Музыкальный инструмент: Кларнет

 

кларнет

Кларнет – это необычайно виртуозный инструмент, с очень гибким и благородным звуком, напоминающий длинную цилиндрическую трубку. Не случайно в симфонической сказке «Петя и Волк» С. Прокофьев отвел ему роль кошки, тем самым подчеркнув его бархатистое и мягкое звучание, словно пушистые лапки животного.

Свое имя кларнет получил за счет пронзительного звучания в верхних регистрах, которое напоминало звук трубы, ведь в переводе его название означает «маленькая труба». Нет ему равных в чистоте звучания и легкости исполнения, он требует совсем небольшой расход воздуха при игре, а это немаловажно для любого исполнителя на духовых инструментах.

 

 

Звук

Когда хотят красочно описать характерный звук кларнета, вспоминают замечательное произведение П. И. Чайковского, его увертюру - фантазию «Франческа да Римини», где трогательный голос музыкального инструмента грустно рассказывает о трагической судьбе девушки.

Еще великий В.А. Моцарт, очень неравнодушно относившийся к инструменту, говорил, что звук кларнета очень похож на человеческий голос. Область выразительности его очень велика, ему подвластно многое, например, своим мрачным и глубоким звучанием изобразить драматические события, или быть светлым, неунывающим и даже шутливым, как в очаровательном арпеджио из сюиты к балету П. И.Чайковского «Щелкунчик» или пастушеских наигрышах Леля из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского – Корсакова.

 

 

Кларнет не только один из самых мелодичных, но и самый виртуозный из группы деревянных духовых инструментов, на нем можно осуществлять различные исполнительские задачи. Диапазон кларнета составляет почти четыре октавы и условно делится на три регистра: нижний, имеющий название шалюмо - по звуку сумрачный и угрюмый; средний – кларино, светлый и прозрачный; верхний – резкий и крикливый.

Применение различных регистров этого инструмента зависит от характера музыки, который хочет изобразить композитор.

У кларнета есть еще одно большое преимущество - ему доступно гибкое изменение динамической линии - от интенсивного усиления звука до его значительного ослабления. Кларнет может играть на чуть слышном «пианиссимо», но также способен впечатлить и ярким звучанием.

 

Фото:

инструмент кларнет   

   

 

Интересные факты:

  • Моцарт был первым из выдающихся композиторов, кто написал музыкальное произведение специально для кларнета.
  • Джулия Робертс, знаменитая американская актриса, в школьном оркестре играла на кларнете.
  • Кларнет в начале 1900 годов был очень популярным джазовым инструментом, а особо важным в этом жанре он стал в 30х и 40-х годах прошлого столетия в эру биг-бендов в эпоху свинга.
  • Всемирно известные музыкальные группы и музыканты, такие как Битлз, Аэросмит, Пинк Флойд, Том Уэтс, Билли Джоэл и Джерри Мартини охотно применяли звук кларнета в собственных музыкальных композициях.
  • Ежегодно под эгидой международной ассоциации кларнетистов проходит фестиваль, который называется «ClarnetFest». В 2017 году он пройдет в г. Орландо, штат Флорида, США с 26 по 30 июля.
  • Одной из самых популярных кларнетовых партий считается соло из «Голубой рапсодии» Джорджа Гершвина. Во время репетиции пьесы перед премьерой в 1924 году, солист решил поэкспериментировать и сыграл хроматический ход от нижней ноты до верхней на глиссандо, Гершвину это очень понравилось, и с тех пор соло звучит на концертах именно так.
  • В 70-х годах прошлого века выросла заинтересованность к подлинному исполнению произведений 18-х и 19-х веков на инструментах того времени. В1972 годы был организован ансамбль «The Music Party», который исполнял аутентичную музыку на старинных кларнетах. Создателем такого ансамбля был британский музыкант Алан Взломщик.
  • Уникальный инструмент, принадлежащий легендарному Бенни Гудману, был продан на аукционе за 25000 долларов.
  • Самая длинная нота, исполненная на духовых инструментах на одном дыхании, была сыграна именно на кларнете Филиппом Палмером (Великобритания) 27 ноября 2006 года, и длилась она 1 минуту 16 секунд.
  • Вуди Аллен (кинорежиссер) отказался от приглашения на вручение кинопремии Оскар из-за концерта, на котором он играл на кларнете.
  • Стивена Спилберга, всемирно известного режиссера, можно увидеть играющим на кларнете в оркестре в его знаменитом фильме «Челюсти».

 

 

Конструкция

Кларнет – это трубка цилиндрической формы, длина которой около 70 см. Одна сторона имеет небольшое расширение - венчикообразный раструб.  Другая - мундштук в виде клюва, к которому прикрепляется одна трость (пластинка из тростника). Инструмент состоит из следующих компонентов: мундштука, лигатуры, бочонка, верхнего колена, клапанов, нижнего колена, раструба. Клапанный механизм, имеющий много взаимосвязанных соединений, довольно сложен, количество клапанов в нем варьируется и зависит от вида кларнета, иногда их может быть до 20. Вес кларнета (сопрано) составляет 850 гр.

