Симфонический оркестр: становление и развитие
Трудно представить человека, ни разу не слышавшего симфонический оркестр. Так что же это такое? Когда возник оркестр и всегда ли он был таким, как сейчас? Сколько инструментов должно входить в его состав и можно ли его менять?
Прежде всего заглянем в любой толковый словарь. Первое же определение, которое мы встречаем – это «коллектив музыкантов для исполнения академической музыки». Пожалуй, довольно скромное и пространное определение такого понятия, как оркестр, это скорее целое государство, которое складывалось веками, со своими законами и порядками, а управляет им мудрый наставник – дирижер. Можно также сказать, что оркестр подобен живому организму, который чутко улавливает тончайшие музыкальные эмоции в произведении и очень точно и ловко взаимодействует как внутри себя, так и с публикой. Для того, что подробно ответить на эти и другие вопросы, необходимо обратиться к истории.
Немного истории
Прежде всего нужно отметить, что слово «оркестр» относится еще ко временам Древней Греции, где орхестрой именовали театральную сцену, где велось представление. Через несколько столетий этим словом уже называют театральные помещения для размещения исполнителей. Лишь позднее им стали именовать музыкальные ансамбли. Безусловно, коллективы музыкантов существовали во все времена, например, в истории есть упоминание, датируемое I веком н.э., об одном культовом празднике в Палестине. Историк И. Флавий в «Иудейских древностях» описывая это событие, отмечает, что на нем присутствовало 20 000 певцов, столько же исполнителей на трубе и арфе. Трудно даже вообразить себе это потрясающее зрелище.
Начало становления симфонического оркестра относится лишь к XVI-XVII векам, во времена новых жанров музыки: оперы, балета, оратории, а также становлением нового гомофонно-гармонического склада в музыке. Исследователи отмечают конец XVI века, как переломный, когда изобрели скрипку, которая тут же была включена в состав оркестра и вытеснила свою предшественницу - виолу. Звучание и виртуозные возможности нового инструменты в последствии определят весь оркестровый стиль. Вторым таким рубежом принято считать конец XIX века, когда совершенствованию подверглись духовые инструменты.
Оркестр все это время постепенно развивался, чутко следуя за новыми направлениями и жанрами в музыке, лишь к концу XVIII столетия установился малый состав. Именно для такого состава писали свои шедевры знаменитые венские классики – Й. Гайдн и В. Моцарт. Во времена творчества Л. Бетховена полностью устанавливается «классический» состав, а в эпоху романтизма, когда властвует программная музыка, оркестр приобретает еще более усовершенствованные формы, расширяется струнная группа и добавляются духовые инструменты, завершая тем самым формирование основных групп.
Виды симфонического оркестра
В классический состав входит группа струнных ( не более 20), деревянных духовых (2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота) и медных духовых в виде 2 труб и 2(редко 4) валторн, из ударной группы входили лишь литавры.
Большой оркестр значительно расширен медной группой, в которую входит до 5 труб, от 3х до 5 тромбонов, до 8 валторн и туба. Деревянная духовая группа расширена до 5 инструментов каждого семейства, включая и их разновидности. Струнная группа может быть увеличена до 60 инструментов, то же самое относится и к ударной группе, к которой уже присоединяются помимо литавр, малый и большой барабаны, тарелки, треугольник, колокольчики. Зачастую участвуют арфа, рояль и клавесин.
Возможно ли изменение инструментов?
Безусловно, нередко замысел композиции предусматривает появление какого-либо усиленного оттенка или новой краски и тогда композитор вводит новый инструмент, увеличивает или уменьшает состав. Достаточно привести в пример увертюру П.И. Чайковского «1812 год» грандиозное по замыслу произведение, в котором композитор для усиленного торжественного эффекта добавляет колокола, предусмотрены также пушечные залпы в финале и второй оркестр – духовой.
Оркестр — это не просто «коллектив музыкантов» — это сложный организм, в котором важна каждая клеточка, составляющая, где каждой группе, инструменту отводится особая роль. Чтобы публика могла насладиться шедеврами классической музыки в исполнении симфонического оркестра.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: