Сергей Рахманинов «Колокола»
Колокола. Этот символ Великой России священен для всего русского народа. Колокольный звон, во все времена сопровождающий человека на протяжении жизненного пути, имеет разные голоса. На вечернем закате он может звучать романтично, на большие праздники переливаться благовестом, а в дни тяжёлых испытаний грозным набатом сплачивать людей для преодоления общей беды. Многие русские композиторы обращались к теме колоколов, но наиболее яркое отражение они нашли в творчестве Сергея Васильевича Рахманинова, которого по праву величают самым русским композитором. Мы слышим колокольный звон в его знаменитом Втором фортепианном концерте, Третьей симфонии, но особенно колоритно он звучит в симфонической поэме для оркестра, хора и голосов соло под говорящем названием «Колокола».
Историю создания симфонической поэмы «Колокола» Сергея Рахманинова, а также интересные факты и музыкальное содержание произведения читайте на нашей странице.
История создания
В 1912 году творческая жизнь Рахманинова была весьма содержательной. В данный период Сергей Васильевич активно занимался сочинением произведений, например, именно тогда он создал свой знаменитый «Вокализ». Помимо того, как одного из самых популярных музыкантов, маэстро постоянно приглашали выступать на различных вечерах.
Также Московское филармоническое общество возложило на композитора проведение очередного сезона симфонических концертов. В Большом театре он дирижировал знаковой «Пиковой дамой» великого Петра Ильича Чайковского, а следом своими операми: «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини». Кроме того, в одном из Народных домов намечалась постановка его «Алеко».
К концу года такая насыщенная и, конечно же, напряжённая деятельность сильно отразилась на здоровье Сергея Васильевича. Ему даже пришлось отказаться от намеченных ранее концертов и уехать за границу. Вместе с семьей маэстро посетил сначала Швейцарию, а затем направился в Италию. В Риме семья Рахманиновых поселилась в доме на площади Испании, в квартире, которую когда-то снимал Пётр Ильич Чайковский. Вот на этот адрес композитору пришло письмо, автор которого не пожелал поставить свою подпись. Посланник–аноним рекомендовал Сергею Васильевичу создать сочинение на поэтический текст американского литератора Эдгара По «Колокола» в переводе русского поэта-символиста Константина Бальмонта. Поскольку в Италии Рахманинов не прекращал заниматься композицией и именно тогда обдумывал план создания масштабного симфонического полотна, поэтому то, о чём говорилось в письме, его весьма заинтриговало. Познакомившись в переводе с произведением представителя американского романтизма, Сергей Васильевич, с детства неравнодушный к колокольным перезвонам, был настолько заинтересован, что без промедления приступил к созданию нового сочинения, обозначив его по жанру вокально-симфонической поэмой.
Спустя некоторое время из-за болезни детей Рахманиновым пришлось покинуть Италию и переехать в Германию, а после пребывания в Берлине, которое оказалось недолгим, семейство вернулось в Россию. Обосновавшись в родовом поместье жены - Ивановке, расположенной в Тамбовской губернии, Рахманинов, как он впоследствии вспоминал: работая «в лихорадочном возбуждении», в середине июля 1913 года довёл свой творческий замысел до конца.
Первое исполнение «Колоколов», в конечном итоге именованных поэмой для солистов, хора и симфонического оркестра, с большим успехом состоялось в Петербурге в середине декабря 1913 года. В премьере произведения, которым дирижировал автор, участвовали солисты, хор и оркестр Мариинского театра. Московское премьерное исполнение, с участием музыкантов Большого театра, прошло чуть позже, в феврале следующего 1914 года.
Интересные факты
- Спустя годы выяснилось, что автором, который анонимно прислал Рахманинову в Рим письмо с предложением написать музыку на стихи Эдгара По «Колокола», была Мария Данилова - большая поклонница творчества маэстро, ученица выдающегося виолончелиста Михаила Евсеевича Букиника.
- Свою знаковую симфоническую поэму «Колокола» Сергей Васильевич посвятил выдающемуся голландскому дирижёру Виллему Менгельбергу, а также ведущему симфоническому оркестру Нидерландов – «Королевскому оркестру Концертгебау».
