Георгий Свиридов «Романс»

 

Георгий Свиридов «Романс»Георгий Свиридов. Этот выдающийся музыкант своим творчеством оставил в отечественной культуре настолько яркий след, что в нашей стране его величают композитором советской эпохи. Отдавая предпочтение вокально-хоровым жанрам, Свиридов, тем не менее, написал немало выдающихся инструментальных сочинений, как, например, знаменитая симфоническая сюита «Метель», созданная из музыкальных иллюстраций к одноимённому кинофильму. Среди девяти входящих в цикл очаровательных композиций хочется особо выделить «Романс» - произведение, которое настолько насыщено глубокими чувствами, что слушая его, душа восторженно замирает.

Историю создания «Романса» Свиридова, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

 

 

 

История

История возникновения «Романса» неразрывно связана с созданием Георгием Свиридовым музыкальных иллюстраций к кинофильму «Метель», который композитор сочинил в 1964 году.

После творческого затишья, вызванного тяжёлым периодом на рубеже сороковых и пятидесятых годов, когда Свиридова и других композиторов обвинили в формализме, он смог морально восстановиться только к началу шестидесятых годов. Его произведения, которые ранее находились в опале, то есть не исполнялись и не печатались, вновь зазвучали с концертных площадок, завоёвывая всё большее количество почитателей. Воспрянув от пережитого, Георгий Васильевич с энтузиазмом взялся за создание новых сочинений, и премьерное исполнение каждого теперь воспринималось как особое событие в музыкальной жизни. Концертные залы наполнялись до отказа, слушатели воспринимали произведения композитора затаив дыхание.

Георгий Свиридов, автор "Метели"

В ту пору особой активностью отличалась и общественная деятельность Георгия Васильевича. Он часто встречался со своими слушателями на творческих вечерах, рассказывал о своих новых планах, а также дискутировал с аудиторией на тему развития музыкальных направлений. Более того, в центральных газетах и журналах систематично появлялись публикации его статей, в которых рассматривались вопросы культурной жизни страны. Теперь авторитетность Свиридова достигла такого уровня, что он был  удостоен чести стать членом правления Союза Композиторов.

 

Несмотря на то, что Георгий Васильевич в большей мере уделял внимание вокально-хоровым жанрам, инструментальная музыка, в основном создаваемая для художественных фильмов и театральных спектаклей, тоже занимала определённое место в его творчестве. Так, в 1964 году он по настоятельной просьбе кинорежиссёра Владимира Басова взялся за сочинение музыкальных зарисовок к фильму «Метель», в основу сценария которого легла повесть величайшего Пушкина. К произведениям гениального поэта Свиридов относился с необычайным почитанием, именно стихотворные тексты Александра Сергеевича были положены в основу первых романсов композитора. Вновь поступившее предложение режиссёра пришлось по душе Георгию Васильевичу ещё и по другим причинам. Во-первых, его привлекала возможность отобразить в музыкальных звуках русскую действительность и образный мир уездной России эпохи Пушкина, а во-вторых, из всех времён года Свиридов в творчестве отдавал предпочтение зимней поре.

Александр Сергеевич Пушкин

Работу над музыкой к «Метели» маэстро начал с вдохновением и энтузиазмом. Он поставил перед собой цель создать такие музыкальные иллюстрации к фильму, чтобы жизнь небольшого провинциального города не представлялась безрадостной и унылой. А чтобы всё выглядело как можно правдоподобнее, применил только те музыкальные жанры, которые в пушкинские времена были наиболее популярны, например марш, романс и вальс.

 

Сочинение музыкального материала, включающего в себя вышеупомянутый «Романс», продолжалось не долго. Фильм сняли и смонтировали, а в конце февраля 1965 года пустили в прокат. Не очень удачная работа режиссёра Басова на зрителей впечатления не произвела, а вот музыка полюбилась сразу, и её фрагменты стали часто звучать по телевидению и радио. Вскоре музыкальные иллюстрации приобрели настолько большую популярность, что Свиридов принял решение переоркестровать их и объединить в симфонический цикл, впоследствии именованный «Метель – музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина». Произведению, ставшим самостоятельным в 1973 году, была уготована счастливая сценическая жизнь. «Романс» вошёл в сюиту под номером четыре.

