Что такое джаз, история джаза

 

Что такое джаз, история джаза.

Что такое джаз? Это волнующие ритмы, приятная живая музыка, которая непрерывно развивается и движется. С этим направлением, пожалуй, не сравнится ни одно другое, и перепутать его с каким-либо иным жанром невозможно даже новичку. Изобретательность, а также страсть, которой наполнены джазовые композиции, не имеет границ. И вот в чём парадокс - услышать и узнать эту неординарную музыку, способную выразить всю гамму человеческих чувств: от безграничной радости до неудержимого гнева, можно легко, а вот описать словами не так просто. Многоликая и многообразная, она непрерывно усовершенствуется, а потому понятия и характеристики, применяемые сегодня, через год или два уже устаревают.

Историю джаза и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

 

 

Джаз – что это такое

Джаз – это направление в музыке, которое возникло в США в самом начале XX века. В нем тесно переплетаются ритмы, обрядовые песнопения и рабочие песни афроамериканцев, а также гармоническая составляющая, присущая музыке белых переселенцев. Другими словами, это импровизационный жанр, появившийся в результате смешивания западноевропейской и западноафриканской музыки.

 

В чем особенности джазовой музыки?

Первая и самая важная особенность – это импровизация. Музыканты должны уметь импровизировать как в оркестре, так и соло. Еще одна не менее значимая черта – полиритмия. Ритмическая свобода, пожалуй, это главнейший признак джазовой музыки. Именно такая независимость вызывает у музыкантов ощущение невесомости и непрерывного движения вперед. Вспомните любую джазовую композицию? Кажется, что исполнители непринуждённо наигрывают какую-то чудесную и приятную на слух мелодию, никаких строгих рамок, как в классической музыке, только удивительная легкость и расслабленность. Конечно, в джазовых произведениях, как и в классических, есть свои правила, однако, благодаря синкопированному мелодизму и особому ритму, который называется свинг (от англ. качание) и возникает такое необычайное ощущение свободы. Что еще важно для этого направления? Конечно же бит, то есть регулярная пульсация.

 

 

 

 

Популярные джазовые композиции

«What’d I Say». Эта замечательная композиция американского исполнителя Рэя Чарльза, записанная в 1959 году, покорила миллионы людей. Песня появилась случайно во время концертного выступления, как импровизация, которой нужно было заполнить неожиданно образовавшуюся паузу, а в результате стала родоначальницей нового стиля джазовой музыки получившей название соул.

«What’d I Say» (слушать)

«Hello, Dolly!» Песня создана в 1963 году композитором Джерри Херманом для мюзикла с одноимённым названием, а мировую известность получила после её исполнения знаменитым джазменом Луи Армстронгом. Композиция была удостоена премии «Грэмми» и признана джазовым стандартом.

«Hello, Dolly!» (слушать)

«New York, New York». Данная композиция является визитной карточкой выдающегося американского певца Фрэнка Синатры. Песня, написанная композитором Джоном Кандером и поэтом Фредом Эббом, впервые была исполнена Лайзой Миннелли в 1977 году в одноимённом фильме. Через два года композиция с небольшими изменениями была записана Фрэнком Синатрой и стала по-настоящему культовый.

«New York, New York» (слушать)

«Chattanooga Choo Choo». Песня, сочинённая поэтом Маком Гордоном и композитором Гарри Уорреном, впервые была записана джаз-оркестром Гленна Миллера в мае 1941 года. Прозвучавшая в том же году в фильме «Серенада Солнечной долины», она сразу заняла высшую строчку хит-парадов США, а вскоре пластинка с композицией стала первым «золотым диском» в истории грамзаписи, так как её продажи значительно превысили миллион экземпляров.

«Chattanooga Choo Choo» (слушать)

«Caravan». Одна из самых известных композиций, написанная Дюком Эллингтоном в творческом тандеме с Хуаном Тизолом в 1936 году, признана джазовым стандартом. Популярность пьесы среди музыкантов настолько велика, что в нынешнее время сложно перечислить все кавер-версии и аранжировки, сделанные неравнодушными к ней джазменами.

 

 

 

 

История джаза

Хорошо известно, что зарождение джаза, как музыкального течения, произошло в Соединённых Штатах в конце XIX века, однако необходимо отметить, что его истоки следует искать далеко от Америки - на африканском континенте. А началось всё с открытия Колумбом нового материка, на который в начале XVII века британцы стали завозить чернокожих невольников. Привезённые рабы, будучи выходцами из разных племенных сообществ, поначалу не понимали друг друга. Чтобы выжить в совершенно новых условиях им приходилось не только находить пути общения, но и создавать единую культуру, в том числе и музыкальную, которая основывалась на ритмах и мотивах родной Африки. Измождённые тяжкой работой и терпящие жестокое обращение белых господ, невольники в часы отдыха изначально утешали себя этническими ритуальными песнями, с характерными для них сложными ритмами. Поскольку у афроамериканцев не было музыкальных инструментов, их пение всегда сопровождалось своеобразными танцевальными прихлопываниями и притопываниями. Со временем подневольные переселенцы стали приспосабливаться к новым условиями. В их жизни появились другие напевы, которые формировались под влиянием культуры белых хозяев, например, такие, как спиричуэлс: наполненные импровизацией, весьма эмоциональные духовные песнопения или филд-холлер: песни-переклички, напеваемые рабами во время работ на плантациях.