- Было замечено, что в дискографии эталонной записи «Колоколов» не существует. Каждый дирижёр интерпретирует данное сочинение Рахманинова по своему, внося в оркестровку существенные изменения и даже меняя авторский текст. Про «Колокола» расхожей стала шутка, которая гласит, что это произведение, как задумал автор, никогда никто не сыграет, так как в нём написано слишком много нот.
- На Руси к колоколам относились с особым почтением. Над ними проводили обряд крещения, и как живым созданиям давали имена. У каждого колокола был свой узнаваемый голос и своя судьба. В истории России известны случаи, когда колокола попадали в опалу. Например, в XV веке после подавления новгородской независимости, по приказу царя Ивана III был снят Вечевой колокол и отправлен в Москву. Затем провисев на колокольне Успенского собора до XVII века, по особому распоряжению царя Федора Алексеевича, он был сослан в один из монастырей Карелии за то что в полночь своим звоном испугал правителя.
- В советские времена симфоническая поэма Сергея Рахманинова «Колокола» была в немилости. В газете «Правда» её раздражённо назвали «колокольной мистерией».
- Существует предположение, что музыка Сергея Рахманинова обладает целебными свойствами. Так, например, знаменитый испанский оперный певец Хосе Каррерас, приезжая с концертами в Россию говорил, что излечится от острой лейкемии ему помогло прослушивание произведений великого русского маэстро.
- Известный американский певец и композитор Эрик Кармен был так вдохновлён творчеством Рахманинова, что использовал его музыку (Концерт для фортепиано с оркестром № 2 и Симфония №2) в своих песнях, которые впоследствии стали популярными хитами. Изначально полагая, что произведения композитора являются достоянием общества, певцу после официального выпуска синглов пришлось юридически договариваться с наследниками Сергея Васильевича и впоследствии выплачивать им 12% от гонорара за композиции, а также указывать Рахманинова как автора музыки.
Содержание
«Колокола» - это симфоническая поэма, соединяющая в себе черты различных жанров. Если рассматривать произведение как четырёхчастный цикл, то складывается симфония, в которой нет сонатного аллегро, но есть два скерцо. С кантатой же это произведение роднит лирико-философская направленность сюжета, отображающая весь путь человека: от рождения до смерти. Четыре жизненных этапа и в каждом из них главенствующим является колокольный звон.
В первой части, Allegro ma non troppo, композитор рисует картину, живописно отображая в ней зимнюю ночь и заснеженную дорогу, по которой мчатся запряжённые в сани лошади, заливисто звеня колокольчиками в упряжке. Тройка, неудержимо несущаяся вперед, в произведении символизирует юность человека, у которого ещё всё впереди: радужные мечты и надежды на их свершения.
Поэма открывается оркестровым вступлением, которое погружает слушателей в атмосферу, наполненную светлой радостью. Произведение начинают флейты, кларнеты и треугольник, затем всего лишь через три такта вступают гобои, арфа и струнные. Помимо высоких регистров деревянных духовых и струнных инструментов легкую воздушную окраску музыке придаёт хрустальное и нежное звучание челесты. Тембр медных инструментов композитор применяет весьма воздержанно, однако их звенящие сигнальные фанфары придают музыке сказочный окрас. Оркестровое вступление заканчивается возгласом певца-тенора. Он широко пропевает первое слово поэтического текста и лишь после этого вступает хор. Затем партия солиста, хоровое и оркестровое сопровождение всё переплетается в красивое ажурное полифоническое полотно.
Характер музыки преображается после слов солиста «наслаждение нежным сном». Так начинается контрастная предыдущему разделу средняя часть. Темповое указание автора меняется на Meno mosso. Оркестровые краски мрачнеют. Хор, поддерживаемый звучанием английского рожка и гобоя, выводит закрытым звуком красивую мелодию старинного напева. Всё как - будто погружается в приятную дремоту. На этом оцепенелом фоне арфа фортепиано, а затем и засурдиненные трубы приглушённо изображают колокольный перезвон. Однако волшебный сон нарушает тревожный нисходящий мотив, появляющийся в партии первых скрипок. Это предтеча мрачного финала поэмы. Тем не менее быстротечное забытьё проходит и с призывным возгласом перца - солиста "Сани мчатся…" начинается реприза, в которой вновь возвращается энергичный ритм первого раздела. Далее динамичное развитие тематического материала подводит к небольшой, но искромётной кульминации. Затем в заключение ещё раз возникает тема хора из среднего раздела, однако теперь она звучит жизнеутверждающе и бодро.
