Что такое симфоджаз, история симфоджаза

 

Двадцатый век в истории человечества называют «веком научно-технического прогресса», однако это столетие отмечено не только научными достижениями. Многое изменилось в общественном сознании людей и соответственно в культуре. В искусстве и особенно в музыке сформировались новые направления, например, зародился джаз. Эта приятная музыка с волнующими ритмами, основанная на афроамериканском фольклоре, способна пробудить в человеке сильные чувства и эмоции. Непрерывно развиваясь, джаз стал постепенно сближаться с академической музыкой, то есть приближаться к высокому искусству. Так появился симфоджаз – концертный стиль, сочетающий в себе аристократическую утончённость симфонической музыки и раскрепощённость заводного джаза.

Историю симфоджаза и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

 

 

 

Что такое симфоджаз

Симфоджаз – этот термин, введённый в употребление американским дирижёром и джазовым скрипачом Полом Уайтменом в двадцатых годах прошлого столетия, можно истолковывать в нескольких вариантах:

  • это синтезированный стиль, сочетающий в себе легкую симфоническую музыку и элементы джаза;
  • это джазовая и эстрадная музыка, исполняемая симфоническими оркестрами;
  • это украшенная джазовыми интонациями развлекательная музыка в исполнении джаз-оркестра, который расширен группой струнно-смычковых инструментов;
  • это стилевая разновидность коммерческой развлекательной музыки.

Из этих определений следует, что симфоджаз является концертной музыкой, и это своего рода симбиоз, то есть тесные взаимоотношения европейской романтической классики, афро-американского джаза и американской популярной музыки. Симфоджаз - это обширная область для творческих экспериментов, задачей которых является объединение академической и джазовой музыки. То есть в нём эмоциональная европейская романтическая оркестровая музыка соединяется в популярных музыкальных формах в единое целое с афро-американскими и латинскими ритмами, а также с блюзовой мелодикой и гармонией.

Немаловажное значение для исполнения композиций симфоджаза имеет состав оркестра. В одном варианте это обычный симфонический коллектив, но с добавлением таких джазовых инструментов, как саксофон, электрогитары, ударная установка и иногда банджо. В другом варианте – это биг-бзнд, состав которого увеличен за счёт струнных инструментов.

 

 

Популярные произведения

Д. Гершвин «Рапсодия в стиле блюз» (Голубая рапсодия). Это произведение, написанное композитором в свободном стиле для оркестра и солирующего фортепиано, органично сочетает европейскую симфоническую музыку и американский джаз. Его тематический материал, окрашенный характерными для афроамериканской музыки блюзовыми интонациями, включает несколько контрастных тем, постоянно подвергающихся вариационным видоизменениям.

Д. Гершвин «Рапсодия в стиле блюз» (слушать)

Д. Гершвин «Американец в Париже». Ещё один выдающийся шедевр знаменитого американского композитора. Эту симфоническую поэму, вне всякого сомнения, можно назвать музыкальной фантазией, рассказывающей о впечатлениях американского туриста очарованного достопримечательностями французской столицы.

Д. Гершвин «Американец в Париже» (слушать)

А. Цфасман «Джаз сюита» для фортепиано с оркестром. Это поэтически изящное, и в то же время брызжущее жизнелюбием произведение советского композитора поражает не только виртуозностью, но и яркой мелодичностью, красочностью звуковой палитры, а также острой ритмичностью.

А. Цфасман «Джаз сюита» (слушать)

А. Маркес «Танец №2». Эта оркестровая композиция мексиканского композитора является одним из самых популярных и наиболее часто исполняемых современных классических произведений. Пьеса, написанная для большого состава симфонического оркестра, основана на латиноамериканских мотивах и ритмах. В ней ярко звучат соло кларнета, гобоя, фортепиано, скрипки, валторны, трубы, флейты и флейты-пикколо.

А. Маркес «Танец №2» (слушать)

К. Вайль «Сюита». Произведение, составленное из музыкальных номеров пьесы Б. Брехта «Трехгрошовая опера», является яркой демонстрацией влияния джазовой стилистики на европейскую танцевальную музыку первых десятилетий двадцатого века, а также соединения афроамериканской музыки с выразительными возможностями симфонического оркестра. Звучащие в сюите композиции практически сразу приобрели мировую популярность, а известная «Баллада о Мэкки-Ноже» сегодня признана джазовым стандартом.

 

 

История симфоджаза

Все знают, что родиной симфоджаза считается американский континент, однако как ни странно, но инициатор этого жанра был родом из Европы и в Нью-Йорк он прибыл в 1892 году. Этой знаменательной личностью являлся выдающийся чешский композитор Антонин Дворжак. Его пригласили в Штаты наладить работу во вновь созданной консерватории, а также побудить музыкантов к созданию высокохудожественной национальной музыкальной культуры. Композитор много размышлял над тем, какой должна быть музыка, чтобы она сразу напомнила американцу о его родной стране. Однако ответ у Дворжака на этот вопрос был только один: национальная американская музыка должна быть основана на афро-американском фольклоре. Данное направление он указал американцам в своей Девятой симфонии, имеющей название «Из нового света». Можно считать, что премьера этого произведения, состоявшаяся в «Карнеги-холл» в декабре 1893 года осветила начало пути новому стилю, который впоследствии стал называться симфоджазом.