Кларнеты производят из высокородных сортов мпинго, кокобола и африканского черного дерева, которые растут длительное время и имеют твердую, хорошо резонирующую структуру. Также возможно изготовление этого инструмента из самшита, палисандра и иногда синтетических материалов, но такие инструменты чаще всего используются в учебных целях и в концертах на открытом воздухе.

Производство кларнета является довольно консервативным, большая часть работы выполняется высококвалифицированными мастерами вручную. Большинству нововведениям в конструкции кларнета около 100 лет, эксперименты сейчас проводятся только с мундштуком и тростями.

 

Разновидности кларнета

разновидности кларнета

За время эволюции у кларнета появилось довольно большое семейство. В разное время было сконструировано почти 20 разновидностей, многие из них не нашли должного применения, но некоторые активно применяются и по сей день.

Стоит в первую очередь выделить двух самых важных представителей, это кларнеты в строе B и A, их еще называют большими или кларнетами-сопрано. Кроме этих основных инструментов следует также обратить внимание на другие виды кларнета. Классифицируются они следующим образом, от самого высоко звучащего и к наиболее низкому.

  • Сопранино, (строй - F, G, As) - используется редко.
  • Кларнет малый (пикколо), строй Es - выделяется пронзительным звучанием. Его резкий и крикливый тембр пикколо нередко востребован в сочинениях композиторов: Г. Берлиоза, Р. Вагнера, Н. Римского-Корсакова, Д. Шостаковича, Р. Штрауса.
  • Кларнет "С", строй: C - в настоящее время применяется в учебных целях.
  • Бассет, строй: A, B – его мы можем услышать в опере «Волшебная флейта» В. А. Моцарта, но в нынешнее время потребляется редко.
  • Бассетгорн - строй: A, Es, F, G - кларнет альтового регистра. Он по размеру немного превосходит сопрановый кларнет, звук - уравновешенный и величавый.  По звуковым характеристикам располагается между обычным и басовым кларнетом. Сейчас применяется в ансамблевой музыке.
  • Альтовый и контральтовый - применяются для исполнения старинной музыки.
  • Бас-кларнет, строй - B. Самый большой представитель кларнетового семейства, имеющий два вида: французской и немецкой системы. Имеет своеобразную форму, напоминающую курительную трубку: мундштук посаженный на выгнутый шпиль и загнутый наверх раструб. Бас-кларнет прочно вошел в большой симфонический оркестр, где главная функция, которую он выполняет, усиление басовой линии. Композиторы порой доверяют ему сольные моменты, когда надо изобразить эпизод тревожного, драматического характера. Иногда выступает как сольный инструмент.
  • Контрабасовый кларнет, строй: B, A - звук наиболее насыщенный и монументальный. Диапазон включает звуки, которые на октаву ниже, чем у басового – кларнета, длина его около 3 метров. Находит применение в ансамблевой музыке.

 

Применение и репертуар

Кларнет один из самых интересных инструментов, спектр применения его огромен: симфонический, камерный, эстрадный и духовой оркестры; джаз, рок, народные клезмеровские ансамбли.

Благодаря своему прекрасному тембру кларнет заслужил большую любовь композиторов. В симфонической музыке можно найти многочисленные примеры его сольных эпизодов. Л.В. Бетховен, В.А. Моцарт, Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон, К. Вебер, Д. Пучинни, Д. Верди, Я. Сибелиус, М. Глинка, Р. Шуман, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, А. Рубинштейн, А. Глазунов, С. Рахманинов, И. Стравинский, Р. Штраус, М. Равель, С. Прокофьев, Д. Шостакович и другие величайшие авторы музыкальных шедевров украшали свои произведения выразительными солирующими партиями кларнета, как ясного и задорного, так и трагического, напряженного характера.

Кларнет - наиважнейший инструмент в джазе и еврейском клезмере. Он очень энергично проник в национальную музыку различных стран: Испании, Франции, Болгарии, Румынии, Швеции, Греции, Бразилии и нашел там очень широкое применение, в том числе как незаменимый инструмент на свадьбах и деревенских праздниках.

Большой популярностью кларнет пользуется как солирующий инструмент. Воодушевленные блистательными выступлениями кларнетистов-виртуозов многие композиторы сочиняли свои произведения именно для этого инструмента. Среди них: К. Дебюсси, К. Вебер К. Сен-Санс, А. Копленд, П. Хиндемит, Б. Барток, И. Стравинский, А. Хачатурян, К. Нильсен, А. Копленд, Д.  Мийо, Д. Финци, С. Василенко, М. Вайнберг, У. Пистон, Д. Корильяно, К. Пендерецкий, Б. Чайковский, А. Берг, Б. Мартину, Д. Мийо, А. Онеггер, Ф. Пуленк, А. Хованесс, А. Мессаже и другие.

 

 

Произведения:

К. Дебюсси - Рапсодия для кларнета с оркестром (слушать)

П. Хиндемит - Концерт для кларнета с оркестром (слушать)

Б. Чайковский - Концерт для кларнета и камерного оркестра (слушать)

К.М. Вебер - Концерт для кларнета с оркестром №1 (слушать)

 

 

Известные исполнители

По количеству ярких исполнителей-солистов кларнет могут превзойти только скрипачи и пианисты.

За время развития кларнетового искусства появилось много выдающихся исполнителей. Особенно значительный вклад в развитие инструмента и репертуара для него внес немецкий виртуоз Иван Мюллер. Среди музыкантов–кларнетистов, исполняющих классическую музыку, следует особо отметить: Г. Бертмана, В. Соколова, С. Розанова, А. Штадлера, В. Генспера, Э. Бруннера, И. Мозговенко, С. Бессмертнова, И. Оленчика, В. Пермякова, А. Березина, В. Генслера, П.Суханова.

Имена известных джазовых кларнетистов - С. Беше , Д. Доддс, Д. Нун, П. Расселл, Б. Бигард, А. Шоу, В. Херман, Э. Дэниелс, Л. Шилдс, В. Герман, но несомненно королем среди музыкантов этого жанра является Бенни Гудмен.

Еврейский клезмер также имеет своих замечательных кларнетистов, среди них: Н. Брандвейн, Г. Фейдман, Д. Кракауэр, Г. Гольденштейн.

 

История

Кларнет – сравнительно молодой инструмент, изобретенный в конце 17 века в Германии известным нюрнбергским мастером деревянных духовых инструментов И. Деннером. Его особым увлечением было усовершенствование конструкции и звучания различных инструментов, но главным и принципиально новым достижением мастера стало изобретение кларнета. Он был разработан на базе шалюмо - старинного французского инструмента, который являлся одним из видов свирели и широко использовался во французских оркестрах. Шалюмо-  инструмент известный еще с древних времен, с 3-го тысячелетия до нашей эры, представляющий собой простую цилиндрическую трубку без раструба с семью отверстиями для излечения звука. Диапазон шалюмо был равен октаве. Главным революционным нововведением Деннера стал клапан на оборотной стенке инструмента, приспособление, посредством которого стало возможным звукоизвлечение в две октавы. Таким образом, занимаясь усовершенствованием шалюмо, И. Деннер фактически преобразовал его в новый инструмент, с раструбом и более широким диапазоном, звучание которого напоминало звук трубы под названием клорино. Собственно это и определило название нового инструмента: по-итальянски clarnetto – маленькое кларино, а по-русски кларнет.

Дело И. Доннера продолжил Я. Доннер, который разработал инструмент с расширенным раструбом и двумя клапанами.
В восемнадцатом столетии улучшение конструкции кларнета продолжилось, этим занимались мастера по всей Европе. Австриец Паур, бельгиец Роттенбург, англичанин Д. Хейл, француз Ж.Лефевр постепенно добавили третий, четвертый, пятый и шестой клапаны, тем самым сформировав классическую модель инструмента.

Начало применения кларнета приходится на середину 18 века, но пробивая себе дорогу с немалыми трудностями он лишь в 1800 году был включен в симфонические оркестры.

С этого же времени у кларнета начинается «золотой век», появляются много замечательных музыкантов, совершенствующих не только технические приемы исполнения, но и конструкционные особенности инструмента. Следует особо выделить И. Мюллера, который изобрел лигатуру - особое крепление для трости мундштука.

В девятнадцатом столетии модернизацию кларнета продолжили французы Г. Клозе и Л. Бюффе, которые применили к инструменту механизм, изобретённый Т. Бёмом. Это устройство ранее использовалась только на флейтах и называлось системой кольцевых клапанов.  Модель кларнета с такой механикой впоследствии стала называться «кларнет Бёма» или «французский кларнет».

В Германии мастером И. Оттенштайнером и кларнетистом К. Берманом был создан инструмент с иным механизмом клапанов, который в дальнейшем усовершенствовал мастер О. Элер, такого типа кларнеты стали называться «германскими» или «австрийскими». Продолжительное время эти инструменты пользовались признанием во всем мире, но со второй половины прошлого столетия произошел поворот, и многие музыканты стали предпочитать кларнеты системы «Бёма».

 

 

За годы своего существования кларнет стал одним из самых востребованных инструментом в музыкальной культуре. Композиторов всех времен привлекали выразительные возможности этого музыкального инструмента, а также его технический потенциал. Кларнет стал одним из последних, кто завершил формирование симфонического оркестра. Кроме того, благодаря своему привлекательному и изящному тембру, он превратился в романтический символ в музыкальном искусстве и завоевал признание слушателей.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

 

Видео: слушать кларнет