Дмитрий Борисович Кабалевский «Реквием»

 

Война - это очень страшное слово, несущее в жизнь людей непомерные страдания и лишения, а также немыслимые физические и моральные испытания. Война - это украденное детство и миллионы искалеченных и прерванных судеб. Война - это ужасная трагедия, которую наш народ испытал в полной мере. Начавшаяся в июне 1941 года и длившаяся долгие четыре года, она мобилизовала всех советских людей, от мала до велика в едином порыве вставших на защиту любимой Отчизны. Каждую минуту на фронте и в тылу совершались героические подвиги во имя Великой Победы, которая была одержана ценой огромных потерь. Само собой разумеется, что всё горе, пережитое нашим народом в эти суровые годы нашло отражение в пронизывающих душу произведениях искусства. В число таких скорбно-возвышенных творений вошла патриотическая оратория «Реквием» композитора Дмитрия Борисовича Кабалевского, посвящённая памяти тех, кого жестокая война лишила самого дорогого – жизни.

Историю создания «Реквиема» Дмитрия Борисовича Кабалевского, а также интересные факты и содержание произведения читайте на нашей странице.

 

 

 

Краткая история

К началу сороковых годов Дмитрий Борисович Кабалевский зарекомендовал себя как талантливый композитор – автор многочисленных произведений, в числе которых опера «Кола Брюньон», три симфонии, два фортепианных концерта, а также немалое количество камерных вокальных и инструментальных миниатюр. Помимо того, в данный период Кабалевский весьма плодотворно работал и в театральной среде. Создавая музыку для спектаклей, ему посчастливилось сотрудничать с такими знаменитыми театрами города Москвы, как Детский театр Натальи Сац, Театр сатиры, Театр им. Вахтангова, Театр им. Ленсовета, Театр Советской Армии, МХАТ, Камерный театр. Впрочем, развитие в стране в начале 30-х годов звукового кинематографа тоже не прошло мимо энергичного композитора. Начиная с 1933 и по 1938 год он успел написать музыку к четырём художественным фильмам, среди которых особую популярность получила кинолента о герое гражданской войны «Щорс».

Дмитрий Борисович Кабалевский

Раскрывая успехи Кабалевского на композиторском поприще, нельзя оставить без внимания его неутомимую педагогическую деятельность. В 1932 году, то есть спустя два года после окончания Московской консерватории, его пригасили работать преподавателем родной Альма-матер, а через семь лет Дмитрий Борисович стал её профессором. Однако жизненно активный композитор данной педагогической работой не ограничивался: сверх того, он занимался большой просветительской деятельностью.  К примеру, в популярных газетах и журналах регулярно печатались его статьи о современном музыкальном искусстве. К тому же, частенько посещая крымские пионерские лагеря «Орлёнок» и «Артек», Дмитрий Борисович так увлекательно и доходчиво рассказывал детям о музыке, что между лектором и аудиторией устанавливались доброжелательные отношения. Именно после одной из таких встреч юные друзья попросили композитора сочинить песни, отображающие их счастливое детство. Так появился, пропитанный радостью и добротой, цикл вокальных композиций о солнечном «Артеке», а также идея: для эстетического воспитания подрастающего поколения проводить беседы по музыкальной тематике в Домах пионеров, концертных залах, по радио и в детских коллективах художественной самодеятельности.