Антонин Дворжак

Тем не менее, стоит отметить, что развитие классической музыки на американском материке поначалу было не в приоритете. В то время происходило зарождение совершенно новых музыкальных форм, и среди них особое место занимал джаз, характерной чертой которого являлось импровизационное начало. В нём тесно слились афроамериканский фольклор и европейские гармонии, вошедшие в данный жанр с музыкальной культурой белого населения Соединённых Штатов. Джаз, на начальном этапе сочетающий в себе элементы регтайма и блюза, постоянно активно развивался. В нём стали появляться различные стилевые ответвлении, например Новоорлеанский джаз, который впоследствии и явился прародителем симфоджаза.

Во втором десятилетии прошлого века афро-американские музыканты из южного штата Луизиана, являвшиеся пионерами джаза, объединяясь в ансамбли, в поисках заработка стали мигрировать в северные города страны: Чикаго и Нью-Йорк, где стала процветать индустрия развлечений. Там новый жанр, не переставая трансформироваться, постепенно занял достойную нишу. Например, в начале двадцатых годов в Нью-Йорке большую популярность имел оркестр под управлением джазового скрипача Пола Уайтмена - бэнд-лидера, который к устоявшемуся к тому времени стилю джазовой музыки подошел по-своему. Он нанимал лучших музыкантов, а в концертные программы включал разножанровую музыку: от легкой классической и эстрадной, до джазовых композиций. Все записи коллектива расходились большим тиражом, а имя дирижёра стало известно широкой публике. Именно Пол Уайтмен был инициатором создания и заказчиком «Рапсодии в стиле блюз» Джорджа Гершвина, премьерное исполнение которой состоялось 12 февраля 1924 года в рамках концерта, под названием «Эксперимент в современной музыке».

Д. Гершвин «Рапсодия в стиле блюз» (Голубая рапсодия)

Необходимо отметить, что в джазовых композициях, исполняемых оркестром Уайтмена, были сильно упрощены ритмы. Кое-кто за это критиковал дирижёра, однако такой ритмически облегченный джаз хорошо воспринимался слушателями и способствовал популяризации жанра. Помимо того, данное новаторство Уайтмена означало переход джаза из народной музыки в форму искусства, и именно благодаря его творческим устремлениям подобная музыка стала именоваться «симфоджазом». В дальнейшем в популяризацию и развитие оркестрового джаза значимый вклад внесли такие знаменитые музыканты, как Луи Армстронг, Бикс Байдербек, Ред Николс, Дюк Эллингтон, Джеймс Джонсон, Флетчер Хендерсон, Дон Редман, Кути Уильямс, Веллман Брауд, Бенни Гудман, Энди Кирк и Мэри Лу Уильямс.

 

Луи Армстронг Дюк Эллингтон 

Бенни Гудмен Пол Уайтмен

 

Симфоджаз в России

Знакомство с джазом в Советской России состоялось в двадцатые годы прошлого века. Первый джазовый ансамбль был создан в конце августа 1922 года, а уже через месяц, в начале октября, с большим успехом состоялось первое выступление этого «джаз-бэнда». Однако история профессионального джаза в СССР началась в 1927 году, когда в Москве и в Ленинграде были созданы большие оркестры, под руководством Александра Цфасмана и Леопольда Теплицкого. За год до этого Теплицкий по указанию Наркомпроса, с намерениями детально познакомиться с музыкой джазового направления, побывал в Нью-Йорке и Филадельфии. Там он был сильно впечатлён, услышав концерты оркестра Поля Уайтмена, а вернувшись на родину и став во главе большого джаз-бэнда, созданного из высококвалифицированных музыкантов, Теплицкий стал работать, опираясь на метод этого джазмена. Концертные программы составлялись им в основном из джазовых транскрипций произведений композиторов-классиков, эстрадных произведений зарубежных авторов и блюзовых композиций.

Леопольд Теплицкий

Последующие годы в СССР тоже были отмечены созданием больших джазовых коллективов: «Ленинградской джаз-капеллы» под руководством Георгия Ландсберга и Бориса Крупышева, «ТЕА-джаза» Леонида Утёсова, чуть позднее оркестров Якова Скоморовского, Александра Варламова, а в 1938 году Государственного джаз-оркестра СССР под руководством Матвея Блантера и Виктора Кнушевицкого. Репертуар этих коллективов значительно разнообразили джазовые произведения советских композиторов: Шостаковича, Дунаевского, Терпиловского и Цфасмана.

