Музыкальный инструмент: Литавры

 

Литавры

Вот дирижер взмахнул палочкой и послышались грозные раскаты грома. Это звучит один из древнейших ударных музыкальных инструментов – литавры. Не надо путать с барабанами, ведь общего у них мало. Литавры имеют более сложную конструкцию и представляют собой корпус из металла в виде котла с натянутым пластиком или кожей, в днище имеется резонаторное отверстие. Причем обычно это система из двух и более котлов.

Еще одно важное отличие литавр от барабанов – это то, что они имеют звуковысотность, то есть на них можно сыграть ноты. Раньше высота звука менялась при помощи винтового механизма, а современные инструменты оснащены педалями, что значительно упрощает процесс настройки. На таких литаврах можно даже исполнить глиссандо.

Историю литавр и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

 

 

 

Звук

Тембровая окраска у инструмента необычайно широкая – от грозного звучания до еле слышного шороха. При этом влиять на нее можно при помощи палочек, достаточно использовать наконечники разного размера и материала: кожи, дерева, войлока.

 

 Фото:

музыкальный инструмент литавры литавры

палочки для литавр 

Интересные факты:

  • Не только флейты бывают пикколо, но и литавры. В отличие от обычных инструментов с диаметром около 74 см, литавры-пикколо меньше 30 см. и исполнитель может играть на них в скрипичном ключе, а не в басовом.
  • Раньше в Европе литавристы и барабанщики имели определенный авторитет, они всегда выступали в начале войска, поэтому должны были отличаться отвагой и мужеством. Для врагов главными трофеями были знамя и литавры, поэтому музыкант шел на все, чтобы не попасться к ним со своим инструментом.
  • К самым древним литаврам можно отнести и огромный бронзовый барабан "Луна Педженга", которому около 2300 лет, а высота и диаметр 186 см. и 160см. соответственно.

  • Ударники настраивают литавры без палочек, хватает легкого постукивания пальцем, чтоб услышать высоту звука.
  • Инструменты обычно изготовляются из меди, но так же существуют алюминиевые и углепластиковые модели.
  • В оркестровых произведениях используются  2-4 котла, но есть и исключения. Например при исполнении произведения Х.К. Грубера "Charivari" было задействовано 16 литавр.
  • В оркестрах применяются два способа расстановки литавр, немецкий, когда самый большой котел располагается справа, и американский, с противоположной постановкой.
  • Один котел вместе с педалью может весить до 60 кг.

 

 

 

Популярные произведения:

Эллиот Картер - 8 пьес для 4х литавр "Канарские острова"

Франсис Пуленк - Концерт для органа, литавр и струнных

Георг Друшецки - Концерт для шести литавр

 

История литавр

Литавры имеют глубокие исторические корни, уходящие в древние времена и простирающиеся до первобытного прошлого. Самым древним примером инструмента, который можно назвать литаврами, является барабан с пластиной, идущий своими корнями в эпоху до нашей эры и насчитывающий более двух тысячелетий. Известно, что древние греки, египтяне, евреи и многие другие народы использовали ударные инструменты, которые могли быть схожи с литаврами. 

Первое задокументированное использование литавр было в войсках древних греков и на религиозных ритуалах евреев. Так же известно, что в древней Месопотамии использовали барабаны в форме котлов.

В 1188 году кембро-нормандский летописец Джеральд Уэльский написал "Ирландия пользуется и восхищается только двумя музыкальными инструментами, а именно арфой и литаврами".

Аравийские нагары, прямые предки современных литавр, были привезены в континентальную Европу крестоносцами и сарацинами в XIII веке. Эти барабаны имели небольшой размер, с диаметром примерно 20-22 см, и их подвешивали к поясу игрока. Они использовались преимущественно для военных церемоний.

В средние века в Европе литавры и трубы стали неотъемлемой частью конницы, а в дальнейшем эти музыкальные инструменты развивались параллельно и вошли в состав классического оркестра с 17-го века. В опере "Тереза" 1675 года Жан Батист Люлли впервые в истории музыки использовал литавры в качестве оркестрового инструмента.

Гектор Берлиоз (1803-1869) совершил не только революцию в инструментальном искусстве, но также стал пионером новых возможностей ударных инструментов. Он был первым композитором, который включил в свои партитуры детальные инструкции о типах и использовании палочек для литавр. В своём реквиеме, требующем огромного оркестра, Берлиоз использовал шестнадцать литавр, которые требовали участия десяти исполнителей. В его "Фантастической симфонии" заняты четверо литавристов.

 

 

Литавры, с их мощным и характерным звуком, находили применение в музыкальных композициях многих композиторов, их главная цель - подчеркнуть драматизм, напряжение и красоту музыкальных произведений. Часто литавры раскрываются в самые важные и ключевые моменты, создавая пронзительную атмосферу и усиливая эмоциональное воздействие на слушателя.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Литавры