Феликс Мендельсон Концерт для скрипки с оркестром ми минор
«Свадебный марш». Когда слышишь название этого сверхпопулярного произведения, то в голову сразу приходит имя его автора. Феликс Мендельсон - выдающийся немецкий композитор-романтик, своей творческой деятельностью внёсший неоценимый вклад в сокровищницу мировой музыкальной культуры. В наследии талантливого маэстро немало прекрасных произведений, которые по праву считаются настоящими шедеврами, и неоспоримо, что особое место среди них занимает Концерт для скрипки с оркестром ми минор. Это сочинение, с блеском проявившее лучшие черты дарования композитора, стало одним из ярчайших образцов скрипичной концертной музыки.
Историю создания Концерта для скрипки с оркестром Мендельсона, а также интересные факты и музыкальное содержание произведения читайте на нашей странице.
История создания
Феликс Мендельсон-Бартольди, прославившийся как выдающийся композитор, помимо того был превосходным организатором, основавшим в Германии первую консерваторию, и прекрасным педагогом, воспитавшим немало хороших музыкантов. Важно заметить, что Мендельсон, будучи весьма музыкально одарённым, великолепно играл не только на рояле, но и органе, скрипке и альте. Обладая многими талантами, он также зарекомендовал себя как замечательный дирижёр, которого оркестранты называли лучшим в своём времени.
Так, в 1835 году двадцатишестилетний Мендельсон был приглашён на должность руководителя лейпцигского симфонического Гевандхауз-Оркестра. Недолго раздумывая, он предложил своему другу, в то время уже известному скрипачу Фердинанду Давиду, занять в этом творческом коллективе место концертмейстера. Дружба двух выдающихся музыкантов завязалось в детстве. Интересен тот факт, что они оба родились в Гамбурге в одном и том же доме только с разницей в один год. В подростковом возрасте дружеские отношения Феликса и Фердинанда ещё более окрепли и затем продолжались всю жизнь, впрочем, помимо этого двух музыкантов крепко связывало тесное профессиональное сотрудничество.
Например, в июле 1838 года Мендельсон в своём послании сообщил Давиду, что хочет написать для него скрипичный концерт, тема которого навязчиво крутиться в голове. Однако с момента, когда Мендельсон написал другу о своём замысле и до того как он поставил последнюю точку в партитуре произведения, прошло без малого шесть лет. Это сочинение для Феликса стало как наваждение, ведь он задумал создать нечто новаторское, непохожее на то, что ранее было написано в этом жанре. Совершая гастрольные поездки или уезжая на отдых, Мендельсон непрерывно вёл переписку с Давидом, постоянно консультируясь с ним по поводу концерта. Фердинанд, сам будучи прекрасным композитором, сочинившим немалое количество скрипичных произведений, с большим удовольствием давал другу ценные советы, но при этом подбадривал и поторапливал Феликса с окончанием работы над произведением. Между тем Мендельсон как будто специально оттягивал выход в свет своего концерта, хотя в это время из-под его пера выходило одно сочинение за другим. Именно в данный творческий период появились симфонии №2 и №3, а также музыка к шекспировской комедии «Сон в летнюю ночь». Кроме того, по поручению прусского короля Фридриха Вильгельма IV Мендельсон в немецкой столице был занят реформаторской деятельностью, которая для композитора к сожалению закончилась провалом.
