П.И. Чайковский Концерт для скрипки с оркестром

 

Чайковский Концерт для скрипки с оркестромПётр Ильич Чайковский – гениальный русский композитор, чьё творчество обогатило не только отечественную, но и всю мировую музыкальную культуру. Среди большого многообразия великолепных творений композитора есть одно сочинение, заслуживающее особого внимания - это «Концерт для скрипки с оркестром». В красивейшей музыке произведения, которая впечатляет своей необычайной виртуозностью, органично сочетаются легкая полётность, утончённая грациозность, темпераментность и сочность колорита. Однако особо ценным в сочинении является то, что Чайковский, ярко отобразивший в нём высшую душевную гармонию, показал: человек может быть счастлив.

Историю создания Концерта для скрипки с оркестром Чайковского, а также интересные факты и музыкальное содержание произведения читайте на нашей странице.

 

 

 

История создания

1877 год был очень сложным в жизни Петра Ильича Чайковского. После неудачной женитьбы на Антонине Милюковой композитор, находясь в состоянии депрессии, приводившей его к мысли о самоубийстве, принял решение срочно покинуть Россию. Намереваясь преодолеть тяжёлый душевный кризис, по рекомендации врачей в сентябре месяце он отправился в Италию, а затем в феврале переехал в Швейцарию.

Петр Ильич Чайковский

Обосновавшись в небольшой деревеньке Кларан, композитор по утрам заставлял себя работать, а затем регулярно выходил на прогулки, чтобы полюбоваться окрестностями Женевского озера. Постепенно унылое настроение Петра Ильича стало улучшаться, и он стал более спокойным. Друзья тоже не оставляли маэстро без внимания, например, однажды его приехал навестить Иосиф Котек – скрипач, которого Чайковский в своё время обучал теоретическим дисциплинам.

Иосиф Котек и Чайковский

Чтобы немного развлечь своего учителя и друга, Котек привёз с собой ноты новейших произведений для скрипки в сопровождении симфонического оркестра, среди которых маэстро особую заинтересованность проявил к сочинению француза Эдуара Лало. Его скрипичный концерт послужил для Чайковского источником вдохновения для создания такого же произведения, тем более, что у него уже был опыт сочинения в данном жанре.

 
 

На создание концерта у Петра Ильича ушёл всего лишь месяц, начав работу в начале марта 1878 года, 16 числа он закончил его в эскизном варианте. Затем заново переписав вторую часть, которую посчитал не очень удачной, к 20-му апреля окончательно завершил инструментовку своего нового творения. Первый раз произведение прозвучало в узком кругу друзей и знакомых. На скрипке солировал Иосиф Котек, а на рояле ему аккомпанировал сам автор. Премьерное исполнение концерта на большой сцене состоялось в Вене в начале декабря 1881 года. Солистом выступил талантливый скрипач Адольф Бродский.

 

Чайковский Адольф Бродский 

ноты Концерта для скрипки с оркестром Чайковского Скрипка 

 

Интересные факты

  • Концерт для скрипки с оркестром Петра Ильича Чайковского слывёт у музыкантов произведением довольно сложным для исполнения. Поэтому многие известные скрипачи мирового уровня считают престижным для себя иметь это сочинение великого маэстро в своём репертуаре. Необходимо также отметить, что концерт в настоящее время является обязательным для исполнения участниками конкурса имени Чайковского в номинации «скрипка» в самом напряжённом финальном туре.

 

  • С посвящением «Концерта» произошла весьма интересная история, которая достойна особого внимания. Изначально Чайковский предполагал посвятить его своему другу Иосифу Котеку, так как именно он вдохновил маэстро на написание этого шедевра. Однако из-за частых разногласий между приятелями Пётр Ильич изменил своё решение. Вторым претендентом на посвящение был знаменитый скрипач Леопольд Ауэр. Но и здесь случился казус. Леопольд Семёнович получив произведение, в котором на титульном листе уже было напечатано его имя, ознакомился с нотным материалом и высказал своё предположение о том, что скрипичная партия требует редакции, так как не удобна для исполнения. Встретив такой своеобразный отказ с большим огорчением, Чайковский впоследствии произвёл смену посвящения. Следующие издания концерта выходили с именем Адольфа Бродского, который стал первым исполнителем произведения, а также его пропагандистом не только в России, но и в Европе.

