Арам Хачатурян «Концерт для скрипки с оркестром»
Арам Хачатурян – известный советский композитор, чьё имя золотыми буквами вписано в мировую историю музыкальной культуры. Он является автором многих замечательных сочинений, и есть среди них жемчужины, которые мгновенно покоряют сердца слушателей. Одним из таких творений Хачатуряна является «Концерт для скрипки с оркестром» - произведение, в котором композитор с живописной красочностью отразил природу и жизнь своей любимой Армении.
Историю создания Концерта для скрипки с оркестром Хачатуряна, а также интересные факты и музыкальное содержание произведения читайте на нашей странице.
История создания
К 1940 году Арам Хачатурян был уже известным композитором, сочинявшим свои произведения в самых различных жанрах. Ещё обучаясь в классе Николая Яковлевича Мясковского, он стал автором многих признанных творений. В 1940 году в жизни Арама Хачатуряна всё складывалось хорошо. Творческая работа доставляла ему большое удовольствие. Он был счастлив в браке с Ниной Макаровой, на которой женился в 1933 году. Кроме того, в семье композитора все ожидали радостное событие: Араму и Нине предстояло стать родителями.
Летом, за пару месяцев до рождения ребёнка, чета Хачатурян на время перебралась в хорошо обустроенный Дом творчества находящейся в Старой Рузе. И там, наслаждаясь жизнью и вдохновляясь красивой природой, композитор задумал написать концерт для скрипки с оркестром, который станет одним из самых выдающихся сочинений Хачатуряна.
Работа над новым произведением проходила очень легко, можно сказать на одном дыхании. Не прошло и двух месяцев, а концерт был уже завершён. Араму не терпелось показать своё новое детище тому, для кого он предназначался, то есть своему другу, молодому, но уже всемирно известному скрипачу Давиду Ойстраху.
Без приглашения, приехав к музыканту на дачу, композитор сразу направился к роялю. Музыка, которую заиграл Хачатурян, была настолько завораживающей и колоритной, что на всех присутствующих произвела сильное впечатление. Получив ноты произведения, Ойстрах тут же принялся его разучивать и через три дня нанёс ответный визит композитору. Давид приехал в Старую Рузу, чтобы сыграть концерт, то есть показать автору его творение. Моментально собравшиеся слушатели были сильно восхищены не только искрящейся музыкой композитора, но и фееричным исполнением Давида Ойстраха.
Премьерное исполнение концерта состоялось осенью того же года. В Москве 16 ноября в только что открывшийся концертный зал им. Чайковского пришла авторитетная публика. Среди слушателей можно было увидеть Дмитрия Шостаковича, Сергея Прокофьева и Николая Яковлевича Мясковского, которые собрались послушать новое произведение Арама Хачатуряна – «Концерт для скрипки с оркестром». Произведение произвело на слушателей огромное впечатление. Успех был грандиозным. Вскоре «Концерт» в столице повторили ещё два раза, а затем его услышали ленинградцы, ереванцы, тбилисцы, киевляне и одесситы. Популярность произведения росла со стремительной скоростью не только в Советском Союзе, но и за рубежом.
Интересные факты
- Концерт для скрипки Арам Хачатурян посвятил своему другу, знаменитому музыканту Давиду Ойстраху, который впервые представил новое произведение композитора на суд слушателей.
- Концерт для скрипки, сочинённый в 1940 году, быстро набирал популярность. В годы Великой Отечественной войны произведение было уже хорошо известно и часто транслировалось в радиоэфире, чтобы своим жизнерадостным характером поднимать дух советских людей и укреплять веру в победу.
- 15 марта 1941 года композитор за Концерт для скрипки с оркестром был награждён Сталинской премией второй степени.
- Арам Хачатурян в своей жизни встречался со многими знаменитыми людьми мирового масштаба, но встреча с Чарли Чаплиным оставила у композитора неизгладимое впечатление. Артист был уже в пожилом возрасте, жил в Женеве и гостей почти не принимал, но для Хачатуряна сделал исключение. В первую очередь Чаплин показал Араму пластинку со скрипичным Концертом и назвал его любимым произведением.
- Сочинение Арама Хачатуряна считается у музыкантов сложным для исполнения произведением, требующего от скрипача большого мастерства.
- Давид Ойстрах сделал запись «Концерта для скрипки с оркестром» Арама Хачатуряна в 1948 году. После этого произведение композитора стало быстро приобретать популярность во всём мире.
