Гленн Миллер

 

Гленн Миллер

Человек с железной дисциплиной и силой воли, при этом неимоверно музыкально одаренный — в этих словах весь Гленн Миллер. Оставив после себя неисчерпаемое наследие, он золотыми буквами вписал свое имя в список людей, перевернувших мир джазовой музыки. Исполнитель и дирижер, непревзойденный организатор и аранжировщик, актер и режиссер — Миллер был яркой звездой, горевшей на небосводе все отведенное ей время. К сожалению, как нередко бывает, он трагически ушел из жизни в расцвете сил, но оставил после себя последователей, продолжающих его дело и прославляющих джазовую музыку. Неоднозначный человек, чья фигура вызывает много вопросов, необычайно талантливый, он всю жизнь потратил на то, чтобы дарить окружающим заложенный в нем гений, гений волшебного творчества.

 

Краткая биография

Будущий всемирно известный музыкант Олтон Гленн Миллер появился на свет 1 марта 1904 года в провинциальном американском городе Кларинда. Его семья не могла похвастаться богатством, отец и мать постоянно переезжали, пытаясь заработать побольше денег.

Маленький Гленн в детстве был окружен музыкой. Его мать — Мэтти Лу Миллер, постоянно напевала ему незатейливые песенки, а когда он стал постарше, начала обучать его нотной грамоте и пению. Отец тоже не оставался в стороне, когда мальчику стукнуло 5 лет, Элмер Миллер подарил ему старинный щипковый инструмент — мандолину. Но Гленну больше нравились духовые инструменты, так что вскоре он расстался с мандолиной, обменяв ее на старую трубу. В это же время они перебрались в Небраску.

Когда Миллеру исполнилось 13 лет, семья в очередной раз переехала, на этот раз в Миссури. Здесь Гленн начал слушать духовые оркестры, играющие на танцплощадках. Чтобы поддержать семью, подросток устраивается работать в мясную лавку, где зарабатывает деньги на еду. Активный интерес к музыке не остался незамеченным, и Миллер получает в подарок от мясника свой первый тромбон. Через некоторое время, накопив нужную сумму, он покупает инструмент получше и начинает получать первые гонорары, играя в любительских оркестрах.

Поменяв три штата, в 1918 году семья решила обосноваться в Колорадо. Здесь Миллер организует собственный школьный оркестр, исполняющий как известные произведения, так и первые аранжировки музыканта.

В 1921 году он оканчивает обучение в средней школе и одновременно с этим присоединяется к группе «Boyd Senter band» — довольно известному в то время музыкальному коллективу. В 1923 году из-за поступления в университет Колорадо он бросает группу. Обучение не давало ему развернуться, так что университет он так и не закончил.

Юноша решил переехать в Лос-Анджелес, где вовсю кипела музыкальная жизнь, по приглашению дирижера Макса Фишера. Вскоре он уезжает и оттуда, прямиком в Нью-Йорк, где знакомится с Беном Поллаком — человеком, перевернувшим его жизнь. Поллак увидел в Миллере талантливого исполнителя и незамедлительно пригласил его в свой оркестр. Обладая навыками аранжировщика, Миллер пишет инструментовки для оркестра Поллака, получая за это деньги.

 

 

Оркестр Рея Ноубла стал ключевым моментом в жизни Гленна. Перейдя в этот симфоническо-джазовый коллектив в 1935, он начал показывать свои таланты аранжировщика. Знаменитый «звук Миллера» из кларнета и саксофонов появился именно в этот период и стал визитной карточкой музыканта.

Через два года Миллер собирает свой первый профессиональный оркестр. Из-за малой загруженности и трудностей с контрактами, коллектив пришлось распустить. Не впав в отчаяние, он предпринял еще одну попытку, и в этот раз все вышло гораздо удачнее. Новый биг-бэнд получает право выступать в казино «Глен-Айленд», а также заключает договор с известнейшей в то время звукозаписывающей компанией RCA. В 1938 году биг-бенд Гленна Миллера становится известен на всю Америку, а также за ее пределами. Пропагандируя джазовую музыку, он много гастролирует, снимается в кино и делает все возможное для продвижения джаза.

В 1942 году Миллер призывается в армию добровольцем и организует собственный биг-бенд. Прежний коллектив он распускает и отныне отдает все силы на пропаганду джаза в армии, давая бесчисленное множество концертов. В 1944 году Миллер поднялся в воздух на небольшом самолете и бесследно исчез. На землю самолет так и не опустился. Причина его смерти до сих пор не установлена.