Этот прекрасный замысел начал деятельно реализовываться, однако все замечательные начинания прервала жестокая война, которая началась 22 июня 1941 года. Она принесла много горя и страданий советским людям и коренным образом перестроила их судьбы. Существенные изменения произошли и в жизни Кабалевского. Осенью 1941 года он, как член Союза композиторов, вместе со своим семейством отправился в эвакуацию в город Свердловск. Однако там Дмитрий Борисович пробыл недолго, так как несмотря на то, что преподавал в местной консерватории, вскоре для себя определил, что большую пользу для горячо любимой Родины своим творчеством он может принести, находясь у «переднего края обороны». Уже в начале 1942 года Дмитрий Борисович вернулся в Москву, чтобы сражаться с врагами посредством искусства, то есть в своих произведениях, возвеличивая мужество и героизм, поднимать дух советского народа. Неоднократно посещая передовые позиции действующих войск, встречаясь в окопах с бойцами, героическими партизанами и даже с жителями блокадного Ленинграда, он стремился запечатлеть суровую правду того тяжёлого времени в своих творениях. Естественно, что первым откликом композитора на военные события стали песни. Затем Кабалевским было создано много других произведений, в которых он отразил тему страшной трагедии и отвагу защитников Родины. Среди них кантата «Родина великая», сюита «Народные мстители» и опера «В огне».

 

Великая Отечественная война завершилась Славной Победой, однако память о тех горестных временах тяжёлым грузом легла на людские души и сердца, а спустя годы волновала больше и больше. Дмитрий Борисович тоже в своём творчестве и в мирное время постоянно обращался к теме прошедшей войны. В 1960 году композитор попросил молодого, но уже хорошо зарекомендовавшего себя талантливыми стихами, поэта Роберта Рождественского сочинить многочастный стихотворный текст, отражающий тему великой трагедии и увековечивающий подвиг народа. Так появилась поэма «Реквием», которую в 1963 году Кабалевский преобразил в ораторию - величественное оркестрово-хоровое произведение.

 

Ноты «Реквиема» Кабалевского Роберт Рождественский 

Дмитрий Борисович Кабалевский  

 

Интересные факты

  • Реквием – это латинское слово, в переводе означающее покой, в нынешнее время имеет двойное значение. В первую очередь так называют заупокойную мессу, проводимую на латинском языке в католических храмах. Помимо траурного церковного ритуала этим термином сегодня именуют произведения скорбного характера, причисляющиеся к высокому жанру концертной духовной музыки. Такие сочинения, как правило, создаются на сюжеты из Библии, но иногда имеют и светскую текстовую основу.
  • Реквием как музыкальный жанр композиторами используется весьма редко. Самыми известными произведениями данной формы стали творения В.А. Моцарта, Дж. Верди, И. Брамса, А. Дворжака, Б. Бриттена.
  • Выдающийся советский и российский поэт Роберт Рождественский – автор поэмы «Реквием», к которой Дмитрий Борисович Кабалевский написал музыку, является ярким представителем поколения «шестидесятников». Роберт Иванович сочинил невероятное количество замечательных поэтических текстов, многие из которых легли в основу песен, получивших большую любовь и популярность. Среди них «Баллада о красках», «Город детства», «Мгновения», «Ноктюрн», «Огромное небо», «Песня о далёкой Родине», «Погоня», «Позвони мне, позвони», Сладка ягода», «Там, за облаками».
  • Кабалевский в нашей стране по достоинству оценивается не только как талантливый композитор, создавший множество замечательных произведений, но и выдающийся педагог - просветитель. В семидесятые годы, проанализировав насколько малоутешительная ситуация складывалась в школах с уроками по музыке, он написал учебную программу. Чтобы протестировать свой проект, Дмитрий Борисович пошёл работать в московскую школу № 209 простым учителем. Такой эксперимент длился восемь лет.
  • «Реквием», который в первые шесть лет после выхода из-под пера Кабалевского исполнялся около шестидесяти раз, был удостоен премии имени Глинки. Интересен тот факт, что сначала произведению намеревались дать Ленинскую премию, однако только за музыкальный материал. Композитор с таким решением был не согласен. Он снял вопрос с обсуждения, заявив, что музыка и текст являются единым целым.