история джаза

После гражданской войны 1861 – 1865 годов в США отменили рабство, но такие перемены не облегчили жизнь темнокожего населения страны. Афроамериканцам в поисках заработка приходилось слоняться из города в город. По дорогам страны стали колесить минстрел-шоу с чернокожими музыкантами, которые веселили случайно собравшуюся публику песнями и танцами, например, такими как кейкуок, впоследствии явившимся предшественником регтайма, одного из важнейших источников джаза. Примерно в то же время как отражение горестной жизни темнокожих граждан Америки зародился блюз – песни одиночества и отчаяния, явившиеся ещё одной первостепенной составляющей джазовой музыки. Так длительное взаимодействие африканской музыкальной культуры, которая отличалась импровизационностью, пластикой и ритмичностью, а также американской народной музыки белых переселенцев с присущей ей гармонией и мелодичностью, привело к возникновению в самом конце XIX столетия совершенно нового музыкального направления, в дальнейшем получившего название джаз.

Колыбелью джазовой музыки принято считать Новый Орлеан. Именно в этом южноамериканском городе в самом начале двадцатого столетия диковинный околоэтнический стиль стал значительно преобразовываться. Основоположниками новоорлеанского джаза, который впоследствии получил название «традиционный», а также «диксиленд», были Джелли Ролл Мортон, Бадди Болден и Кид Ори. Благодаря творчеству этих музыкантов «синкопированная музыка» стала стремительно набирать популярность и активно распространяться по стране. Небольшие ансамбли темнокожих музыкантов - первые джаз-бэнды, поначалу выступавшие в ресторанах Нового Орлеана, в поисках лучшего заработка начали гастролировать по разным городам. Так 1917 год ознаменовался началом нового этапа развития джаза, но уже в Чикаго. Там стали деятельно создаваться джазовые оркестры, которые исполняли композиции, отличающиеся не только усложнёнными аранжировками, но и особыми исполнительскими приёмами. Яркими представителями «чикагского джаза» являются Джо Кинг Оливер, Кэррол Диккерсон и несравненный Луи Армстронг.

развитие джаза

Процесс развития и видоизменения джазовой музыки с каждым годом проходил всё интенсивнее. Например, в Нью-Йорке джазовый скрипач Пол Уайтмен в 1920 году сформировал большой оркестр и к джазовой музыке подошёл по-особенному. Он явился зачинателем нового стиля, который сам же назвал «симфоджазом». Именно Уайтмен заказал Джорджу Гершвину знаменитую «Рапсодию в стиле блюз» - произведение совершившее революцию в музыкальном мире.

Следующий этап развития джаза связан с появлением больших джаз-оркестров - биг-бэндов, которые могли исполнять различные танцевальные мелодии. Они практиковали совершенно новый стиль, в котором явно чувствовались отклонения от ритмического рисунка, а яркая сольная импровизация накладывалась на замысловатый аккомпанемент. Такая разновидность оркестровой джазовой музыки получила название «свинг». Наибольшей популярностью в середине двадцатых, а также в тридцатых годах пользовались джаз - оркестры под управлением Дюка Эллингтона, Флетчера Хендерсона, Глена Миллера, Бенни Гудмена, Каунта Бэйси.

 

 

 

 

Конечно же, такой отход свинга от черт, присущих раннему джазу, от национальных мелодий, вызвал недовольство у некоторых знатоков джазовой музыки. Именно поэтому биг-бэндам и исполнителям свинга начинает противопоставляться игра небольших ансамблей, в которые входили только чернокожие музыканты. Таким образом, в 1940-е возникает новый стиль бибоп, ярко выделяющийся среди других направлений джазовой музыки. Ему были присущи невероятно быстрые мелодии, долгая импровизация, сложнейшие ритмические рисунки. Среди исполнителей этого стиля выделяются фигуры Чарли Паркера и Диззи Гиллеспи.

