Л. Бетховен Концерты для фортепиано с оркестром

 

Л. Бетховен Концерты для фортепиано с оркестром

Фортепиано является одним из самых важных инструментов, для которых писал сочинения великий немецкий композитор Людвиг ван Бетховен. Гастролируя по европейским городам, музыкант создавал сочинения, которые мог бы самостоятельно исполнить. Наиболее выгодным жанром для презентации в светском обществе являлся концерт. За весь творческий путь Бетховен написал 7 концертов для фортепиано с оркестром.

Историю создания Концертов для фортепиано Бетховена, содержание произведений и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

 

 

 

Значение фортепианных концертов в творчестве Бетховена

Идея обогатить жанр концерта и приблизить его к симфонии появилась еще задолго до начала композиторского пути Бетховена. Тем не менее, именно в его творчестве концерт для фортепиано с оркестром получил возможность развиваться по-новому.

Людвиг ван Бетховен

Время, в которое жил композитор, было ознаменовано духом революций и освободительных движений, что не могло не отразиться на музыке. К принципиальным отличиям жанра можно отнести:

  • Произошло равенство по средствам выразительности с симфоническими жанрами. По композиции концерт позиционируется как симфония с солирующим фортепиано.
  • Усилилась роль драматургии, появился конфликт.
  • Вернулся диалогический принцип.
  • Обновление содержания.
  • Тематически оркестр перекликается с партией солиста.

При этом структура концерта осталась неизменной, сохранив связь жанра с традицией. Таким образом Бетховен оказал значительное влияние на развитие и становление концертного жанра.

 

Бетховен рукопись Концерта для фортепиано Бетховена 

 

Интересные факты

  • В 2007 году при участии дирижера Бернстайна удалось снять документальный фильм о концертах для фортепиано с оркестром Бетховена.
  • Тема второй части первого концерта легла в основу многих революционных песен, в том числе песни «Молодая гвардия», которая была популярна в 20-30-е годы прошлого века в нашей стране.
  • Пятый концерт знаменуется переломным этапом в истории музыки, так как Бетховен самостоятельно выписал каденцию для солиста. До этого каденция в концертах позволяла исполнителю импровизировать на заданную композитором тему. Подобные каденции показывали мастерство и виртуозность владения инструментом. Выписанные каденции облегчали задачу для исполнителя, но и тем самым стали сдерживать творческую свободу.
  • Бетховен противопоставлял собственную концертную музыку, называв ее наделенной драматическим смыслом. Он считал, что другая музыка является бессодержательной и пустозвонной.
  • В первом концерте Бетховен использовал подлинную мелодию гимна Великобритании.

 

 

 

Концерт для фортепиано с оркестром №1

Первый концерт является 15 сочинением композитора. Создание композиции приходится на период активных гастролей по Европе, впервые сочинение было продемонстрировано пражской публике. Спустя два года Бетховен доработал собственное сочинение и выступил 2 апреля 1800 года в Вене. Критики увидели в произведении большое количество красоты и красочности. В 1833 году была напечатана партитура.

Тональность произведения до мажор. Композиция характерна для жанра концерта, то есть имеет три части:

  1. Allegro con brio. (Быстро с огнем)
  2. Largo (Протяжно)
  3. Allegro scherzando (Быстро игриво)

Первая часть открывается легким оркестровым звучанием, ведущая роль отдана струнным инструментам. Изящна и виртуозна партия фортепиано, она лишь слегка поддерживается оркестром.

Вторая часть полностью отражает стиль Бетховена. Музыкальная тема исполняется солистом. Кантилена построена ритмически свободно, периодически возникают паузы, которые добавляют драматизма.

Третья часть написана в форме рондо. Танцевальность является главным качеством музыки. Музыкальные темы, как картинки в калейдоскопе постоянно сменяют друг друга. Кажется, что преобладает импровизационность, но это лишь видимость, а не действительность. Отдельную роль играет шутливая и непринужденная кода. На мгновение оркестр замолкает, финальная фиоритура оказывается ложной, и после длительной ферматы оркестр полнозвучно завершает произведение.

Многие музыковеды отмечают, что первый концерт имеет ряд сходств с произведениями других композиторов венской классической школы. Это подтверждается сглаженными контрастами, наличием юмора. Тем не менее, даже в раннем творчестве уже можно проследить характерные для сочинителя приемы.

 

 

 

Фортепианный концерт с оркестром №5

Композиция сочинялась в непростое время для Австрии, а именно в 1809 год. Тогда Европа была захвачена сражениями с Наполеоном. Бетховен в ужасе писал собственному другу, о том, что Вена осаждена и находится в упадке и опустошении. Премьера концерта, запланированная на лето, состоялась лишь в декабре 1811 года. Зал ликовал, хотя некоторые жаловались на большую длительность произведения. В печать произведение вышло под названием «Большой концерт для фортепиано и оркестра».

Несмотря на крупные размеры структура у произведения классическая, так он состоит из трех частей:

  1. Allegro (Скоро)
  2. Adagio un poco moto (Медленно)
  3. Allegro non tanto (Скоро)

Первая часть открывается блестящим соло фортепиано. Оркестр мощно подхватывает солиста и служит полнозвучной опорой для солирующих пассажей. Явно прослеживаются интонации марша. Музыкальная тема играет формообразующую роль и в дальнейшем трансформируется в гимн, который будет оборван. Происходит завязка конфликта. Используя диалогический прием, композитор развивает музыкальную мысль, доводя ее до логического завершения.

Вторая и третья части исполняются без перерыва. Средняя часть наполнена просветлением, ее характер камерный, нежный и утонченный. Мелодия словно источает теплый свет, после нее звучит струнный квинтет, схожий по жанру с хоральной музыкой. Тем не менее, утонченная и грациозная музыка сменяется динамичной, патетической мелодией. Кода части небольшая, основывается на фигурационном нисходящем движении. Небольшая связка после паузы объединяет вторую и третью часть.

Тема третьей части отличается непревзойденной контрастностью и динамичностью развития. При этом ей свойственна манерность и горделивость. Она звучит не только у солирующего инструмента, но и в оркестре, что еще раз подчеркивает ее значимость.

Особенной изюминкой произведения можно считать добавление литавр в коде третьей части. Этот инструмент позволил передать атмосферу грохота сражений, который постепенно стихает. На планете вновь воцаряется мир и гармония.

 

Музыка Концертов для фортепиано Бетховена в кинематографе

 Музыка Концертов для фортепиано Бетховена в кинематографе

Произведение Фильм
Концерт №1   «Равные» (2015)
 «Клиент всегда мертв» (2004)
Концерт №2  «Экспериментатор» (2015)
Концерт №3    «Инкарнация» (2016)
 «Штурм белого дома» (2013)
 «Непобедимый» (2001)
 Концерт №4  «Парки и зоны отдыха» (2015)
  Концерт №5     «Моцарт в джунглях» (2016)
«Не уходи» (2015)
«Вниз по реке» (2015)
«Восьмое чувство» (2015)
«Железная леди» (2011)
«Мальчик с велосипедом» (2011)

 

 

Фортепианные концерты Бетховена способны отразить богатый внутренний мир композитора, который наполнен непостижимой страстью к творчеству. Уже в ранних концертах можно было услышать характерные для композитора музыкальные приемы. Поздние работы раскрывают его безграничный талант интелликтуализировать музыку.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

 

Видео: слушать Фортепианный концерт №5 Бетховена