 
 

 

Содержание «Реквиема» Кабалевского

«Реквием». Это монументальное оркестрово-хоровое произведение, созданное композитором Дмитрием Кабалевским и поэтом Робертом Рождественским, является настоящим музыкальным памятником тем, кто отдал свои жизни во время Великой Отечественной войны во имя счастья будущих поколений. Однако помимо увековечения памяти героев, защитивших мир от фашистской чумы, у данного грандиозного ораториального творения, наполненного душевным накалом и пронзительностью, есть ещё одно важное предназначение. Оно, проклиная войну, звучит как торжественный призыв и взволнованное напутствие потомкам: не только быть достойными подвигов героев, но всегда помнить, какой дорогой ценой достаётся мир, а также всем своим существованием стремиться к тому, чтобы у всех людей на Земле было светлое будущее.

«Реквием» Кабалевского - это сложное произведение для большого симфонического оркестра, солистов - вокалистов: меццо-сопрано и баритона, а также двух хоров: смешанного четырёхголосного и детского. Композиция включает в себя три части, которые в свою очередь подразделяются на одиннадцать разделов, имеющих программные заголовки.

Реквием начинается вступлением «Помните!», для которого композитор выбрал довольно мрачную тональность соль минор, четырёхдольный тактовый размер и темп Largo. Композицию открывает тихое звучание засурдиненных низких струнных, сразу на их фоне со словами «Помните!» на пианиссимо вступает хор. Далее звучание оркестра заметно усиливается - это инструментальная связка, после которой вступают солисты – вокалисты с чувственным призывом помнить об ужасах войны и о героях, отдавших свои жизни в жестокой войне.

Первый раздел - «Вечная слава». Исполняет смешанный хор, тактовый размер 3/4, темп Allegro maestoso. «Вечная слава героям!» - этот возглас, настойчиво звучащий у хора, мощными, но трагическими аккордами поддерживается оркестром. Далее солистка со скорбью спрашивает: «Зачем мёртвым слава?». Ей вторит женская группа хора. Ответ на этот вопрос будет дан во второй части раздела. Он является главной мыслью всего произведения и звучит так: «Это нужно не мертвым! Это надо - живым!». Смысл данных слов заключается в том, что люди во все времена должны помнить и прославлять имена тех, кто не жалел своих жизней, погибая на поле битвы во имя счастливого будущего.

Второй раздел – «Родина». Исполняется смешанным хором, начальная тональность ми-бемоль минор, размер - 3/2, темп – Lento.  Этот номер погружает в размышления о том, что Родина у человека одна и если на неё нагрянула беда, то каждый гражданин должен встать на защиту любимой и дорогой его сердцу Отчизны.

Третий раздел - «Я не умру». Исполнители: солист – баритон и смешанный хор. Начальная тональность ре минор, тактовый размер - 3/4, темп – Moderato assai. Часть начинается с тоскливых раздумий солдата, которые одолевают его накануне предстоящего боя. Боец размышляет о том, что жизнь прекрасна, но она может оборваться в любую минуту, а ведь прожито так мало. Эту печальную песню подхватывает и поддерживает хор. Впрочем, вскоре характер музыкального материала заметно преображается. Печальные интонации меняются на пафосно героические. Это перерождается душевное состояние бойца: Отчизне нужны его мужество и сила, а не слабость. Воин понимает, что должен выполнить свой долг перед Родиной и просит у сил судьбы быть стойким и гордым перед лицом смерти. При этом солдата не покидает надежда, что он всё же успеет допеть до конца песню своей жизни.

Четвёртый раздел - «Поступь дивизий». Исполняет смешанный хор. Первоначальная тональность си-бемоль минор, размер 4/4, темп - Marciale pesante е sostenuto. Эта полная драматического накала композиция звучит как мощный воинственный марш, ведь она отображает картину битвы и является кульминацией первой части. В данном эпизоде всё окрашено в багровые тона: знамя, звёзды и окровавленный закат. Далее ранее суровая и сосредоточенная музыка просветляется и, наполненная отчаянной решительностью, становится уместным фоном к словам, утверждающим идею победы: «Войну мы должны сокрушить!».

Пятый раздел – «Чёрный камень». Исполнители: смешанный хор. Начальная тональность ми минор, размер 4/4, темп - Andante molto sostenuto. Данный номер, открывающий вторую часть «Реквиема», пропитан скорбным настроением. Он начинается с коротких, прерываемых паузами, восьмых нот, весьма напоминающих капающие человеческие слёзы. В данном разделе повествуется о чёрных камнях, ставших молчаливыми надгробьями для безымянных солдат, которые погибнув на поле боя, спят вечным сном под нерукотворными могильными памятниками.

Шестой раздел – «Сердце матери». Исполнители: солистка – меццо-сопрано и смешанный хор. Тональность ля минор, тактовый размер 4/4, темп Largo. Данный номер является как бы продолжением печально-скорбного предыдущего номера, повествующего о могилах неизвестных солдат.  В этом эпизоде, созданном в виде народного плача – причитания, безутешная в своём бесконечном горе мать, потерявшая на войне сына, хочет найти дороженьку к его могиле, чтобы там оплакать дорогое дитя.

Седьмой раздел – «Грядущее». Исполнители: меццо-сопрано, баритон, хор. Тональный план, как и предыдущих частях «Реквиема» весьма разнообразен. Первоначальный тактовый размер 4/4, темп Marciale. Maestoso. Слишком много горя и страданий принесла война человечеству, заплатившему чрезмерно большую цену, чтобы на Земле вновь наступил мир. Миллионы жизней были отданы за светлое будущее, в котором не будет несчастий и бед, небо над головами людей ясным, а дети, храня славу своих отцов, всегда будут смеяться звонким смехом. Именно это является главной темой «Реквиема».

Восьмой раздел – «Наши дети». Исполняет детский хор, тональный план разнообразен, размер 3/4, темп - Andantino con moto. Данный полный оптимизма и солнечного света номер является кульминацией второй части «Реквиема». Жизнь идёт вперёд и дальнейшую эстафету принимает юное поколение. При этом дети дают торжественную клятву павшим героям, что дело своих отцов, отдавших жизни в борьбе с фашизмом во имя счастливого будущего, они доведут до конца.

Третья часть «Реквиема» открывается оркестровым вступлением, озаглавленным «Памяти павших». Музыка интерлюдии, в трёхдольном размере и темпе «Moderato. Maestoso», соответствует её названию. По характеру этот траурный хорал напоминает скорбную песню, которая обычно звучит во время похоронной процессии. Всё это подводит к тому, что на первый план произведения вновь выходят образы погибших воинов.

Девятый раздел – «Слушайте». В темпе «Non troppo allegro» смешанный хор исполняет самый трагический номер данного драматического произведения. Погибшие на полях сражений, обращаясь к живым, жалуются, что забыли, как шумят деревья, как пахнут цветы, как поют птицы, как плывут по небу облака.

Десятый раздел –«Вечная слава». В этом номере хор эмоционально славит героев, которые отдали свои жизни во имя живущих ныне и будущих поколений.

Одиннадцатый раздел – «Помните!» Здесь участвует полный состав заявленных участников: солисты, смешанный и детский хор. Сначала композиция строится на тематическом материале, который звучит во вступлении произведения, затем в неё кружевом вплетаются мотивы детской клятвы из восьмого раздела. Далее музыка, поддерживаемая призывами «Помните!», продолжает активно развиваться и подводит к потрясающей своим накалом кульминации, после которой происходит резкий динамический спад. Последние слова «Помните!» в заключении звучат на три пиано.

 

«Реквием». Это, наполненная патриотическим пафосом оратория, созданная Дмитрием Борисовичем Кабалевским, повествует о героях, отдавших свои жизни за светлое будущее грядущих поколений. Произведение призывает потомков помнить какую цену пришлось заплатить нашему народу за Победу над фашизмом и обязывает их с достоинством нести светлые идеалы добра и мира.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: