Безграничные возможности симфонического оркестра
Каждый из вас знаком с симфоническим оркестром. Однако, нужно отметить, что до его полного утверждения в творчестве венских классиков не было ясного различия между ним и музыкальным ансамблем. Только когда музыка перестала быть просто средством для удовлетворения повседневных потребностей и стала предназначаться для особых случаев, праздников и концертов, формирование симфонического оркестра произошло. Исследователи связывают это с появлением инструментальных жанров, таких как опера, балет, оратория и симфония. Первые предпосылки для такого различия заметны уже в XVI веке, а в XVIII веке завершилась формация классического или малого состава симфонического оркестра.
Современный состав оркестра – это большой организм, сотканный из звуков и музыкальных инструментов. Поэтому и возможности его практически безграничны. Он обладает целым спектром оттенков – от еле уловимого шелеста листвы, до мощных раскатов грома. Во всем этом процессе большая роль принадлежит прежде всего потрясающему тембровому сочетанию и, конечно, богатым динамическим оттенкам. Достаточно вспомнить «Волшебное озеро» А. Лядова, которое завораживает своей звукоизобразительностью: еле слышным шорохом листвы и всплескам воды.
Ни один другой оркестр не справился бы так тонко и чутко с этой задачей. Напротив, в грандиозном финале «Поэмы экстаза» А. Скрябина звучание достигает небывалой мощи и размаха. Музыкальная ткань переливается всеми красками, выражая небывалый восторг и бурю эмоций. Можно вспомнить звучание второй части 11 симфонии Д. Шостаковича, в которой с точностью показаны страшные исторические события 9 января. Чисто тембровым звучанием симфонического оркестра достигается накал эмоций, крики толпы и залпы оружия, затем наступает зловещая тишина и раздается еле слышное пение хора. На концертах часто зрители даже приподнимаются со своих мест, чтобы разглядеть «невидимый» хор.
Помимо концертов симфонической музыки, где исполняются всевозможные инструментальные жанры, можно услышать звучание этого оркестра и в опере, он сопровождает все действие, чутко следуя за происходящим на сцене, порой, раскрывая потайные эмоции героев и обнажая характер. На помощь приходят всевозможные леймотивы, лейттембры и др. Симфоническая музыка очень прочно вошла в жизнь любого современного человека благодаря телевидению, интернету, радио, концертам эстрадных исполнителей, которые все чаще предпочитают выступать в сопровождении музыкантов, а не минуса.
В некоторых кинотеатрах перед началом премьеры выступают камерные составы оркестра, не говоря уже о театральных постановках. Кино и мультфильмы, еще две области где широко применяется звучание симфонического оркестра, достаточно вспомнить «Рататуй», «Гарри Поттера», «Красавицу и Чудовище», «Властелин Колец», «Звездный путь», список этот можно продолжать бесконечно.
Это все понятно, жанры эти, так или иначе связаны с музыкой, а как же обстоят дела с другими сферами?Звучание симфонического оркестра можно услышать и в видеоиграх. Более того, музыканты и фанаты игр настолько ценят эту музыку, что саундтреки к ним продаются даже отдельно на компакт-дисках либо исполняются в концертных программах. Можно привести в пример композиции Нобуо Уэмацу для популярной Final Fantasy IV, которые были выпущены отдельно. Продолжая компьютерную тему, стоит отдельно упомянуть появившиеся в 2004 году на мировом рынке развивающие музыкальные программы. Например, «Играем с музыкой П. Чайковского Щелкунчик», которая знакомит детей с легендарным балетом композитора в оркестровом звучании.
Со времен возникновения, симфонический оркестр претерпел немало изменений, но одно остается единым – это его мощное и чуткое эмоциональное воздействие на слушателей, в каком бы жанре или виде вы его ни услышали.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: