Что такое реквием, история реквиема

 

РеквиемКаждого верующего человека всегда волнует вечный вопрос о смысле жизни. Смерть и воскрешение, горе и умиротворение – эти сложные проблемы бытия призывают истинного христианина просить прощения у Всевышнего за все проступки, совершённые не только им, но и его родными и близкими. И эти молитвы не только о живых, но и об умерших. Для обращения к Господу Богу, чтобы он даровал милость и покой покинувшим этот бренный мир, а также, чтобы напомнить живым о неизбежном дне страшного суда в церквях свершаются заупокойные службы. В католических храмах исполнялась месса, которая имеет название Реквием. Впоследствии это христианское богослужение преобразовалось в высокий жанр концертной духовной музыки.

Историю реквиема и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

 

 

 

Что такое Реквием?

Реквием – это слово, переводимое с латыни как покой и упокоение, имеет два значения. Прежде всего, так называется заупокойная месса, проводимая в католической церкви, где богослужение проводится на латинском языке. Вступительное песнопение сей траурной церковной службы, посвященной поминовению усопших, начинается именно с этого слова. Оно и дало название данному скорбному ритуалу.

Что такое Реквием

Помимо церковной церемонии, словом Реквием сегодня называют произведение высокого жанра концертной духовной музыки скорбного характера. Это траурная оратория – многочастное произведение для хора, солистов и симфонического оркестра. Оно может быть написано как на сюжеты из Священного Писания, так и светские тексты.

Реквиемы, как церковно-заупокойная месса и композиторские сочинения данного жанра, заметно отличаются. Из всего многообразия церковных канонических текстов композиторы в своих произведениях в основном использовали следующие распевы: Introit «Requiem aeternam dona eis, Domine», «Kyrie eleison», Gradual «Requiem aeternam»,Tract «Absolve Domine», Sequence «Dies irae», Offertory «Domine Jesu Christe» или «Hostias et preces tibi, Domine», «Sanctus», «Agnus Dei», Communio «Lux aeterna», «Pie Jesu», «Libera Me», «In paradisum».

 

 

Популярные реквиемы

«Реквием» Вольфганга Амадея Моцарта – это одно из самых важных произведений композитора, которое он начал сочинять в 1791 году по заказу графа Франца фон Вальзегга. Неоконченное творение, в основу которого был положен церковный канонический латинский текст, после кончины маэстро был завершён Й. Эйблером и Ф. Зюсмайером. «Реквием» Моцарта признан величайшим сочинением, чья возвышенность и драматизм, яркость и трогательность сегодня никого не оставляют равнодушным.

В.А. Моцарт «Реквием»

 

«Реквием» Джузеппе Верди – это произведение композитор написал в 1874 году в память о своём любимом писателе Алессандро Мандзони. Данное сочинение Верди, несмотря на духовный жанр, отличается не только эмоциональностью, но и театральностью. В связи с этим его сразу назвали «оперой в церковной одежде». В нынешнее время «Реквием» Верди, так же как и творение Моцарта, является самым исполняемым сочинением данного жанра.

 Д. Верди «Реквием»

 

 

 

«Немецкий реквием» Брамса. В общей сложности над своим самым продолжительным произведением, включающим в себя семь частей, композитор работал почти десять лет, начиная с 1857 года. Характерной особенностью этого «Реквиема» явилось то, что Брамс не использовал традиционный канонический латинский текст, а обратился к немецкому переводу Библии, сделанному христианским богословом, инициатором одного из направлений протестантизма Мартином Лютером. Общий смысл данного духовного произведения тоже получился иной. В нём нет текстов молитв, не упоминается имя Христа и не изображается Страшный Суд.

«Немецкий реквием» Брамса

 

«Реквием» Антонина Дворжака. Это масштабное произведение, состоящее из тринадцати номеров, композитор написал довольно быстро, всего за один год. В отличие от Брамса он не писал собственное либретто, а воспользовался каноническим латинским текстом католического богослужения. Заупокойная месса Дворжака, так же как и все его симфонические произведения, отличается великолепной оркестровкой, а музыка, окрашенная в лирические тона, привлекает светлой задушевностью, красотой распевных вокальных мелодий и инструментальных соло. Особую роль в композиционном объединении произведения играет небольшой хроматический мотив, который напоминает знаменитый мотив креста великого Баха.

«Реквием» Дворжака

 

«Реквием по войне» Бенджамина Бриттена. Это произведение, посвящённое памяти погибших в войнах друзей, явилось самым значительным произведением композитора, работу над которым он начал в 1961 году. Новаторство данного духовного сочинения заключается в том, что Бриттен соединил в нём сакраментальные латинские тексты заупокойной мессы и фрагменты «Поэмы Мёртвых» английского поэта пацифиста Уилфреда Оуэна. Музыкальный язык произведения тоже весьма необычен для данного жанра, так как объединил распев старинных псалмов, солдатскую песню, речитатив, баховское остинато и аккордовые фанфары, характерные для английских королевских празднеств.

 

 

История реквиема

История Реквиема своими корнями уходит в древние времена, в эпоху Раннего Средневековья, когда на рубеже VI и VII веков впервые появились песнопения римского христианского богослужения. Авторство большинства из них приписывают Римскому папе Григорию I Великому. Эти одноголосные, без инструментального сопровождения, песнопения впоследствии получили название григорианских хоралов. В течение десяти столетий из этих распевов бессистемно складывались как торжественные, так и заупокойные мессы, а в XVI веке XIX Вселенский собор католической церкви уже окончательно утвердил структуры церковных служб, проходящих на основе григорианских песнопений.

Вселенский собор католической церкви

В эпоху позднего Возрождения, когда возник стиль барокко, впервые стали появляться композиторские реквиемы. Поначалу это были циклические хоровые произведения с мелодической составляющей григорианских хоралов, но уже полифонического склада. Создание первого авторского Реквиема приписывают фламандскому композитору Йоханнесу Окегему. Именно он впервые в середине XV века создал многоголосную заупокойную мессу. Чуть позже автором духовного произведения, в котором было отмечено весьма много новаторского, стал француз Антуан Брюмель.

Йоханнес Окегем

В XVII – XVIII веках Реквием претерпел сильные изменения. Он перевоплотился в масштабное сочинение с участием солистов, хора и оркестра. Полифонический склад произведения соединился с гамофонно-гармоническим, а оркестровка стала богаче и динамичнее. Примером тому может служить знаменитое произведение Вольфганга Амадея Моцарта. В те времена Реквием, как и прежде, был составной частью церковной службы, однако постепенно положение менялось и композиторы нередко заупокойные мессы стали сочинять по заказу определённых лиц.

В XIX веке Реквием привлек композиторское внимание таких выдающиеся маэстро как Джузеппе Верди, Иоганнес Брамс, Ференц Лист, Шарль Гуно, Камиль Сен-Санс, Антон Брукнер, Габриель Форе, Антонин Дворжак. В этот период данное духовное произведение стало приобретать внекультовое значение, а лучшие его образцы зазвучали в концертных залах.

В XX и XXI веке композиторы тоже не потеряли интерес к высокому жанру духовной музыки. Многие Реквиемы в это время создаются как на канонические тексты, так и на стихи современных поэтов. Например, в сочинении Мориса Дюрюфле (1947-61), Дьёрдь Лигети (1965), Игоря Стравинского (1966), Альфреда Шнитке (1975), Эндрю Уэббера (1985), Владимира Мартынова(1998), Сергея Слонимского (2003) и Тиграна Мансуряна (2011) использованы традиционные латинские молитвы. А Бенджамин Бриттен (1962), Моисей Вайнберг (1967), Эдисон Денисов (1980) и Кшиштоф Пендерецкий (2005) в своих Реквиемах обращаются к поэтическим произведениям своих современников.

 

 

Интересные факты

  • Реквием – это развёрнутая церковная служба, которая в полном объёме длится более трёх часов, поэтому она обычно проходит в сокращении.
  • В Русской Православной Церкви заупокойная траурная служба называется Панихида. В Греческой Православной Церкви – Парастас.
  • Наименование Реквием нередко для названия своих произведений используют не только композиторы, но и поэты, писатели, художники и кинорежиссёры. Например, всем хорошо известны, посвящённый погибшим в сталинских лагерях «Реквием» Анны Ахматовой, исторический роман Валентина Пикуля «Реквием каравану PQ-17», грандиозная картина «Реквием. Русь уходящая» художника Павла Корина, а также американский драматический фильм «Реквием по мечте», режиссёра Даррена Аронофски, снятый по одноимённому роману Хьюберта Селби-младшего.
  • Великий Иоганн Себастьян Бах говорил, что единственным его вдохновителем был Создатель. Написав очень много духовной музыки, композитор не сочинил ни одного Реквиема. Причиной тому религиозное мировоззрение, которому Бах, будучи лютеранином, никогда не изменял.

Иоганн Себастьян Бах

  • Среди композиторов, создававших реквиемы, были музыкальные сочинители, которые написали заупокойные мессы для себя. Среди них стоит отметить Антонио Сальери и Луиджи Керубини.
  • Режиссёры довольно часто используют музыку «Реквиемов» разных композиторов в саундтреках своих фильмов. Кинолент очень много и перечислить их все невозможно. Однако, к примеру, знаменитый моцартовский «Реквием» можно услышать в фильмах: «Овод» (1980), «Елизавета» (1998), «Ключ без права передачи» (1976), «Древо жизни (фильм, 2011). Не менее известный «Реквием» Джузеппе Верди звучит в кинолентах: «Безумный Макс: дорога ярости», (2015), «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» (2014), «Королева» (2006), «Масло Лоренцо» (1992).
  • Бенджамин Бриттен сочинением своего «Военного реквиема» хотел напомнить людям о безвременно оборвавшихся во время кровавых войн миллионах человеческих жизней. По замыслу автора сольные партии произведения, призванного объединить народы, на премьере должны исполняться вокалистами трёх стран: СССР, Германии и Англии. Однако задумка Бриттена не осуществилась, так как советские чиновники не разрешили выехать за границу исполнительнице партии сопрано певице Галине Вишневской.
  • В нынешнее время словом «Реквием» довольно часто называют свои композиции музыканты современных направлений. Например, швейцарская готик-метал группа «Lacrimosa», американская рок-группа «Avenged Sevenfold», американская рок-группа «Trivium», Немецкая фолк-метал-группа «In Extremo», российская рок-группа «Ария».

 

В настоящее время интерес к высокому жанру духовной музыки не угасает. Реквием, в далёкие времена являвшийся составной частью церковной службы, а затем получивший признание как внекультовое произведение, сейчас всё более привлекает внимание любителей серьёзной музыки. Это эмоционально выразительное музыкальное творение, отображающее картины печали человека, молящегося о прощении Всевышнего, так воздействует на слушателей, что проникает в сердца и потрясает их души.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Реквием