Оркестр русских народных инструментов

 

Оркестр русских народных инструментов

Оркестр. Когда слышишь это слово, то сразу представляешь концертный зал, на сцене которого большой коллектив исполнителей на разных инструментах слаженно и стройно исполняют красивую музыку. Оркестры бывают разные: друг от друга они отличаются инструментарием и, соответственно, исполняемым репертуаром. Однако необходимо отметить, что помимо общеизвестных камерных, симфонических, джазовых, эстрадных и духовых оркестров, сегодня существуют иные музыкальные коллективы, обладающие особым неповторимым колоритом.  К таковым относятся оркестры волынщиков, аккордеонистов и оркестры русских народных инструментов, признанные уникальным явлением не только отечественной, но и мировой музыкальной культуры. 

 

 

Что такое оркестр русских народных инструментов

Оркестр русских народных инструментов — это коллектив исполнителей, играющих на музыкальных инструментах, которые на протяжении столетий создавал и совершенствовал народ России. Эти этнические инструменты подразделяются на четыре группы: струнные, духовые, ударные и гармоники.

Оркестр народных инструментов

 К струнным инструментам, применяемым в народном оркестре, относятся трёхструнные домры, балалайки и гусли.

  • Семейство домр включает в себя такие разновидности, как пикколо, малые, альтовые и басовые.
  • Балалайки тоже делятся на подвиды, такие как примы, секунды, альтовые, басовые и контрабасовые.
  • Из большого разнообразия гуслей в народном оркестре в основном используются стационарные варианты: клавишные и щипковые, но иногда, если того требует замысел композитора, применяют крыловидные или как их часто называют звончатые гусли.

Следующая оркестровая группа – это весьма разнообразные русские народные духовые инструменты: жалейки, одинарные и двойные свирели, волынки, свистульки - окарины, кугиклы, владимирские рожки, а также европейские гобои и флейты.

Свирель

Ударные инструменты русского оркестра тоже отличаются большим многообразием. Это ложки, трещотки, бубенцы, коробочки, шаркуны, дрова (инструмент похожий на ксилофон). Помимо таких удивительно забавных инструментов в народном оркестре используют и европейские литавры, ксилофон, треугольник, бубен, малый и большой барабаны.

Ещё одна важная группа, входящая русский оркестр – это семейство гармоник, включающее баяны, а также различные по тесситуре оркестровые гармоники, тембровые гармоники и областные русские гармони: ливенская, саратовская, череповецкая.

 

 

 

 

Популярные произведения для оркестра русских народных инструментов

В. Андреев. Вариации на тему русской народной песни «Светит месяц». Эту композицию на тему народной плясовой Андреев написал после того, как в 1912 году побывал в творческой экспедиции в северных регионах России. Там юный балалаечник по имени Миша по просьбе Василия Васильевича так виртуозно и необычно сыграл популярную песенку, что своим исполнением вдохновил маэстро на создание эффектного произведения, помимо темы, включающего шесть задорных вариаций.

В. Андреев Вариации на тему русской народной песни «Светит месяц» (слушать)

В. Биберган. Вальс «Посвящение В.В. Андрееву». Задушевная композиция, написанная современным российским композитором Вадимом Биберганом в стиле произведений выдающегося Василия Андреева. Этот вальс, созданный в 1983 году для кинофильма «Васса» и впоследствии ставший самостоятельным концертным произведением, всегда восторженно принимается слушателями.

В. Биберган Вальс «Посвящение В.В. Андрееву» (слушать)

А. Шалов. Концертные вариации на русскую тему «Валенки». Зажигательное произведение, в основу которого легла плясовая таборная песня, появившаяся и сразу ставшая популярной в первом десятилетии двадцатого века. Автором весёлой композиции является Александр Шалов – талантливый музыкант, виртуоз – балалаечник, создавший многочисленные обработки народных мелодий не только для любимого инструмента, но и народного оркестра.

А. Шалов. Концертные вариации на русскую тему «Валенки» (слушать)

Е. Дога. Вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь». Эту проникновенную композицию, завоевавшую большую любовь аудитории, называют самым известным киновальсом. Она восхитительно звучит не только в исполнении симфонического, но и народного оркестра.

Е. Дога. Вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» (слушать)

Г. Свиридов «Тройка». Яркая музыкальная иллюстрация, сочинённая Георгием Свиридовым к фильму по повести Александра Сергеевича Пушкина «Метель», снятого режиссёром Владимиром Басовым. Вошедшая в сюиту с одноимённым названием, она, изначально написанная для симфонического оркестра, приобрела также большую популярность в переложении для народного оркестра.

Г. Свиридов «Тройка» (слушать)

 

 

 

 

История

История создания оркестра русских народных инструментов неразрывно связана с жизнью и творчеством Василия Васильевича Андреева – музыканта – патриота и выдающегося деятеля отечественной музыкальной культуры.