Вторая часть, Lento, которую можно охарактеризовать, как лирическое Adagio, начинается с торжественного перезвона колоколов, извещающего о счастливом и радостном событии в жизни - предстоящей свадьбе. Музыкальный материал изначально вырастает из имитирующего звук большого колокола, угрюмого мотива, звучащего в исполнении альтов. Постепенно на него накладывается оркестровая ткань, характер звучания которой постоянно меняется: то она грозная и суровая, то чувственная и жалобная. После завершения величавой и торжественной части на первый план выходит совершенно иной образ. Он, полный нежности и истомы, раскрывает внутренний мир человека в жизненно важный и волнительный для него момент. Сначала со словами: «Слышишь к свадьбе зов святой, золотой» вступает хор. Эти строки, в последующем развитии, неоднократно возвращаются, но звучат каждый раз по - разному: или вполголоса, или внушительно и повелительно. Далее вступает солирующее сопрано, исполняющее трепетную полную нежности мелодию. Широкая и выразительная, она, волнообразно развиваясь, постепенно становится более решительной и свободной. Возвращающийся колокольный звон возвещает о наступлении репризы, которая заканчивается затихающими, а затем гаснущими звуками.
Третья часть, Presto — это зловещее скерцо, в котором колокольный звон перекрашивается из серебряного и золотого, каким он был в предыдущих частях, в трагический - медный. Набат возвещает о взбушевавшейся стихии, которая обрушилась на человека и принесла ему страшную беду. Зловещий гул наводит на объятых страхом людей панический ужас: они кричат и в отчаянии умоляют о помощи. Напряжение нарастает, ритм становится судорожным, темп ускоряется. Образ уничтожающего пламени становится всё более устрашающим. Катастрофа, разрушающая все надежды и ожидания, неотвратима. Музыкальный материал части настолько соответствует текстовой программе повествующей о страшном бедствии, что в партиях хора нет мелодически оформленного тематизма. В разных голосах звуковые последовательности, основанные на хроматизме, выливаются в сплошные стоны и вопли.
Финал, Lento lugubre – это скорбное окончание жизненного пути. Все мечты, надежды и порывы человека теперь в прошлом. Остался только подводящий итог монотонный погребальный звон, на фоне которого английский рожок печально выводит полную покорности и смирения мелодию похоронного распева. Мрачное настроение создают неизменный размеренный ритм, гармонии с тяжёлыми басами и постоянно повторяющиеся нисходящие интонации в верхних голосах. Всё напоминает траурную процессию, которая со скорбными вздохами провожает человека в последний путь. Далее со словами «Похоронный слышен звон» вступает солист певец.
Напеву баритона, изначально сосредоточенному и выдержанному на одном повторяющемся звуке, почти сразу начинает вторить хор. Постепенно партия солиста становиться более драматичной. Смятение и тревогу вносят ужасающие видения: человек в черной одежде стоит на колокольне, сильно раскачивает колокол и истошно хохочет. Здесь в музыке композитор убедительно отразил страх человека перед неизвестными ему таинственными силами. Например, мотив волшебного сновидения из первой части он представил в совершенно ином, искривлённом виде. В коде всё успокаивается, наступает мажорное просветление и умиротворение, говорящее о том, что человека уже больше ничего не тревожит.
«Колокола» - это гениальное произведение великого русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова невозможно отразить не в словах и не в эпитетах. Его духовно насыщенная, величественная, но в то же время мечтательная и нежная музыка даёт полное представление о Святой Руси с её величественными храмами, возвышенными молитвами и, конечно же, с дивным колокольным звоном, который так много значил в жизни обычного человека.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: