Что такое блюз, история блюза

 

блюз

Двадцатый век в истории человечества принято считать «веком научно-технического прогресса», однако это означает не только умственное, но также нравственное и культурное движение вперёд. Общественное сознание на протяжении столетия настолько быстро менялось, что в искусстве и, особенно, в музыке появлялось и формировалось множество новых направлений, среди которых особо следует выделить электронную, хип-хоп, рок-музыку, джаз и, несомненно, блюз – лаконичный музыкальный жанр, способный в любом человеке разбудить сильные эмоции и чувства. Зародившись в дискриминирующих негритянских гетто, он окутал своим звучанием поначалу афроамериканцев и значительную часть белого населения Америки, а вскоре стремительно распространился по всему миру.

Историю блюза и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

 

 

 

Что такое блюз?

Блюз - этим английским словом, которое переводится как меланхолия и хандра, назван имеющий яркие характерные особенности весьма популярный музыкальный жанр. Поэзия блюза, его гармония, мелодика и ритм - всё отражало эмоционально-психологическое состояние человека, возникающие у него от сильных душевных переживаний. Изначально чувственные тексты блюзовых классических композиций, описывающие трудную жизнь афроамериканского населения и проблемы, возникающие на пути темнокожего человека, обычно имели своеобразную не симметричную, трёхстрочную форму, которую можно отобразить в формуле: ААВ. В первой строчке текста, где повествование ведётся от первого лица, обрисовывались обстоятельства, в которых находится персонаж, а затем её повторением возникшая ситуация более нагнеталась. В последней, третьей строке подводился итог вышесказанному или объяснялось душевное состояние героя.

Что такое блюз, история блюза

Помимо этого для основанной на импровизации музыкальной составляющей блюза тоже существовал ряд конкретных правил. Строящаяся по принципу «вопрос — ответ» она опиралась на минорную пентатонику или же на натуральный мажор, но с пониженными третьей, пятой и седьмой ступенями.  Схема блюзовой гармонии довольно проста, так как включала в себя только основные функции: тонику, субдоминанту и доминанту – первую, четвёртую и пятую ступени лада.

Что такое блюз

Классическая блюзовая аккордовая последовательность, обычно заключающаяся в двенадцать тактов, читалась так: T-T-T-T-S-S-T-T-D-D-T-T, где T – это тоника, S – субдоминанта, D – доминанта. Иногда, чтобы раскрасить окончание куплета интригующим неоконченным звучанием, исполнитель в конце квадрата менял аккорд тоники на доминанту.

Музыкальный размер в блюзовых композициях четырёхдольный (4/4), но обычно аккомпанемент исполнялся триольной пульсацией с пропущенной второй долей.

 

 

Популярные блюзовые композиции

«Every Day I Have the Blues» - песня, записанная Би Би Кингом в 1955 году, сегодня признана образцом блюзовой музыки. Как лучшая композиция она удостоилась войти в десятку чарта R&B, а затем за историческую значимость была награждена залом славы премии «Грэмми».

«Every Day I Have the Blues» (слушать)

«Ride Em On Down» - популярная композиция знаменитой британской рок-группы «The Rolling Stones». Песня, написанная американским гитаристом Эдвардом Тейлором, вошла в выпущенный в 2016 году альбом «Blue and Lonesome», который полностью состоял из блюзовых композиций.

«Ride Em On Down» (слушать)

«Layla» - эта красивая и трогательная песня о любви, сочетающая в себе элементы блюза и рока была написана музыкантами блюзовой рок- группы «Derek and the Dominos» Эриком Клэптоном и Джимом Гордоном в конце шестидесятых годов. Изначально потерпев неудачу, композиция впоследствии заслужила большую любовь и сегодня пользуется огромной популярностью.

«Layla» (слушать)

«Fire On The Floor» - эта лирическая композиция ведущей блюзовой певицы современности Бет Харт, из восьмого одноименного соло-альбома, записана в 2016 году. В песне с глубоким чувством рассказывается о мучительной, испепеляющей любви.

«Fire On The Floor» (слушать)

«Lie To Me» - песня из одноимённого дебютного альбома, вышедшего в начале 1997 года молодого блюзмена Джонни Лэнга. Критики и слушатели были поражены, когда узнали, что талантливому певцу с очаровательным голосом всего шестнадцать лет.