 

Интересные факты:

  • он родился 29 февраля, незадолго до наступления полуночи, но официальную дату рождения записали 1 марта;
  • при рождении мальчика назвали Глен. Вторая буква «н» в имени была добавлена им позже самостоятельно;
  • он был женат, супругу звали Хелен Бергер. Она была простой девушкой из колледжа, с которой он познакомился во время обучения;
  • его лучшим другом был Бенни Гудман — не менее известная легенда музыки, с которым он вместе играл в оркестре Поллака;
  • в оркестре Гленна Миллера преимущество было отдано оркестровым группам, и практически не использовались солисты и импровизации;
  • он был одним из величайших джазовых артистов эпохи свинга (1930-ранние 1940 гг.);
  • в его биг-бенде было разрешено курить сигареты только одной марки — «Честерфильд»;
  • Миллер был очень популярным у публики, зарабатывая много денег на выступлениях, но многие джазовые исполнители не одобряли его музыку, считая ее бездушной;
  • он не считал свой исполнительский уровень на тромбоне выдающимся;
  • его преподавателем по композиции и инструментовке был Иосиф Шиллингер, обучавший в свое время Джорджа Гершвина;
  • он написал достаточно мало своих собственных композиций, занимаясь в основном аранжировками;
  • в репертуаре его оркестра было свыше 200 композиций;
  • в Англии он дал свыше 800 концертов для военнослужащих в течении всего нескольких месяцев;
  • для многих пожилых американцев музыка Гленна Миллера прочно ассоциируется со Второй мировой войной. Если они ее слушают, то оказываются мыслями в то страшное время;
  • Гленн Миллер участвовал в записи радиопередач, которые затем транслировались для вражеских войск. В этих записях он на немецком языке призывал не верить Гитлеру и прекратить военные действия;
  • Миллер был до того жестким и не терпящим никакого нарушения дисциплины, что среди своих музыкантов в военном оркестре имел прозвище «Демон»;
  • многие оркестры пытались подражать манере игры оркестра Гленна Миллера, чтобы заслужить право называться его именем;
  • он просто обожал свинг, постоянно используя его в своих инструментовках, в том числе во время службы в армии, за что неоднократно попрекался командованием;
  • на его мемориале выбито: родился 1 марта 1904 — бесследно исчез 15 декабря 1944;
  • «Серенада солнечной долины» изначально снимался под рабочим названием «Паспорт любви»;
  • в лед, использовавшийся в этом фильме, были добавлены чернила, для придания ему глубокого черного цвета;
  • смерть фигуристки и олимпийской чемпионки Сони Хени, снимавшейся с Гленном Миллером, также связана с полетом на самолете;
  • его супруге была вручена Бронзовая Звезда — в знак признательности Министерства обороны перед Гленном Миллером.

 

 

Музыка на века

В репертуаре Миллера оказались произведения, востребованные до сих пор. Благодаря его тонкому чувству музыкального стиля, эти композиции выверены до мелочей, а их названия известны буквально каждому. Кто из нас не слышал о «Серенаде лунного света» или «Поезде на Чаттанугу»? Многие его произведения являются признанной мировой классикой, до сих пор исполняемой оркестрами всего мира.

Великолепные аранжировки быстрых и зажигательных мелодий, а также задумчивых неторопливых баллад определили их популярность на много лет вперед. Несколько композиций стали попросту культовыми, во многом благодаря тому, что биг-бенд Миллера блестяще их сыграл в «Серенаде солнечной долины». Эти вещи известны каждому любителю музыки: «I Know why», «In The Mood», «Moonlight Serenade»... Последняя стала неимоверно популярна среди советских стиляг, выбравших эту музыку своим негласным гимном в 1948 году. Вообще, в СССР мелодии Миллера были весьма востребованы с 1944 по 1948. Они игрались везде, причем не только профессионалами, но и любительскими оркестрами. Простота аранжировок, отсутствие сложных сольных партий и непривычная для советских людей легкость звучания просто покорили Советский Союз. К большому сожалению, негативное отношение к джазу в СССР после 1948 года погрузило композиции Миллера в некую пучину неофициального забвения. После выхода печально известного постановления «Об опере «Великая дружба» Вано Мурадели» само понятие джаз попало под негласный, но ужасающий в своей бессмысленности запрет. Целых 8 лет имя Гленна Миллера, как и его музыка, были запрещены в Советском Союзе.

Миллер написал не так много собственных композиций, и тем прекрасней те немногочисленные авторские сочинения, которые поистине гениальны в своей простоте.

 

Популярные песни

  • «In the Mood» — культовая мелодия 1983 года, известная всем по знаменитому вступлению, где главную тему играет группа саксофонов, полюбишаяся публике по всему миру.
  • «Tuxedo Junction» — классика джаза, аранжированная Миллером в 1940, где филигранные трубные соло и выверенный аккомпанемент звучат просто и четко.
  • «Chattanooga Choo Choo» — идеально четкое подражание поезду и простая тема сделали эту композицию любимым номером у многих коллективов, начиная с 1941 года, когда она была написана.
  • «Moonlight Serenade» — композиция, сыгранная первый раз в 1939 году и построенная на контрасте двух оркестровых групп, стала любимейшим произведением, входящим в репертуар каждого оркестра.
  • «Little Brown Jug» — четкая и безукоризненная аранжировка известной песни, написанная в 1939 году. Одна из признанных вещей мировой джазовой классики.
  • «Pennsylvania 6-5000» — классическая джазовая вещь, аранжированная в 1940 году, с отличными соло трубы и шикарной серединой с солирующим саксофоном.

 

 

Служба в армии

Во время Второй мировой войны, в 1942 году, Миллер принимает жесткое и волевое решение — оставить свой оркестр, чтобы пойти добровольцем в Вооруженные силы США. Командование отклонило первое прошение, поскольку его возраст являлся непризывным. Музыкант написал еще одну просьбу, напрямую в Министерство обороны, и на этот раз она была удовлетворена. 7 октября 1942 года, одновременно с зачислением в ряды Военно-воздушных сил, Гленну Миллеру было присвоено звание капитана. Видимо, чувствуя вину за то, что ему пришлось бросить свой оркестр, он попросил своих бывших музыкантов присоединиться к нему. Абсолютно все они отказались. Но даже это не смогло сломить музыканта и он приступил к своим новым обязанностям.

Далеко не сразу он смог воплотить свои планы в жизнь. Сначала его назначили руководителем Центра подготовки музыкальных коллективов для подразделений технического управления. Только после того, как он подготовил около 50 оркестров, ему разрешили заняться своим проектом.

Его идеи были просто революционными. Так, он хотел включить струнные инструменты в состав действующих коллективов, чтобы улучшить их звучание и приблизить его к симфоническому. Командование далеко не одобрительно отнеслось к этой идее. 6 сентября 1943 года Гленн Миллер дал интервью газете «Тайм», в котором раскритиковал военную музыку. «Чтобы солдаты наслаждались звучанием оркестра, оно должно быть современным», — за эти слова, как и за само интервью, Миллер получил выговор от начальства. После он утверждал, что журнал переиначил его слова, но опровержение так и не было напечатано.

В ноябре 1943 года, Миллера наконец-то полностью освободили от обязательной поддержки других, созданных им коллективов, и все свои силы он сконцентрировал на собственном оркестре. Для своих музыкантов он был настоящим диктатором. Пытаясь добиться идеального звучания ансамбля и оркестровых групп, он полностью запрещал импровизации. Кроме того, отпуска всему личному составу не давались, так как он считал, что их жизнь чересчур легка, по сравнению с теми, кто воевал на передовой.

В 1944 году Миллер выбивает разрешение на заграничную поездку в Англию, в Лондон. Из-за боязни бесконечных воздушных налетов, он тут же попросил перевезти его в город Бедфорд. Вскоре, здание в Лондоне, где размещался оркестр, было подвергнуто бомбардировке. Если бы Гленн не настоял на переезде, все его люди неминуемо бы погибли.

15 ноября он получает разрешение на концерт во Франции. По предложению полковника Базелла, они вместе полетели на небольшом самолете «Норсман C-64» на предварительную разведку. Произошло это 15 декабря 1944 года. В небе над Парижем самолет так и не появился, бесследно пропав в районе Ла-Манша.

 

Гленн Миллер в кино

Первым фильмом, в котором снялся музыкант, был «Большое шоу 1936». Можно сказать, что это была своеобразная проба пера, коллектив Миллера просто играл на фоне, а сам музыкант не получил никакой роли. Но когда в скором времени биг-бенд стал известным, ситуация поменялась коренным образом. Теперь уже сам Миллер мог диктовать свои условия кинокомпаниям, чем он в дальнейшем и воспользовался.

Безусловно, вторая его картина, снятая в 1941 году — «Серенада солнечной долины», известна не только поклонникам творчества Миллера, но и многим любителям джазовой музыки. Легкая комедия, пронизанная великолепными мелодиями миллеровского оркестра, заслуженно вошла в золотой фонд мирового кинематографа. Для кинокомпании 20th Century Fox эта картина до сих пор является одной из лучших в своем жанре. Публике очень понравился фильм, а кинокритики высоко оценили мастерство музыкантов и актерскую игру. Во многом благодаря этому фильму, многие композиции, исполненные биг-бендом Гленна Миллера, стали всемирно известными.

Съемки картины, в основном, проходили на горнолыжном курорте Сан-Вэлли. Сюжет был абсолютно стандартным и непритязательным, можно сказать, классическим по тем временам. Любовный треугольник, искрометный юмор и известный оркестр, аккомпанирующий на фоне, — вот три составляющих, широко использовавшихся режиссерами того времени. Гленн Миллер был очень известным, настолько, что компания была вынуждена подписать договор на его условиях. Он получил одну из главных ролей, а также гарантию от киностудии в том, что отныне он будет сниматься только в высокобюджетных фильмах.

Довольно большие проблемы возникли с другой актрисой — Соней Хени, в основном из-за ее ужасного характера. Она была очень своевольной, абсолютно не слушала режиссеров и норовила всегда поступить по-своему. Именно из-за нее концовка фильма получилась немного скомканной. Под самый конец съемок она начала выражать свое возмущение по самым разным поводам, и только жесткое высказывание продюсера о большом штрафе возымело свое действие. В итоге, картина получила всемирное признание, а в СССР была воспринята неимоверно тепло и очень полюбилась публике.

В 1942 году был снят фильм «Жены оркестрантов». Он не так запомнился зрителям, как предыдущий, но музыка в нем была по-прежнему на высоте. В 1943 году он был номинирован на Оскар.

Всего двух фильмов хватило, чтобы еще больше прославить коллектив Гленна Миллера и его выдающиеся способности музыканта и руководителя. Благодаря прекрасному звучанию оркестра и талантливым аранжировкам, многие мелодии из этих картин полюбились зрителям по всему миру.

 

Фильмы с участием Гленна Миллера и его музыкой

  • «Серенада Солнечной долины» (1941)
  • «Жены оркестрантов» (1942)
  • «История Гленна Миллера» (1954). «Moonlight Serenade»
  • «Дикие сердцем» (1990). «In The Mood»
  • ««Барселона» (1994). «Pennsylvania 6-5000»
  • Проклятие нефритового скорпиона» (2001). «Sunrise Serenade»
  • «Jackpot» (1992). «American Patrol», «In the Mood»
  • «Eterna Magia» (2007). «A String of Pearls»
  • «С любовью, Рози» (2014). «Moonlight Serenade»
  • «11/22/63 (2016). «Little Brown Jug»

 

 

Сегодня можно много спорить о Гленне Миллере, в частности, о том, является ли его музыка джазом. Ведь многие музыковеды так не считают, да и импровизаций, столь присущих джазовой музыке, у него не встретишь. Тем не менее, не вызывает сомнений тот факт, что Гленн Миллер был великим музыкантом, для которого честь, самопожертвование и скромность значили очень много. Не каждый сможет, находясь в зените славы, «всё проиграть и всё начать сначала», уйдя из под блеска софитов, чтобы противостоять натиску фашисткой Германии тем, что он умеет — гениальной музыкой.

Рассматривая произведения Миллера с точки зрения их формы и звучания, приходишь к мнению, что это все-таки джаз, но при этом — особенный, умелой рукой аранжировщика вычищенный и тщательно структурированный. Безусловно, нужно обладать большим даром, чтобы твои произведения узнавались с первой ноты, а звучание твоего оркестра на многие десятилетия вперед стало эталоном и нарицательным именем. Сегодня уже не осталось ни одного человека, изначально игравшего в первом составе Гленна Миллера, но дело его живет и поныне, а оркестр, названный его именем, все так же радует слушателей своей безупречно выверенной игрой и чистейшим звуком.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

 

Видео: слушать Гленна Миллера