Василий Андреев появился на свет в 1861 году в небольшом городке Бежецке, расположенном Тверской губернии. Отец семейства - Василий Андреевич Андреев, причисляемый к купечеству первой гильдии, обладал весьма приличным состоянием. Мать мальчика – Софья Михайловна, принадлежавшая к старинному дворянскому, но обедневшему роду, была хорошо образована, что вызывало большую гордость у мужа, который стремился к более достойному, нежели купеческий, благородному образу жизни. В доме Андреевых постоянно звучала музыка, поэтому мальчик рос в благоприятной творческой обстановке.

Василий Васильевич Андреев

Обладая незаурядными музыкальными способностями, он с раннего возраста стал самостоятельно осваивать разные инструменты, причём те, которые он находил в комнате слуг. Людская была излюбленным местом, куда маленький Васенька прятался от своих гувернанток. Там всегда было очень весело и интересно: девушки пели песни, а в маленьком шкафу прятали, привлекавшую его внимание, удивительную гармонь. Вскоре мать, заметив музыкальные увлечения сына и одобрительно к этому относившаяся, стала дарить ему разные инструменты. Сначала была гармошка, затем гитара и настоящая итальянская мандолина. Все инструменты Василий осваивал быстро и с большим увлечением. После смерти главы семейства мать и сын, которому исполнилось семь лет, переехали в имение Марьино – родовое поместье Софьи Михайловны, находившееся в ста километрах от Бежецка. Вот здесь в деревенской обстановке, интерес к народной музыке у мальчика возрос ещё больше.  Он тайком убегал в деревню и там, у крестьян учился играть на разных музыкальных инструментах: рожках, свирели, жалейке и балалайке, которую освоил так, что в исполнении превзошёл своих учителей – деревенских пастухов. Несмотря на то, что Андреев в дальнейшем свободно овладел скрипкой и фортепиано, интерес к балалайке у него постоянно возрастал. Огромную роль в становлении будущего виртуоза – балалаечника сыграла встреча в 1883 году с замечательным народным музыкантом, землекопом Антипом, а затем Александром Степановичем Паскиным, который был не только видным общественным деятелем, но также большим поклонником простого русского инструмента и умевшим весьма искусно на нём играть. Именно по совету Паскина одному из бежецких столяров Андреев заказал изготовление особой балалайки, весьма непохожей на те, которые бытовали в то время, а в 1884 году, по настойчивой просьбе друзей, в Самаре на благотворительном концерте, он осмелился сольно исполнить на ней несколько произведений.

Балалайка

Постоянно размышляя об усовершенствовании народного инструмента, в следующем 1885 году Василий Васильевич впервые решился обратиться к настоящему скрипичному мастеру, каким был Владимир Васильевич Иванов. После упорных уговоров, концертная балалайка по заранее заготовленным чертежам, с корпусом из ценных пород деревьев, всё же была изготовлена. В конце 1886 года этот модернизированный инструмент, блестяще прозвучавший в зале Благородного собрания Санкт-Петербурга, сразу превратил виртуоза – балалаечника Андреева в кумира, игрой которого восхищались посетители великосветских салонов. Но обрушившийся на Василия Васильевича успех не только обрадовал музыканта, но и озадачил. У многих слушателей его выразительное и темпераментное исполнение вызывало желание попробовать также, однако тут же возникал вопрос без ответа: где брать хорошие инструменты, на которых можно было бы обучать тех, кто изволил освоить «мужицкую балалайку». Василий Васильевич вновь сел за чертежи, но на этот раз обратился к Францу Станиславовичу Пасербскому – придворному мастеру – конструктору музыкальных инструментов. Так в 1886 году была изготовлена первая пятиладовая балалайка с врезными порожками, а в следующем году появился модернизированный двенадцатиладовый инструмент с хроматическим строем.

   

К тому времени Андреев вокруг себя сплотил круг единомышленников, таких же энтузиастов, как их учитель, у которого постоянно возникали новые идеи. По его заказу Пасербский изготовил комплект балалаек, включающий в себя следующие разновидности: дискант, пикколо, альт, тенор и бас, а немного позднее он сделал секунду и контрабас. Эти инструменты нужны были для создания ансамбля, впоследствии названого «Кружок любителей игры на балалайке». Первое концертное выступление необычного для публики музыкального коллектива, включавшего в себя восемь исполнителей, состоялось в Петербурге 20 марта 1888 года в зале Городского Кредитного общества. Затем в 1891 году было гастрольное турне по городам России, а в 1892 году ансамбль впервые выехал за границу - в Париж.

Несмотря на сопутствующий успех, Андреев считал, что останавливаться на достигнутом нельзя: нужно постоянно двигаться вперёд, то есть вводить в ансамбль новые инструменты и усердно работать над репертуаром. Он привлёк к сотрудничеству таких музыкантов – профессионалов, как Н.П. Фомин, B.Т. Насонов, Н.И. Привалов, Ф.А. Ниман и приступил к осуществлению своих новых замыслов. В результате была установлена единая форма партитур, а для инструментов введён общий квартовый строй. Данные преобразования явились настолько целесообразными, что сохранились неизменными до настоящего времени. Помимо этого был реконструирован, изначально принятый за домру инструмент, найденный в Вятской губернии. Далее после включения в состав ансамбля целого семейства подобных инструментов, изготовленных талантливым мастером C.И. Налимовым и усовершенствованных гуслей, было принято решение: коллектив, весьма разросшийся количественно, переименовать в «Великорусский оркестр». Однако на этом модернизация не закончилась. С 1897 года в оркестр стали вводить духовые народные инструменты, такие как жалейка, брёлка и свирель.

Жалейка

Стоит отметить, что популярность коллектива росла с геометрической прогрессией и, как итог живого интереса к его деятельности, в российских городах стали создаваться оркестры народных инструментов, а Андреевский коллектив тем временем как самобытный русский оркестр отправился пропагандировать русскую народную музыку за пределы отечества. В 1900 году концерты оркестра триумфально прошли на Всемирной выставке в Париже. В 1908 год – гастроли в Германии, 1909 год – в Англии, 1910 год – вновь в Германии, Англии и Франции, а в 1911 году – в США и Канаде. Коллектив везде прославлял Великую Россию и её богатую национальную культуру.

После революционных преобразований в стране творческо-патриотическая деятельность Андреева была оценена по достоинству. Советское правительство активно содействовало развитию художественной самодеятельности и вместе с этим формированию новых оркестров народных инструментов, в которых постепенно рос уровень исполнительского мастерства, обогащался репертуар и пополнялся инструментальный состав. Например, были введены гармоники, которые не только значительно обогатили тембровую палитру, но и увеличили динамические возможности оркестра. Помимо этого в партитурах всё чаще стали появляться инструменты симфонического оркестра такие, как гобой и флейта. Непрерывное развитие коллективов проходило по пути профессионализации, они постоянно пополнялись квалифицированными музыкантами, а репертуар талантливыми произведениями современных композиторов.

 

Балалайка Домра

Гусли Рожки

 

Интересные факты

  • В середине XVIII века все скоморошьи балалайки, гудки, дудки и гусли были запрещены по решению Стоглавого собора, а почти через сто лет, в 1648 году по повелению Патриарха Никона, названные языческими и бесовскими, они были принудительно собраны и в большом костре сожжены на берегу Москва-реки. Невзирая на запугивание властей, народ в тайниках сохранил любимые инструменты.
  • Василий Андреев, несмотря на то, что обладал замечательными способностями, музыкальную грамоту начал изучать довольно поздно, и в четырнадцать лет, не зная нот, он по слуху играл на двенадцати инструментах.
  • Когда Андреев в 1885 году обратился к скрипичному мастеру Владимиру Васильевичу Иванову с просьбой об изготовлении балалайки, то встретил весьма неожиданную реакцию. Мастер обиделся, перестал разговаривать и вышел из комнаты. Несмотря на возникшую неловкую ситуацию, Василию Васильевичу всё же удалось уговорить его на создание балалайки, но с условием: Андреев никогда никому не расскажет, кто сделал этот инструмент.
  • Днём рождения русского оркестра народных инструментов считается 20 марта. В этот день в 1888 году состоялось первое выступление, созданного Василием Андреевым «Кружка любителей игры на балалайке».
  • Андреев для участия в выступлениях своего коллектива всегда приглашал выдающихся оперных певцов, таких как Ф. Шаляпин и Е. Катульская. «Цыганщину» и лёгкий жанр в программы концертов Василий Васильевич не допускал.

Фёдор Шаляпин

  • Несмотря на то, что Чайковский, побывав в 1889 году на концерте ансамбля Андреева, с большим восхищением отзывался об этом выступлении, родственники композитора впоследствии запрещали музыкальному коллективу исполнять произведения Петра Ильича на концертах и даже угрожали судебными разбирательствами, если требование будет проигнорировано.
  • В 1900 году концерты оркестра Андреева на Всемирной выставке в Париже имели такой успех, что руководитель коллектива был удостоен множества наград. Ему вручили орден Почетного легиона, золотую медаль Выставки, а также избрали действительным членом Французской Академии изящных искусств.
  • Впервые грампластинка с записью Великорусского оркестра под управлением Андреева была выпущена в США в 1911 году после гастролей коллектива по Америке и Канаде.
  • Выступления Андреевского оркестра оказали большое влияние на музыкальную жизнь за рубежом. Там тоже начали возникать оркестры русских народных инструментов, которые пользовались неизменным успехом.
  • Через десять лет после первого выступления «Кружка любителей игры на балалайке», представителей высшего общества, увлечённых музицированием на «мужицком инструменте», только в Санкт-Петербурге насчитывалось более двадцати тысяч, причём не только мужчин, но и женщин.
  • После концертов Андреевского оркестра в Англии, в лондонских фешенебельных ресторанах зазвучала русская музыка, а песня «Эй, ухнем» стала настоящим хитом.

 

 

Оркестр русских народных инструментов – это национальное достояние, которым гордится Россия. Неповторимая тембровая палитра, выразительность, певучесть и в то же время виртуозное мастерство оркестрантов покоряет слушателей по всему миру, а родном отечестве, он, сохраняя богатые традиции, является ценнейшим средством приобщения широких масс к народной музыкальной культуре.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

 

Вернуться назад

 

Оркестр русских народных инструментов