  • Не все скрипачи, исполняя концерт Чайковского, знают, что сегодня он звучит совсем не так, как его задумал автор. Первой редакции он подвергся ещё при жизни композитора. Известный скрипач Леопольд Ауэр, первым получивший от композитора предложение исполнить произведение, поначалу отказался, но затем всё-таки сыграл его, но с весомыми изменениями, которые сам внёс в партию скрипки, значительно облегчив трудные места. Впоследствии выдающий советский скрипач Давид Ойстрах, по своему отредактировав материал концерта, сделал ряд записей произведения, которые затем установили определённый стандарт исполнения шедевра великого маэстро.
  • Музыка Скрипичного концерта П.И. Чайковского довольно часто используется в кинематографе, но особенно хочется отметить две полнометражные киноленты. Первый фильм американского режиссёра Чарльза Видора «Рапсодия» (1954 г.) в главной роли с неподражаемой Элизабет Тейлор и второй - французского режиссёра Раду Михайляну «Концерт» (2009 г.). В нём великое творение гениального русского композитора используется как центральный стержень, вокруг которого закручивается вся сюжетная линия.

 

 

Содержание

Можно с уверенностью сказать, что во время создания скрипичного концерта Пётр Ильич Чайковский чувствовал большой прилив творческих сил и вдохновения.  Его эмоциональный подъём нашёл яркое отражение в выразительном мелодическом материале, который он выстроил в стройную и гармонически уравновешенную композицию.

Концерт включает в себя три части (вторую и третью принято исполнять без перерыва).

Часть первая (D-dur). Allegro moderato. Moderato assai. Всё начинается с небольшого вступления, которое настраивает на светлый лирический лад, а также непринуждённо подводит к величественно красивой и благородной главной партии. В процессе развития её тема, раскрывая свою многогранность, значительно преображается и приобретает новые свойства: она становиться более энергичной и волевой. Следующая далее побочная партия, вырастающая из незатейливого опевающего мотива, отличается женственной нежностью и мягкой лиричностью. Тема, постепенно разрастаясь и увеличиваясь в диапазоне до двух октав, становится экспрессивной, пластичной и мелодически широкой. Впоследствии мотивы главной и побочной партии не столько контрастируя, сколько дополняя друг друга, переплетаются в развитии, а кроме того всё ярче и живописнее расцветают.

Скрипка

Часть вторая (g-moll). Канцонетта. Andante. Это миниатюрная мечтательная элегия, которой с уверенностью можно дать название «песня без слов».  Красивая мягкая и весьма чувственная мелодическая линия среднего раздела не имеет явного контраста с предшествующей частью и звучит как восторженное восхищение и преклонение перед светлыми идеалами.

 

Часть третья. Финал. Allegro vivacissimo. В финальной части, написанной в форме рондо-сонаты, по установившейся в творчестве Петра Ильича традиции, отображён наполненный безудержным весельем народный праздник.  Главная партия – это стремительная танцевальная тема, которая очень напоминает задорный русский народный танец «Трепак». Жизнерадостный мотив активно развиваясь, принимает всё более разудалый характер, однако затем внезапно обрывается чтобы уступить место побочной партии. Своим размашистым и резковатым характером она контрастна предыдущей теме, кроме того в процессе развития сильно меняется, становясь напевной и чувственной. Финал произведения – это неуёмное и ликующее торжество, призывающее к жизнелюбию и оптимизму.

 

 

Концерт для скрипки с оркестром Петра Ильича Чайковского занимает достойное место в мировой сокровищнице музыкального искусства. Более ста лет прошло с тех пор, как великий композитор подарил миру своё выдающееся творение, и с момента своего появления оно не перестаёт восхищать слушателей своим блеском, светом и оптимизмом.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Концерт для скрипки Чайковского