Начиная с 1950 г. джаз начал развиваться по двум разным направлениям. С одной стороны, приверженцы классического джаза решили вернуться к традиционной музыке и, отодвинув в сторону бибоп, создали кул-джаз, который отличался эмоциональной сдержанностью. С другой стороны, вторая линия продолжила развивать бибоп. На этой основе возник хард-боп, возвращающий традиционные фольклорные интонации, четкий ритмический рисунок и импровизацию. Этот стиль развивался совместно с такими направлениями, как соул-джаз и модальный джаз. Они сильнее всего приблизили музыку к блюзу.

В 1960-е проводятся различные эксперименты и поиск новых форм. В результате появляется джаз-рок и джаз-поп, совмещающие два разных направления, а также фри-джаз, в котором исполнители вовсе отказываются от регуляции ритмического рисунка и тона. Среди музыкантов этого времени прославились Орнетт Коулман, Уэйн Шортер, Пат Метэни.

В последующие годы джаз продолжал своё интенсивное развитие. Возникли новые стили, среди которых смуз-джаз, эйсид-джаз, джаз-фанк, ню-джаз, дарк-джаз. В результате на сегодняшний день в джазе насчитывается более сорока самых разнообразных стилевых ответвлений.

 

   

 

Джаз в России

Первое знакомство с джазовой музыкой в Советской России произошло 1 октября 1922 года, когда театральный деятель Валентин Парнах, вернувшись из Парижа, организовал первое выступление, сформированного им ««Первого в РСФСР эксцентрического джаз-банда». Этот коллектив просуществовал не долго, но на смену ему пришли большие оркестры Александра Цфасмана и Леопольда Теплицкого. Исполняемые ими концертные программы в основном состояли из модных танцев, таких как фокстрот и чарльстон, а также джазовых переложений произведений композиторов-классиков и эстрадных композиций современных зарубежных авторов.

Леопольд Яковлевич Теплицкий

Поскольку популярность таких коллективов в СССР быстро набирала обороты, то в следующие годы были созданы ещё несколько больших джазовых оркестров, среди которых «ТЕА-джаз» Леонида Утёсова, «Ленинградская джаз-капелла» Георгия Ландсберга и Бориса Крупышева. Немного позднее сформированы оркестры Якова Скоморовского, Александра Варламова, а в 1938 году Государственный джаз-оркестр СССР под руководством Матвея Блантера и Виктора Кнушевицкого. 

джаз-оркестр СССР

Тем не менее, в конце сороковых годов, в эпоху борьбы с космополитизмом, джазовая музыка, подверглась гонениям: джазовые оркестры были переименованы в эстрадно - симфонические, а настоящие джазмены ушли «в подполье». С наступлением «хрущевской «оттепели» гонения на музыкантов были ослаблены, и лишь Московский фестиваль молодежи и студентов дал старт возрождению настоящей джазовой музыки в СССР, которая затем с успехом вышла на международную арену в лице таких выдающихся музыкантов, как Игорь Бриль, Леонид Чижик, Виктор Фридман, Алексей Козлов, Николай Левиновский, Геннадий Гольштейн, Давид Голощекин.

 

Интересные факты

  • Первая запись с джазовой музыкой была сделана в Нью-Йорке в 1917 году однако не афроамериканскими, а белыми музыкантами. Пластинка «Original Dixieland Jazz Band» с композициями новоорлеанского джаза стремительно набрала большую популярность.
  • Происхождение термина джаз до сих пор не установлено, но вариантов очень много. По одной из версий он происходит от французского слова, которое переводится как болтовня, по другой - от английского слова, обозначающего преследование. На одном из африканских наречий похожим словом называли звучание барабанов, однако существуют предположения, что чернокожие невольники применяли его, как одобрительный выкрик.
  • Джаз был настолько популярен в двадцатых годах прошлого столетия, что историки часто называют этот период эпохой джаза, а её королём Пола Уайтмена.

Пол Уайтмен

  • Типичными джазовыми инструментами являются барабаны, гитара, пианино, саксофон, труба, кларнет, тромбон и контрабас.
  • Организация Объединенных Наций назвала 30 апреля официальным Международным днем ​​джаза.
  • День рождения отечественного джаза принято отмечать 1 октября. Именно в этот день в 1922 году состоялось дебютное выступление впервые созданного в нашей стране джазового коллектива под руководством В. Парнаха.
  • В Советском Союзе восьмилетний период, начавшийся в 1948 году, вошёл в отечественную историю под названием «эпоха разгибания саксофонов». В результате постановления ВКПб от 10 февраля, саксофон и джаз как враждебные элементы попали в опалу. Весьма расхожей стала фраза: «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст!»

 

 

Даже сегодня джаз непрерывно и динамично развивается, появляется множество направлений и стилей. Эта музыка продолжает вбирать в себя звуки и мелодии со всех уголков нашей планеты, насыщая ее все новыми и новыми красками, ритмами и мелодиями.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

 

Вернуться назад

 

Джаз