 

 

История блюза

Соединённые Штаты Америки на рубеже девятнадцатого и двадцатого столетий. Уже в то время эта страна считалась одной из наиболее развитых мировых держав. Однако не всё так хорошо и гладко было в данном государстве, и тому причиной была расовая дискриминация, которая унижала миллионное афроамериканское население. Рабский труд, скудный заработок, борьба за выживание, бесправие и суды Линча за малейшую провинность – всё это сопровождало отвергнутых белым обществом темнокожих людей в их неустроенной жизни. Свою душевную боль и отчаяние они выражали в песнях, которые были пропитаны печалью. Из-за такого эмоционального настроя подобного рода грустные напевы впоследствии стали называть печальным словом блюз.

История блюза

Истоки блюза следует искать в те далёкие времена, когда в Америку стали завозить рабочую силу с Африканского континента. Темнокожих невольников заставляли выполнять самую тяжёлую и грязную работу. Они надрывались на плантациях и трудились как прислуга белых господ. Единственным утешением в нелёгкой жизни афроамериканцев были песни. Поначалу это были этнические ритуальные мелодии, которые переселенцы слышали на родине, а затем по мере привыкания к новой жизни у них стали появляться иные напевы, такие как трудовые песни-переклички, имеющие название филд-холлер, и невольнические духовные песнопения, именуемые спиричуэлс.

Гражданская война и последующая отмена рабства счастья и свободы темнокожему населению не принесли: оно оказалось отвергнутым белым обществом. Работая на лесозаготовках, хлопковых плантациях, строительстве железных дорог, судоверфях, а также бродяжничая по стране в поисках мизерного случайного заработка, афроамериканцы в свободное время всё также пели песни. Однако теперь это были уже не коллективные распевы, а пропитанная безграничной грустью музыка одинокого человека, рассказывающая о его чувствах и надеждах на лучшую жизнь. Затем данная форма выражения неравноправного положения темнокожего населения Америки постепенно стала преобразовываться и в ней уже стали появляться оптимистичные, а порой даже радостные мотивы. Такие композиции, окрашенные юмором и иронией, оказывали позитивное воздействие на слушателей. Со временем сотни певцов, аккомпанирующих себе на гитаре и банджо, колесили по стране, непроизвольно содействуя развитию нового музыкального направления. Стоит заметить, что поскольку темнокожие граждане Америки по большей части проживали в южных штатах, таких как Техас, Луизиана, Миссисипи и Джоржия, то родиной печального вокального жанра, впоследствии получившего название блюз, считается именно этот регион.

Несмотря на то, что блюз изначально был «чёрной» музыкой, с наименованием нового жанра американцев познакомил «белый» человек. В 1909 году скрипач и дирижёр Харт Анкер Ванд сочинил, впоследствии ставшую весьма популярной, песню под названием «Даллас Блюз», которая была напечатана лишь в 1912 году. Чуть позже были изданы ещё две композиции, сочинённые другими авторами, но в названии которых тоже присутствовало особенное слово, однако ни одна из них пока не была настоящим блюзом. Определённая форма классического блюза, с его характерными особенностями, определилась лишь к 1920-му году. Все существовавшие ранее композиции, построенные на свободном самовыражении, стали называть сельскими или архаическими.

Массовое увлечение новым жанром, который вмиг заинтересовал шоу-бизнес, началось в 1921-м году. Особое внимание к себе привлекали такие исполнительницы блюза как Гертруда Ма Рэйни, Бесси Смит, Клара Смит, Айда Кокс, Виктория Спайви, Люсиль Хегэмин, Люсиль Боган и Альберта Хантер. Они были талантливыми артистками, которые, выступая в театрах, кабаре и шоу, помимо своего восхитительного пения очаровывали публику танцами и актёрским мастерством. Записываемые ими на студиях звукозаписи блюзовые композиции имели невероятный коммерческий успех, так как распродавались в короткие сроки. Среди мужчин исполнителей блюза в то время наибольшей популярностью пользовались Роберт Джонсон и Джимми Рашинг, а также Чарли Паттон, Джон Эстес , Биг Билл Брунзи, Уильям Хенди и Блайнд Лемон Джефферсон.