 

Метель ноты «Романса» Свиридова 

Георгий Свиридов, автор "Метели" Владимир Павлович Басов 

 

Интересные факты

  • «Метель» - это детище Александра Сергеевича Пушкина, включённое в сборник «Повести Белкина», создано гениальным поэтом в то время, когда он вынужденно, в течение нескольких месяцев, должен был пребывать в имении, расположенном близ Нижнего Новгорода. Перед венчанием с Натальей Гончаровой, Пушкину, чтобы решить кое-какие финансовые вопросы, в 1830 году по необходимости пришлось навестить родовое поместье Болдино. Однако пребывание там, рассчитанное на неделю, затянулось надолго, из-за того что в России вспыхнула смертоносная холера. Этот период своеобразного заточения поэта искусствоведы затем будут особо выделять в творчестве Пушкина, называя его «Болдинской осенью». Именно тогда из-под пера гения вышло довольно много выдающихся шедевров.

 

  • Повесть «Метель», которую Александр Сергеевич написал за день, можно воспринимать двояко. С одной стороны это новелла о приключениях молоденькой девушки похожа на анекдот, а с другой – рассказ, повествующий о том, как человек попадает в сети непредсказуемых обстоятельств по воле капризов судьбы.
  • «Метель» - это повествовательное произведение, рассказывающее о том, как провинциальная девица задумала пойти под венец с молодым человеком вопреки родительской воле. Неожиданно в судьбу влюблённых вмешивается разбушевавшееся стихия и непредсказуемо всё меняет. Девушка нечаянно связала свою судьбу с другим человеком, но в итого обрела своё счастье.
  • К мысли об объединении в симфонический цикл музыкальных иллюстраций к фильму «Метель» Свиридова подвела его супруга Эльза Клазер.
  • Свиридов был принят в члены Союза композиторов СССР в возрасте девятнадцати лет, будучи ещё студентом музыкального техникума. Такая честь молодому музыканту была оказана за сочинение в 1935 году вокальных миниатюр на стихотворные тексты А.С. Пушкина. Эти романсы и в нынешнее время входят в список лучших творений Георгия Васильевича.
  • У Георгия Васильевича никогда не было собственного инструмента, и свои музыкальные композиции он создавал на рояле, который арендовал в Союзе композиторов.
  • Георгий Свиридов является автором музыки к двадцати трём кинофильмам и театральным спектаклям.

 

Содержание «Романса» Свиридова

«Романс». Эта яркая композиция, представленная в сюите четвёртым номером, играет в цикле Георгия Свиридова «Метель - музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина» особую роль. Она помогает глубже погрузиться во внутренний мир героев и является своего рода лирической кульминацией: отображает момент объяснения в любви. Стараясь точно интонационно подражать музыкальному стилю пушкинского времени, композитор наполняет музыку романса большими чувствами, чем помогает слушателям лучше проникнуться в душевное состояние влюблённых героев из произведения гениального поэта.

«Романс», написанный в тональности си минор и четырёхдольном размере, заключён композитором в куплетно-вариационную форму. Произведение с авторским указанием adagio molto (очень медленно) открывается весьма эмоционально насыщенным четырёхтактовым вступлением в исполнении струнной группы. Сочные, фактурные аккорды предваряют появление главной темы композиции. Затем фермата и чарующе, на фоне прозрачного фортепианного арпеджированного аккомпанемента, весьма напоминающего гитарные переборы, с нежнейшим напевом, основанном на интонациях романсов, модных в девятнадцатом веке, вступает солирующая скрипка, к которой на последней фразе куплета с выразительными подголосками присоединяется альт.

Скрипка

Далее второе проведение мелодии, уже на меццо форте и с небольшим ускорением темпа, композитор доверил голосу гобоя, а её опевание – флейте и английскому рожку. В следующем исполнении темы (pochissimo piu animato - чуть оживлённее), характер музыки значительно преобразовывается. Он становится более взволнованным, динамично развивается и подводит к кульминации, наступающей в следующем куплете (con passione – со страстью). Здесь особенно ярко звучит труба и красиво подпевающие ей валторны. В последнем, пятом проведении темы всё успокаивается и утихает. Завершают композицию светло звучащий солирующий кларнет и печально вторящая ему виолончель.

 

«Романс» - эта наполненная эмоциями композиция Георгия Свиридова, музыкальным языком так вдохновенно рассказывает о любви, что слушать её спокойно просто невозможно. В воображении слушателей она живо рисует романтическую картину, в которой чувства героев доходят до такого предела, что помочь им может только взаимное объяснение.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


«Романс» Свиридова