По какой из причин Феликс медлил с завершением работы над концертом, сегодня никто конкретно объяснить не может. Однако существуют предположения, что у композитора иссяк тот эмоциональный подъём, который изначально навеял ему мелодию главной темы произведения. И немного странным является то, что поэтическое вдохновение вновь возникло у Мендельсона, когда он познакомился с Енни Линд. Феликс страстно, но безответно влюбился в «шведского соловья», как в Европе называли эту талантливую певицу. В 1844 году композитор вновь активно приступил к работе над произведением, да и с Давидом, к тому времени ставшим профессором Лейпцигской консерватории, опять начались энергичные обсуждения по поводу скрипичного концерта. 16 сентября 1844 года партитура наконец-то была закончена, а премьерное исполнение нового сочинения было назначено на март следующего года. В качестве солиста должен был выступать Фердинанд Давид, ведь именно для него и был написан этот концерт, а за дирижёрским пультом предназначалось стоять автору произведения. Однако из-за болезни Мендельсона оркестром Гевандхауза на премьере, состоявшейся 13 марта, руководил второй дирижёр - датский композитор Нильс Гаде. Успех концерта был ошеломляющим: не только публика, но и критики приняли его с большим воодушевлением. Через полгода, 23 октября, выступление повторили вновь, но теперь уже концертом дирижировал сам автор.
В короткий срок произведение Мендельсона, завоевавшее большую популярность, все знаменитые скрипачи стали включать в свой концертный репертуар.
Интересные факты
- Свой знаменитый концерт для скрипки с оркестром Феликс Мендельсон посвятил своему другу, замечательному скрипачу, композитору и преподавателю Лейпцигской консерватории Фердинанду Давиду.
- Как и задумал Мендельсон, его ми минорный скрипичный концерт оказался весьма новаторским. Во-первых, произведение начинается не со вступления всего оркестра, как практиковалось ранее, а с темы, которую исполняет солирующая скрипка. Во-вторых, композитор помещает каденцию не перед кодой, а в середине первой части и при этом не даёт солисту возможности импровизировать, как было в концертах Моцарта и Бетховена. Каденцию солиста Мендельсон написал сам, чтобы её тематический материал был стилистически связан с произведением. В-третьих, автор, чтобы сочинение воспринималось цельным и не прерывалось аплодисментами слушателей, объединил все разделы концерта. Например, первую и вторую часть он соединил нотой, исполняемой фаготом. Возможно, такое нововведение Мендельсона положило начало не прерывать аплодисментами исполнение крупных произведений.
- Енни Линд – шведская певица, так сильно вдохновившая Мендельсона, что он всё-таки смог дописать свой ставший шедевром концерт, на все пылкие чувства композитора отвечала безразличием. Однако Феликс был настолько влюблён, что ради неё готов был оставить свою семью, в которой тогда было уже пятеро детей. Мендельсон предлагал Енни бежать с ним в Америку, а если она откажется, то грозил покончить жизнь самоубийством. Причина отторжения чувств композитора заключалась в сильной набожности певицы. Сама выросшая в неполной семье, она считала большим грехом разрушить семью и оставить детей Феликса без отца. Однако после смерти композитора Еенни Линд, покинув сцену, основала Фонд имени Мендельсона.
- Свой первый концерт для скрипки и струнного оркестра ре минор Феликс Мендельсон сочинил, когда ему было всего тринадцать лет. Это весьма виртуозное произведение в середине двадцатого веке любителям классической музыки заново открыл и исполнил знаменитый американский скрипач Иегуди Менухин. Запись концерта датируется 1951 годом.
- Концерт для скрипки с оркестром Феликса Мендельсона считается произведением довольно сложным для исполнения. Скрипачи считают престижным для себя иметь это сочинение в своём репертуаре. Многие известные исполнители делали записи этого шедевра, среди которых наиболее впечатляющими считаются исполнения Йозефа Сука (1964), Чон Кён Хва (1981), Энн Акико Мейерс (1993), Роберта Макдаффи (1998), Дэниэла Хоупа (2007), Хилари Хан (2010), Рэй Чена (2011), Филиппа Квинта (2012).
- В Лейпциге в 2007 году одной из набережных городского канала после реставрации дали имя Феликса Мендельсона. Ступени спуска к воде очень похожи на линейки нотного стана, а расположение якобы хаотично расставленных на них деревянных сидений напоминают ноты, которые складываются в первую тему ми минорного скрипичного концерта композитора.