После окончания в середине тридцатых годов блюзового бума и небольшого затишья до начала пятидесятых годов на сцену стали выходить совсем иные исполнители. Они пели блюз, но он уже сильно отличался от композиций прежнего стиля.  Мадди Уотерс, Би Би Кинг, Чарли Масселвайт,  Хаулин Вулф и Джон Ли Хукер увели жанр в новое русло. Вследствие чего на основе блюза один за одним стали появляться быстро завоёвывающие популярность поджанры, такие как ритм-н-блюз, блюз-рок, рок-н-ролл, буги-вуги.

Далее блюз во всех своих многочисленных направлениях продолжал активно развиваться, выдвигая всё новых и новых талантливых исполнителей, таких как Альберт Коллинз, Тадж-Махал, Рай Кудер, Бонни Райтт.  Сегодня жанр представляют Бен Харпер, Попа Чабби, Джо Бонамасса, Джон Майер, Саманта Фиш, Джоанна Коннор, Бет Харт, Джонни Лэнг.

 

Роберт Джонсон Джимми Рашинг 

Би Би Кинг Айда Кокс

 

Интересные факты о блюзе

  • В двадцатые годы прошлого столетия Соединённые Штаты настолько охватило блюзовое безумие, что представители звукозаписывающих фирм ради коммерческой выгоды ездили по стране в поисках разного рода темнокожих певиц и провозглашали их исполнительницами модного жанра.
  • Песня «Crazy Blues», записанная в 1920 году блюзовой певицей Мами Смит, за месяц была распродана в количестве 75000 экземпляров.
  • Признанная широкой публикой блюзовая певица Альберта Хантер через тридцать лет активной исполнительской деятельности покинула сцену и стала работать медсестрой. Однако в последние годы своей жизни, когда ей исполнилось восемьдесят лет, она вновь с эстрады запела блюз.
  • В самом начале двадцатого века блюз обвиняли в подстрекательстве к плохим поступкам и насилию. По этой причине его считали презренной и даже «сатанинской музыкой».
  • Популярная блюзовая певица Бесси Смит, стала первой исполнительницей, которая открыто с большой сцены в своих песнях поведала публике о домашнем насилии.
  • «Отцом блюза» именуют популярного американского композитора Уильяма Кристофера Хэнди, «Матерью» – певицу Гертруду Ма Рэйни. Неофициальный титул «Король блюза» был присвоен Би Би Кингу, а «Королевой» данного жанра признали Айду Кокс.

Би Би Кинг

  • Составляющая основу блюзовых мелодий пентатоника сегодня на девяносто процентов присутствует в сольных партиях композиций различных современных музыкальных направлений.
  • В Советском Союзе блюз появился лишь в конце шестидесятых годов, когда Алексей Вайт Белов создал группу «Удачное приобретение». Музыка этого коллектива была наиболее приближена к американскому блюзу. Затем в конце семидесятых Николаем Арутюновым была организована ещё одна подобная группа, получившая название «Лига блюза».
  • Впоследствии блюз настолько влился в американскую культуру, что направления с таким названием возникло в различных видах искусства, например в поэзии, литературе и театре.
  • Блюзовые интонации очень красиво звучат в произведениях таких выдающихся композиторов 20 века как М. Равель, Дж. Гершвин, Э. Кшенек, Д. Мийо, А. Онеггер.
  • Поскольку блюз является одним из самых популярных жанров, то естественно, что в процессе его развития возникло множество различных ответвлений, каждое из которых имеет свои характерные особенности. Сегодня существует более 10 разновидностей этого жанра, среди которых сельский или архаический блюз, городской или классический блюз, электрик-блюз, чикаго-блюз, техас-блюз, кантри-блюз, луизиана-блюз, ритм-н-блюз, блюз-рок, рок-н-ролл, буги-вуги.

 

Блюз. Сегодня это один из самых загадочных и, безусловно, привлекательных музыкальных жанров. Как слушатели, так и исполнители неизменно попадают под его завораживающее воздействие, способное пробудить сильные чувства. Настоящие почитатели жанра утверждают, что блюз это голос души и слушать его нужно только сердцем на одном дыхании.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: