культуры в приватной беседе с влиятельным партийным деятелем Анастасом Ивановичем Микояном им была затронута тема о создании первого национального балета. Этот разговор не остался без внимания, и спустя время композитор получил заказ на создание музыки к хореографическому спектаклю по сюжету на армянскую тематику.

 

Загоревшись поставленной перед ним задачей создания произведения, которое должно пленять национальным колоритом, он весной 1939 года срочно выезжает в Армению, где, погрузившись в мир народной музыки, на либретто Геворка Ованесяна сочиняет балет «Счастье». Полгода спустя спектакль, изначально поставленный в Ереване в театре оперы балета, в октябре был показан в Москве. Несмотря на то, что публика, пленённая музыкой Хачатуряна и хореографией балетмейстера Ильи Ягубяна, приняла балет очень хорошо, критики не преминули отметить недостатки спектакля, касавшиеся его драматургии.

Хачатурян, всегда относившийся к своей работе с большой ответственностью, был недоволен таким результатом, и когда в 1941 году руководство Кировского театра оперы и балета предложило композитору переработать балет с новым либретто, он с радостью согласился. Литературную основу к новому спектаклю, который теперь был назван по имени главной героини «Гаянэ», написал известный театральный критик Константин Державин.

 

Нагрянувшая война не остановила творческий коллектив и работа над новой версией балета, начавшаяся осенью в Ленинграде, продолжилась в Перми, куда в эвакуацию вместе с труппой театра имени Кирова был отправлен и Хачатурян. Партитура «Гаянэ» была закончена уже через полгода, но при этом важно отметить, что поскольку в новом спектакле были сохранены некоторые сюжетные линии из балета «Счастье», то композитор в своё новое произведение перенёс всё лучшее, что было в прежнем. Из этого следует, что основой балета «Гаянэ» стал преобразованный балет «Счастье».

Хачатурян балет «Гаянэ»

Близилась назначенная на декабрь 1942 года премьера спектакля, и уже активно шли репетиции балета, однако эпизода, впоследствии получившего известность как «Танец с саблями» в партитуре ещё не было. Музыка этого шедевра появилась буквально накануне премьерного показа «Гаянэ», и случилось это так. Директор театра вызвал Арама Хачатуряна и попросил его сочинить музыку танца, который просто необходимо вставить в заключительное действие спектакля. Композитору эта идея не понравилась, и поначалу он сильно воспротивился. Однако немного успокоившись, Хачатурян всё же написал композицию, потратив на её сочинение всего одиннадцать часов. Отдавая балетмейстеру партитуру «Танца курдов», как изначально назывался номер, маэстро в запальчивости на первом листе сделал надпись: «Черт возьми, в угоду балету!».

 

Хачатурян ноты «Танца с саблями» 

Танец с саблями балет «Гаянэ» 

 

Интересные факты

  • Несмотря на то, что балет «Гаянэ», четверть века не сходивший со сцен ведущих театров страны, был очень дорог сердцу Хачатуряна, «Танец с саблями» композитор недолюбливал. Арама Ильича злило, что из-за сильно возросшей популярности композиции за рубежом, его называли не иначе как «мистером Сэйбрдансом» (мистер «Танец с саблями»). Помимо этого маэстро считал, что «Танец с саблями» растолкал локтями и затмил другие его произведения.
  • После выхода балета «Гаянэ», зажигательная музыка «Танца с саблями» очень быстро набирала популярность и её почти каждый день транслировали по радио. Поговаривали, что это делали в угоду самому Иосифу Виссарионовичу Сталину, у которого от прослушивания композиции поднималось настроение, и он от удовольствия даже начинал притопывать.