Содержание
Концерт для скрипки с оркестром ми минор Феликса Мендельсона, являющийся чудесной лирической поэмой, вобрал в себя наилучшие черты, свойственные творческому облику композитора. Музыке произведения присуще благородство, чистота чувств и покоряющая свежесть. Помимо этого, задушевное мелодическое богатство в совокупности с виртуозным блеском даёт возможность солисту-исполнителю в полной мере показать всё своё мастерство.
Концерт, как принято произведениям данного жанра, состоит из трёх частей.
Первая часть (Allegro molto appassionato), заключённая в форму сонатного аллегро, начинается с той самой дивной взволнованной темы, которая навязчиво крутилась в голове у Мендельсона. Композитор на первый план вместо оркестрового вступления почти сразу выводит эту напевную, приковывающую внимание мелодию, звучащую в исполнении солирующей скрипки. После проведения темы, а затем стремительного нисходящего и бодрого восходящего пассажа тематическая эстафета передаётся всему оркестру. Следующая затем связующая партия тоже привлекает своей эмоциональностью, а восходящие хроматические интонации придают ей особую устремлённость и энергичность. Изначально она проводится гобоями и первыми скрипками, а далее передаётся солирующему инструменту. Побочная партия первой части по характеру немного отличается от предыдущих тем. Она проникнута той светлой лирикой, которая весьма свойственна музыке Мендельсона. Последующая разработка довольна скромна, так как основана на развитии главной и связующей партий, в которых отсутствуют противоречивые образы. Её главная функция заключается в том, чтобы подготовить появление эффектной каденции солиста, которая по новаторской идее композитора располагалась не после репризы, как было ранее, а по окончании разработки.
Далее следует компактная, но динамическая реприза, подводящая к кульминации первой части концерта, которая заключена в следующей за ней коде.
Важно отметить, что по задумке композитора, чтобы аплодисменты слушателей не нарушали целостность произведения, первая и вторая части произведения между собой связаны. Залигованная нота «си» в исполнении фагота естественным образом соединила между собой два раздела.
Для второй части (Andante), написанной в трёхчастной форме, композитор выбрал тональность До мажор. Раздел начинается с той самой связующей ноты «си», которая плавно переходит в «до». Затем звучание постепенно наполняется деревянными духовыми и струнными инструментами. Основная, наполненная лиризмом тема начинается с девятого такта. Эту льющуюся песенную мелодию выразительно пропевает солирующая скрипка. Следующая далее центральная тема средней части, хоть и звучит меланхолично, но для исполнения она довольно сложна и требует от исполнителя значительных технических навыков. Постепенно усиливая в музыке элегический настрой, композитор подготавливает слушателя к контрастному по характеру финалу и в заключении части он специально вводит новую тему, которая является связующим элементом с ярким финалом.
Третья часть (Allegro molto vivace). Для финала концерта Мендельсон выбрал форму рондо - сонаты и тональность Ми мажор. Заключительный раздел концерта, в котором также нет контрастных по характеру тем, начинается с призывных фанфар духовых инструментов. Затем через четыре такта переклички оркестра и скрипки на первый план выходит грациозная и стремительная мелодия в исполнении солирующего инструмента. Далее между скрипкой и оркестром вновь разворачивается весёлый диалог, который подводит к следующей праздничной и ликующей маршеобразной теме. Концерт заканчивается эффектной, фееричной кодой.
Концерт для скрипки с оркестром ми минор – это выдающееся сочинение Феликса Мендельсона в нынешнее время считается одним из самых популярных произведений скрипичной литературы. Не только выдающиеся исполнители, но и начинающие музыканты с удовольствием включают его в свой репертуар, так как красивейшая музыка поистине гениального творения не перестаёт впечатлять слушателей задушевным лиризмом, утончённой грациозностью, темпераментностью и сочностью колорита.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Концерт для скрипки Мендельсона