- Хачатурян – феноменальный человек, который начал серьёзно учиться играть на музыкальном инструменте только в двадцать лет. Однако несмотря ни на что, он стал крупнейшим композитором двадцатого столетия.
- Арам Хачатурян, по мнению ЮНЕСКО, входит в число самых гениальных композиторов ХХ века.
Содержание
«Концерт для скрипки с оркестром» Арам Хачатурян написал в традиционной классической форме, включающей в себя три части: искрящееся сонатное аллегро, лирическое анданте и праздничный финал.
Первая часть (Allegro con fermezzo) начинается кратким, девятитактовым вступлением. Его торжественный и гордый мотив включает в себя секундовые и терцовые интонации, весьма характерные для армянской музыки. Также необходимо обратить внимание на тональную неустойчивость начальных тактов произведения. Первые звуки настраивают на Си-бемоль мажор, затем гармония начинает гулять по разным тональностям и вдруг неожиданно приводит к основной тональности - ре минору.
Затем на первый план выходит солирующая скрипка. Начинается радостная и энергичная главная партия экспозиции. Несмотря на господствующую виртуозность, тема отличается большой мелодичностью: в ней явно прослушиваются интонации народных армянских мотивов. Вскоре быстрый темп начинает замедляться, музыка успокаивается. Такое связующее построение подводит к импровизационной побочной партии, напоминающей песню поэта-ашуга. Украшенная хроматизмами нежная мелодия звучит в сопровождении монотонно баюкающего синкопированного аккомпанемента, похожего на звучание бубна.
Разработка первой части включает в себя два раздела, а также развёрнутую каденцию солирующей скрипки. Теперь весь звучащий ранее тематический материал, посредством вариационных преобразований, подвергается интенсивному развитию. Он становится более волевым и колоритным. Мотивы побочной партии наполняются энергией, а главная партия приобретает лирический оттенок. В среднем разделе разработки (Meno mosso) обе эти темы сближаются и звучат вместе: оркестр играет преобразованную побочную партию, а на неё в исполнении солирующей скрипки укладывается изменённая главная партия. Дальнейшее интенсивное развитие всего музыкального материала подводит к яркой кульминации первой части. Разработка завершается большой виртуозной каденцией, в которой темы экспозиции вновь получают активные преобразования.
В репризе (Allegro con fermezzo) тематический материал экспозиции представлен в том же тональном соотношении: ре минор – главная партия и ля мажор – побочная. Все темы получают динамичное развитие, энергично варьируются, оплетаясь подголосками. Первая часть завершается развёрнутой кодой, в которой господствующее положение занимает стремительная тема главной партии.
Вторая часть «Концерта» (Andante sostenuto) - это красивая задушевная «песня», чарующе звучащая на фоне удивительного горного пейзажа. Всё начинается со вступления, в котором фагот, а затем кларнет, подражая армянскому музыкальному инструменту дудуку, исполняют мотив, напоминающий наигрыш ашуга. Далее с проникновенной и нежной мелодией вступает солирующая скрипка. Изящное вальсовое оркестровое сопровождение выразительно подчёркивает её восточный характер. Поначалу музыка звучит негромко и сдержанно, но затем, постепенно воодушевляясь, напев становится более вдохновенным. В среднем разделе части на первый план выходит импровизационный наигрыш, звучащий во вступлении. Он разнообразно варьируется, постоянно меняя характер своего звучания. Затем начинается реприза, в которой обворожительная песенная тема получает динамичное развитие.
Третья часть. Финал (Allegro vivace) - это яркая картина весёлого народного праздника. Так же как и в первой части, музыка финала начинается с темпераментного вступления. Далее вступает жизнерадостная тема, которая в процессе развития наполняется всё большей энергией. Создаётся впечатление, что собравшийся народ исполняет массовый танец. И даже следующая затем лирическая мелодия продолжает звучать в ритмическом танцевальном сопровождении.
Особое внимание следует обратить на коду финала. Композитор построил её на темах из первой части и тем самым объединил своё сочинение в единое целое.
«Концерт для скрипки с оркестром» Арама Ильича Хачатуряна – это произведение является одним из самых популярных и выдающихся музыкальных сочинений на сегодняшний день во всём мире. Многие скрипачи мечтают иметь его в своём репертуаре, но, к сожалению не всем это по силе.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
«Концерт для скрипки с оркестром» Хачатуряна