Со временем советское джазовое искусство завоёвывало всё большую популярность. В годы Великой Отечественной войны оно своей жизнеутверждающей музыкой укрепляло духовные силы советских людей и вселяло в них уверенный оптимизм. Джаз-оркестры выезжали на фронт с репертуаром, в то время в основном состоявшим из патриотических песен, которые и в нынешнее время с большим успехом исполняются в виде инструментальных джазовых композиций.

В послевоенное время джаз в СССР продолжал своё активное развитие. В 1945 году был организован эстрадно-симфонический оркестр Ленинградского радио под руководством Николая Минха, а в 1946 году Александр Цфасман при театре «Эрмитаж» создал большой эстрадный оркестр «Симфоджаз». Однако в конце сороковых годов, в связи с негативным отношением к современной зарубежной музыкальной культуре Леонид Утёсов предложил ввести новые названия и термин «джазовый» заменить словом «эстрадный». С этого времени в Советском Союзе большие концертные оркестры стали называться эстрадными или эстрадно-симфоническими. В нынешнее время в нашей стране самым известным симфоническим оркестром, исполняющим эстрадную и джазовую музыку, является большой коллектив талантливых музыкантов под названием «Фонограф-Симфо-Джаз», которым руководит заслуженный артист России Сергей Жилин.

 

Интересные факты

  • Музыка, исполняемая оркестром Пола Уайтмена в двадцатые годы прошлого века, пользовалась такой популярностью, что руководителя музыкального коллектива в прессе стали именовать «королём джазовой эпохи».
  • Американцы пригласили знаменитого чешского композитора Антонина Дворжака, чтобы он помог им в создании высокохудожественной национальной музыкальной культуры, и были очень удивлены, когда он стал проявлять заинтересованность к народному творчеству индейцев и афроамериканцев. В прессе даже появлялись публикации о том, что американцы обижены на композитора за то, что он считает основой их национальной музыки мелодии песен чёрных рабов.
  • В начале зимы 1924 года сочинение джазовой концертной композиции в планы Джорджа Гершвина никак не входило. Однако из газет к тому времени известный композитор с большим удивлением узнал, что он, оказывается, уже заканчивает работу над новым произведением, премьерное исполнение которого должно было состояться через три недели. Ошеломлённый такой новостью Джордж с утра позвонил дирижёру Полу Уайтмену, который инициировал этот анонс. Джазмену пришлось сильно постараться, чтобы объяснить Гершвину сложившуюся ситуацию, заставившую его дать такое объявление, а затем ещё и уговорить композитора всё-таки написать это произведение. Так появилась «Рапсодия в стиле блюз» - композиция, совершившая революцию в музыкальном мире.

Джордж Гершвин

  • Джазовые интонации довольно часто можно услышать в произведениях американских композиторов, сочиняющих академическую музыку, например у Леонарда Бернстайна, Мортона Гулда, Аарона Копленда и Уильяма Грант Стилла. Однако элементы джаза в своих произведениях использовали не только американские, но и известные европейские композиторы, такие как Морис Равель, Игорь Стравинский, Клод Дебюсси, Дариюс Мийо, Дмитрий Шостакович, Курт Вайль, Эрнст Кшенек, Пауль Хиндемит, Богуслав Мартину.
  • Композиторы для достижения определённых звуковых эффектов в своих произведениях симфонического джаза проявляли чудеса изобретательности. Так Джордж Гершвин для передачи звучания автомобильных сигналов специально заказал музыкальный инструмент, который имитировал звучание клаксонов. Авангардный американский композитор Джордж Антейл в партитуру своей «Джазовой симфонии» включил свист парохода. Аарон Копленд в своей Третьей симфонии, получившей название «Американская» использовал большое количество самых разнообразных редко применяемых ударных инструментов и даже обычную кузнечную наковальню.
  • Очень часто симфоджаз называют свит музыкой (sweet music - с английского переводится как приятная музыка). Это понятие характеризует, украшенную джазовыми мотивами, коммерческую развлекательную и танцевальную музыку. Данная популярная музыка, предназначена для удовлетворения запросов и вкусов широкой аудитории. Отличительной чертой свит-музыки являются умеренные темпы, мягкое звучание и использование сурдин. Эту музыку нельзя назвать подлинным джазом, а всего лишь только лёгким подражанием ему.
  • В 1957 году американский композитор Гюнтер Шуллер представил своё видение слияния академической музыки и джаза, назвав его «Третьим течением».
  • В СССР в 1948 году слово джаз как элемент враждебной культуры, оказывающий разлагающее влияние на советского человека, на основании постановления ВКПб от 10 февраля попало под запрет. Это вето длилось восемь лет, в течение которых музыканты, исполняющие джаз, подвергались травле и гонениям.

 

Симфоджаз. Этот стиль развлекательной музыки со времён создания и до нынешнего времени пользуется большой популярностью. Его жизнерадостная музыка, настраивающая на оптимистический лад и поднимающая настроение, как нельзя лучшее подходит для любого праздника, где, вне всякого сомнения, должно царить только веселье.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: