Что такое кантата, история кантаты

 

Человеческий голос – это удивительный инструмент, который способен передать нежные чувства и произвести приятное впечатление. Прекрасное пение высоко ценилось во все времена и потому вокально-исполнительское творчество беспрестанно развивалось вместе с интенсивно эволюционирующим человеком. Постоянно возникали новые вокальные жанры, среди которых самым масштабным стала опера. Тем не менее для осуществления разного рода творческих идей композиторов, в результате их усердных изысканий, появилась ещё одна удивительная музыкальная форма, которая получила наименование кантата.

Историю кантаты и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

 

 

 

Что такое кантата

Кантата. В нынешнее время этим термином, который с итальянского переводится как пение, именуют крупное музыкальное произведение, относящееся к вокально – инструментальному жанру. То есть оно предназначено для исполнения солистами – вокалистами (одним или несколькими) и хоровым коллективом в сопровождении оркестра, который в произведении тоже играет немаловажную роль. При этом в зависимости от замысла автора кантаты могут быть только для хора или только для певцов – солистов.

Кантата, как правило, состоит из нескольких разделов – законченных номеров, связанных между собой единой сюжетной линией. Вместе с тем каждый эпизод композиции, будь то ария, речитатив, хоровой фрагмент или оркестровая интродукция, имеет свою музыкальную характеристику. Кантата не имеет чёткой формы: её строение, то есть чередование сольных, хоровых и инструментальных номеров, меняется в зависимости от замысла автора произведения.

Кантаты чаще всего звучат в концертных залах, и для их исполнения не требуется ни сценических костюмов, ни декораций. Произведения данного жанра, обычно наполненные торжественностью, а также глубоким смыслом и содержанием, подразделяются на два вида: духовные – религиозной тематики, основанные на библейских текстах и светские – написанные на различные мирские сюжеты, повествующие не только о важных событиях из жизни народа или национальных героях, но и отражающие внутренний мир человека.

Стоит отметить, что кантатой именуют не только музыкальное, но и поэтическое произведение, которое имеет многочастное строение. Оно сочиняется к какому-либо торжественному событию или же на тему из мифологии.

 

 

 

Популярные кантаты

Иоганн Себастьян Бах «Кофейная кантата». Эта шутливое произведение, посвящённое прекрасному напитку, является одним из самых популярных светских кантат великого композитора. Оно включает в себя десять номеров: строгое чередование речитативов и арий, а завершается весёлым трио.

 

Сергей Танеев «Иоанн Дамаскин». Это произведение с лирико - философским содержанием после премьерного исполнения тут же именовали «Русским реквиемом». В основу кантаты, состоящей из трёх частей, легла одноимённая поэма графа Алексея Толстого, повествующая о жизненном пути святого отца, который прославился как автор духовных гимнов.

 

Сергей Прокофьев «Александр Невский». В данном музыкальном сочинении композитор отобразил отвагу и мужество русского народа в яростной борьбе с чужеземными завоевателями, сеющими страдание на захваченной ими земле. Кантата имеет семичастную форму, в которой все разделы логически связаны между собой. В произведении, созданном в 1939 году, использована музыка к одноимённому фильму, снятому выдающимся кинорежиссёром Сергеем Эйзенштейном.

 

Карл Орф «Кармина Бурана». Сценическая кантата, которая вошла в число самых популярных произведений классической музыки. Композиция, основанная на поэтическом материале средневековой лирики, включает в себя пролог и три части, каждая из которых имеет несколько музыкальных эпизодов. Всего в произведении двадцать пять номеров, причём последний репризно повторяет первый.

 

Пётр Ильич Чайковский «Москва». Произведение, написанное с присущим композитору мастерством в 1883 году на стихи выдающегося русского поэта Аполлона Николаевича Майкова, повествует об истории Москвы и её значении в объединении русских земель. Музыкальный материал кантаты, выдержанный в эпической манере включает в себя шесть эпизодов, из которых три хоровых и три сольных.

 

 

 

История кантаты

Времена сурового Средневековья в истории музыкальной культуры называют «эпохой вокальной музыки». Несмотря на то, что в ту пору существовали самые разнообразные инструменты, их назначение заключалось лишь в аккомпанементном сопровождении пению, танцам, театральным зрелищам и пышным торжествам. На смену Средневековью пришли времена перемен, именуемые Возрождением, последний период которого в европейской музыке принято считать революционным. Именно в XVI веке в Италии начала активно печататься нотированная музыка, зарождаться оперное искусство и возникать выдающиеся школы скрипичных мастеров. Необходимо отметить, что в то время самым популярным музыкальным жанром был «мадригал» – вокальная композиция, свободно выражающая мысли и чувства. Между тем в ту пору стали выявляться исполнители-инструменталисты, поражающие слушателей своей виртуозностью. Соответственно, в процессе активного развития музыкального искусства произошло разделение и формирование различных жанров. В результате начиная с первой половины XVII века крупные инструментальные и вокальные произведения стали разграничивать двумя терминами: соната и кантата.

Прародителем кантаты был вышеупомянутый мадригал, на который большое влияние оказало развитие оперного искусства. Постепенно композиция усложнялась и состояла уже не из одного, а нескольких сольных номеров, а впоследствии включала в себя арии и речитативы с инструментальным аккомпанементом, но уже не под лютню, а в исполнении бассо континуо. В наступившем после эпохи «Возрождения» периоде «Барокко» кантата стала не только весьма популярным, но и основным вокальным музыкальным жанром, а потому постоянно претерпевала различные преобразования. Она содержала нескольких различных по размеру, темпу и характеру частей, то есть произведение наполнялось дуэтами, трио, хоровыми номерами, исполняемыми для большей выразительности в сопровождении небольшого оркестра.

Несмотря на то, что родиной кантаты считается итальянская Венеция, дальнейшее развитие и становление жанр приобрёл в сочинениях представителей Римской школы музыки. Одним из них был Джакомо Кариссими - композитор, внёсший весомый вклад в усовершенствование данной вокальной формы. Следом за ним жанровую модель, состоящую из вступительного речитатива, затем двух, а иногда трёх арий da capo, соединённых между собой вокальным декламированием, сформировал ученик Кариссими неаполитанский маэстро Алессандро Скарлатти. По его образцу кантаты сочиняли многие знаменитые композиторы того времени и среди них такие знаменитости, как Т. Альбинони, А. Вивальди и Б. Марчелло. Необходимо отметить, что итальянские кантаты того времени разделялись на три вида: любовные, назидательные и духовные, но они не предназначались для исполнения во время богослужения.

Антонио Вивальди

Жанр, завоевавший большую популярность в Италии, с середины XVII века приобрел всеобщее признание и в странах Западной Европы. Однако во Франции он более расценивался как светская развлекательная музыка, а в Германии, большое распространение получила хоровая духовная кантата. В этой стране, с названиями «Kirchenmusik» (церковная музыка) и «Geistliches Konzert», (духовный концерт) её стали использовать в протестантском богослужении. В основу немецких хоровых кантат, как правило, ложились библейские тексты, духовная поэзия и протестантские хоралы. Спрос на подобные произведения в то время сильно возрос, и в связи с этим многие немецкие композиторы стали деятельно использовать данную музыкальную форму. Жанр стремительно набирал силы, однако вершины своего пика он достиг в творчестве великого Иоганна Себастьяна Баха. Созданные гениальным маэстро высокохудожественные образцы духовных и светских кантат, во все времена считались не только подлинными шедеврами, но и вершинным достижением жанра, в котором музыка и поэзия были соединены в полной гармонии. В хоральных строфах, речитативах и ариях Бах отразил весь спектр человеческих чувств: от спокойно-созерцательных и радостных до трагических. Кантаты великого композитора по составу исполнителей весьма разнообразны, но они всегда вариантно складывались из таких элементов, как смешанный хор, оркестр и солисты – вокалисты: сопрано, альт, тенор и бас. Состав оркестра в кантатах Баха обычно скромный, но в особых случаях, в произведениях к большим церковным праздникам, таким как Рождество и Пасха, для большей пышности, он добавлял трубы, валторны, тромбоны и литавры.

 

Следующий этап развития музыкального искусства, именуемый классическим, связан с именами таких великих композиторов, как Гайдн, Моцарт и Бетховен. В данный период кантата постепенно утрачивает былую популярность и потому в творчестве этих гениальных музыкальных реформаторов произведения этого жанра встречаются довольно редко. Среди немногочисленных кантат Йозефа Гайдна наиболее известными в нынешнее время являются «Семь слов Спасителя на кресте», «Ариадна на Наксосе» и «Stabat Mater». У Вольфганга Амадея Моцарта, особой художественной ценностью выделяются кантаты «К солнцу», «Litania» и «Маленькая масонская кантата». В этих произведениях композитор постепенно готовил тот хоровой стиль, который затем наиболее ярко был представлен в его гениальном «Реквиеме». Людвиг ван Бетховен тоже внёс свой вклад в развитие кантаты. Из произведений данного жанра в концертных залах наиболее часто звучат «Морская тишь и счастливое плавание», «Славное мгновение», «На смерть Иосифа II» и «На воцарение императора Леопольда II».

Людвиг ван Бетховен

В наступившей следом за классицизмом эпохе романтизма кантата практически выходит из употребления, однако полностью не исчезает. Наиболее значительными произведениями жанра того периода считаются «Победная песнь Мирьям» Франца Шуберта, «Смерть Сарданапала» Гектора Берлиоза, «Первая Вальпургиева ночь» Феликса Мендельсона, «Ринальдо» Иоганнеса Брамса, «Бетховенская кантата» Ференца Листа, «Праздничная кантата» Антона Брукнера и «Жалобная песнь» Густава Малера. В тот же период в России, в творчестве композиторов XIX века кантата тоже не занимала значимого места, тем не менее выдающиеся образцы этого жанра встречаются у М.И. Глинки, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакого, М.И. Балакирева, А.К. Глазунова, С. И. Танеева, С.В. Рахманинова.

В двадцатом веке отношение к хоровой музыке заметно меняется. Композиторы вновь обратили особое внимание на такие циклические жанры как оратория, реквием, месса и кантата. Возрождению данных форм содействовали исторические события, которыми было наполнено столетие, именуемое эпохой войн и революций. Кантата снова приобрела значимое место в творчестве многих виднейших зарубежных композиторов, среди которых Арнольд Шёнберг, Карл Орф, Курт Вайль, Пауль Хиндемит, Эйтор Вилья-Лобос, Бенджамин Бриттен, Кшиштоф Пендерецкий, Артюр Онеггер, Дариюс Мийо. Тематический материал их сочинений был самого разного содержания. В кантатах XX века озвучивались библейские сюжеты, знаменательные исторические события, героические подвиги, проблемы войны, мира, экологии, поэтические произведения популярных классиков и даже спортивные достижения.

Нельзя обойти вниманием кантаты, созданные в двадцатом столетии советскими композиторами, рассматривающими данный жанр, как предоставляющий наибольшую возможность донести до слушателей социально значимые темы. Несмотря на то, что эти сочинения имеют ярко выраженную идеологическую направленность, среди них есть замечательные произведения, которые в нынешнее время считаются важнейшим вкладом в музыкальную культуру нашей страны. К таким выдающимся творениям относятся кантаты: «Александр Невский» Сергея Прокофьева, «На поле Куликовом» Юрия Шапорина, «Над родиной нашей солнце сияет» Дмитрия Шостаковича, «Кантата о Родине» Александра Арутюняна, «Курские песни», «Деревянная Русь», «Снег идет» Георгия Свиридова. Эти произведения отличаются увеличением роли хора, а также богатым насыщением музыкального материала интонациями народных песен.

 

Интересные факты

  • В определённый период своего творчества великий Иоганн Себастьян Бах сочинял кантаты не только к каждому церковному празднику, но и к каждому воскресному богослужению. Только за первые пять лет пребывания в Лейпциге он написал триста подобных произведений, из которых большая часть была утеряна. К сожалению, из нескольких сотен кантат, созданных гениальным маэстро, до наших дней дошло лишь чуть более двухсот произведений данного жанра. В каталоге BWV числятся двести двадцать четыре духовные и светские кантаты.
  • Сам Иоганн Себастьян Бах только шесть своих произведений данного жанра назвал кантатами. Остальные он озаглавливал «мотетами», «серенадами», «концертами», «диалогами» или «одами». Наименование «кантата» этим произведениям в XIX веке дали музыковеды Баховского общества, готовившие к изданию полное собрание сочинений великого композитора.
  • Знаменитая «Рождественская оратория» Баха состоит из шести церковных кантат, которые были предназначены для исполнения в праздничные дни с 25 декабря по 6 января. Мастерски соединённые вместе они образовали законченное целое масштабное произведение.
  • Рекордсменом по сочинению церковных кантат называют немецкого композитора Георга Телемана. В его творческом наследии насчитывается около 1700 произведений данной формы. Следующим значительным вкладчиком в жанр кантаты является Кристоф Граупнер. Его перу принадлежат 1400 подобных произведений.
  • Финал знаменитой Девятой симфонии Людвиг ван Бетховена с участием хора и солистов - вокалистов, написанный на текст «Оды к радости» немецкого поэта Фридриха Шиллера, по своей сути и форме тоже принадлежит к жанру кантаты.
  • Первую кантату с текстом на русском языке сочинил итальянский композитор Джованни Ристори. Произведение «Коронационная кантата» была написана им по случаю годовщины восшествия на престол императрицы Анны Иоановны и впервые исполнена в 1731 году. Это произведение явилось образцом официальной придворной музыки в Российском государстве.
  • Первая кантата, созданная русским композитором, датируется концом XVIII века. Она принадлежит перу капельмейстеру Императорских театров Пётру Алексеевичу Скокову. Затем сочинением кантат в начале XIX века прославился талантливый русский композитор Алексей Николаевич Верстовский.
  • С 1893 по 1969 год французские композиторы, претендовавшие на получение престижной Римской премии, должны были в обязательном порядке сочинить произведение в жанре кантаты.
  • Немецкий композитор Эрвин Шульхофф в 1930 году сочинил кантату, в основу которой положил текст манифеста Коммунистической партии.

 

Кантата. Этот удивительный музыкальный жанр в нынешнее время не утратил своей привлекательности. Возникнув четыре столетия назад, он не ушёл в прошлое, а, как и прежде является одним из самых востребованных и популярных. Доказательством тому служат множество кантат – замечательных творений, которые вышли из-под пера композиторов двадцать первого века.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Кантата