 

  • Номера из балета Арама Хачатуряна «Гаянэ»: «Танец с саблями», «Колыбельная» и «Лезгинка» на протяжении пятидесяти лет в обязательном порядке входили в танцевальный дивертисмент, представляемый на выпускных спектаклях в Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой.
  • В середине сороковых годов «Танец с саблями» молниеносно набирал популярность не только в нашем отечестве, но и за рубежом. В 1948 году он стал хитом, который посетители баров и ресторанов в США чаще всего хотели слышать в воспроизведении музыкальных автоматов. В то же время сразу три симфонических оркестра представили свои версии привлекательной композиции, и по результатам еженедельного американского журнала «Billboard» она сразу заняла верхние позиции среди произведений классической музыки. Исходя из этого, нью-йоркский новостной журнал «Newsweek» рекомендовал 1948 год объявить «годом Хачатуряна в США».
  • «Танец с саблями» может похвастаться тем, что он был занесён в книгу рекордов Гиннеса, как самое исполняемое и популярное музыкальное произведение.
  • Четыре такта из среднего раздела «Танца с саблями» были изображены на лицевой стороне армянской купюры стоимостью 50 драмов, находящейся в обращении с 1998 по 2004 год.

  • Режиссёры любят вставлять музыку «Танца с саблями» в саундтреки своих фильмов. Кинолент так много, что перечислить все не представляется возможным, однако вот некоторые их них: «Парочка Баркли с Бродвея» (США, 1949), «Раз, два, три» (США, 1961),«Амаркорд» (Италия, 1973), «Джек-попрыгунчик» (США, 1986), «Покаяние» (СССР, 1987), «Безжалостная защита» (США, 2008), «Концерт» (2009). «Бумажные птицы» (Испания, 2010).
  • В анимации «Танец с саблями» можно услышать в таких известных фильмах, как «Ну, погоди!»№ 6, Симпсоны» и «Мадагаскар 3».
  • «Танец с саблями» в нынешнее время широко используется для озвучивания различных спортивных соревнований, например, в фигурном катании и художественной гимнастике. Помимо этого музыку композиции Арама Хачатуряна очень любят хоккеисты «Баффало Сейбрз» - профессионального клуба, выступающего в Национальной хоккейной лиге, а также известный армянский футболист Генрих Мхитарян. Когда он выступал за донецкий «Шахтер» и забивал гол, то каждый раз на стадионе звучала музыка знаменитого танца Хачатуряна.

 

Содержание «Танца с саблями»

«Танец с саблями» - это ярко окрашенный в национальный колорит полный мужественной силы и огня темпераментный танец. В нём Арам Хачатурян живописно отобразил удаль и ловкость, которая обычно демонстрируется на праздничных народных гуляниях.

Быстрый темп, чёткий ритм, звонкое, иногда даже резкое оркестровое звучание произведения, подчёркивает ловкость отважных армянских мужчин и их умения владения оружием.

Композиция, написанная в тональности Соль мажор и заключённая автором в трёхчастную форму, открывается четырёхтактовым вступлением, которое задаёт слушателю определённый энергичный настрой. Затем в исполнении группы деревянных инструментов и ксилофона стремительно врывается безудержная мелодия восточного танца, которая с первой ноты увлекает своей лихостью. Острые гармонии и поначалу повторяющаяся, а затем как будто втаптывающаяся мелодическая линия танца создают яркий образ сильного народа. Тема повторяется два раза, а затем поднимается на малую терцию вверх.

Ксилофон

Следующий далее средний раздел композиции построен на контрасте с первой частью. Меняется не только характер музыки, но и размер: вместо четырёхдольного, он становиться трёхдольным. Композитор здесь рисует пленительный женский образ. Напевная нежная мелодия с изысканно-причудливым ритмом в исполнении альтов и виолончелей, на фоне прозрачного аккомпанемента, да к тому же украшенная прелестными подголосками флейт, особо привлекает своей грациозностью и изяществом. После этого вновь возвращается тематический материал первой части, в котором композитор так явно нарисовал музыкальную картину, что, даже не видя танцоров, можно чётко представлять их горделивые движения.

 

«Танец с саблями». Это блестящее сочинение Арама Хачатуряна называют самым запоминающимся и самым безумным музыкальным произведением XX века. В короткий срок, облетев весь мир, оно сразу завоевало огромную популярность, которая на протяжении десятилетий успешно сохраняется. Вот и в нынешнее время практически невозможно встретить человека, который не узнал бы эту композицию с первых её звуков.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


«Танец с саблями» Хачатуряна