С. Танеев «Иоанн Дамаскин»
Это произведение на премьерном исполнении настолько растрогало сердца и души слушателей, что его тут же нарекли «Русским реквиемом». И действительно, «Иоанн Дамаскин» - кантата с лирико-философским содержанием стала первым творением двадцативосьмилетнего Сергея Танеева, в котором мастерство и талант музыканта проявились весьма убедительно. Одарённый воспитанник великого Чайковского сумел так искусно воплотить свои идеи и синтезировать в этом произведении строгость классики и лиризм романтизма, что в композиторском творчестве оно стало его первой вершиной.
История создания
В восьмидесятых годах позапрошлого столетия вся Москва с нетерпением ждала освящения величественного храма Христа Спасителя, история строительства которого растянулась на долгие семьдесят лет. Сергей Иванович также не хотел остаться в стороне от такого грандиозного события, задумав написать к знаменательному празднику своего рода «православную кантату». Он заказал поэту Якову Полонскому текст с обобщённо-философским содержанием, на основе православных церковных песнопений. К сожалению, по определённым обстоятельствам это произведение композитор так и не написал, но оно явилось предвестником другого сочинения, которое Танеев посвятил памяти безвременно ушедшего своего глубоко почитаемого педагога Николая Григорьевича Рубинштейна.
Через год после смерти выдающегося музыканта, Танеев принял участие в поминальном концерте, где был одним из исполнителей трио, написанного Чайковским и посвященного Н. Рубинштейну - своеобразную камерно-инструментальную заупокойную мессу, названную композитором «Памяти великого артиста». Это произведение и подхлестнуло Сергея Ивановича в память о его любимом учителе создать свой реквием. Однако теперь для своей кантаты композитор решил взять отрывок поэмы Алексея Толстого «Иоанн Дамаскин». Сочинение произведения длилось довольно долго, так как тщательная проработка музыкальных тем кантаты заняла у Танеева много времени. Партитура была завершена в начале 1884 года, а премьерное исполнение «Иоанна Дамаскина» состоялось в зале Дворянского собрания от Императорского русского музыкального общества, московским отделением которого до своей кончины руководил Рубинштейн. Петербургская публика услышала кантату Танеева лишь спустя три года.
Интересные факты
- До того как Танеев написал кантату «Иоанн Домаскина», он уже был автором достаточного количества разнообразных музыкальных сочинений. Однако требовательный к себе композитор только это произведение пронумеровал как opus №1.
- Невероятно взыскательный к себе Танеев при сочинении многих своих произведений относился к ним как к технологическим заданиям, то есть они являлись как бы очередным этапом на пути к желаемому результату, поэтому многие свои творения он не считал нужным издавать. Кантата «Иоанн Дамаскин» - это первое произведение композитора, которое было напечатано в издательстве.
- Критики очень часто неодобрительно высказывались о творчестве Танеева, упрекая его в заумности и даже отсутствие таланта. Однако «Иоанн Дамаскин» заставил многих недоброжелателей по-иному взглянуть на композиторский дар Сергея Ивановича. После премьерного успеха произведения стали отмечаться достойные уважения познания и умение автора. А умение в построении полифонической фактуры сравнивалось с самим Бахом.
- Большая вероятность того, что Пётр Ильич Чайковский, спустя десять лет использовал распев «Со святыми упокой» в своей гениальной «Патетической симфонии» как жестокого символа смерти под воздействием кантаты Танеева. Цитата звучит совсем по иному, но очень напоминает о « Иоанне Дамаскине».
- Кантату Сергея Танеева «Иоанн Дамаскин» заслуженно именуют «Русским реквиемом». Реквием это траурная месса, исполняемая в католическом богослужении в память об усопшем.
- Иоанн Дамаскин - праведник христианской православной церкви, причислен к лику святых. Легендарный поэт-богослов, чьи каноны, являясь замечательными поэтичными произведениями, и в нынешнее время применяются в церковном богослужении православных.
- Согласно древней легенде ярый иконоборец император Византии Лев Исавр, воспылавший ненавистью к Иоанну Дамаскину, защищавшему святые образа, оклеветал его в глазах могущественного правителя Омейядского халифата: якобы праведник предлагал ему помощь в захвате власти в Сирии. Рассвирепевший повелитель приказал отрубить святому отцу кисть на правой руке. Затворившись и приложив кисть к руке, Иоанн стал просить Богородицу, молясь перед её образом о своём исцелении. Проснувшись наутро, он ощутил, что кисть дивным образом приросла. В благодарность богослов наложил на нижнюю часть иконы контур руки, вылитый из серебра. Так появилась чудотворная икона, которую стали именовать «Троеручица».
Содержание
При выборе литературной основы для своей кантаты Танеев остановил своё внимание на поэме графа Алексея Толстого «Иоанн Дамаскин». Это сочинение хоть и повествует о жизни святого отца - автора духовных гимнов, но по своей сути является подлинно романтическим произведением, которое отличает благородство и простота изложения. Сергей Иванович взял из поэмы Толстого лишь один небольшой отрывок, который наиболее подходил под замысел композитора, а именно пятую строфу восьмой главы. Эта часть произведения рассказывает о пребывании Иоанна в монастырской обители. Новоначальному монаху было запрещено без особого разрешения заниматься сочинительством, и Иоанн этому беспрекословно повиновался. Но как-то в один из дней в монастырской обители скончался монах. Брат умершего, тоже живший в монастыре, упросил инока Иоанна придумать сладкозвучный тропарь по-усопшему. Иоанн не смог отказать безутешному родственнику покойного и выполнил его просьбу, за что был наказан, хотя вскоре и прощён.
Содержание этой части поэмы как нельзя лучше подходило под то задуманное, что композитор хотел отразить в своей кантате - это заупокойное песнопение, в котором автор размышлял о том, что будет после жизни: страшился нового мира и надеялся на прощение за грехи. Именно стихи из отрывка поэмы Алексея Толстого, по мнению Танеева, как нельзя лучше подходили к печальному событию, по поводу которого композитор задумал написать это произведение.
Кантата начинается с небольшого оркестрового вступления. В нём Танеев для придания произведению угрюмого, похоронного характера посчитал важным использование звучания очень известного церковного распева «Со Святыми упокой», который и на протяжении всего произведения играет весьма значимую роль, проникая в композицию кантаты в первой и заключительной части. Поначалу тема в виде скорбного хорала, отображающего помертвение, проходит у деревянных духовых и струнных и инструментов. Затем на фоне выдержанных звуков фаготов и валторн она звучит в октаву у струнных, а далее обвиваясь рельефными подголосками, напоминающие горестные стенания, постепенно затихает.
Вступление альтовых голосов хора, которые под аккомпанемент колышущего триольного звучания струнных инструментов поют «Иду в неведомый мне путь», возвещает о начале первой части кантаты. Эта тема фуги существенно отличается от хоральной темы вступления: она более ритмически свободна и подвижна, её мелодическая линия изобилует широкими интервальными скачками. Вслед за альтами, на поле полифонической фактуры вступают сопрано, потом басы, а за ними тенора. Далее, как в проведениях темы у хора, так и в инструментальном сопровождении ощущается усиленное динамическое развитие. Звучание оркестра поднимается выше, а иногда дублируя хоровые партии, выполняет не только аккомпанирующую, но и солирующую роль.
Следующую тему, выступающую в роли интермедии и начинающуюся словами «Мой взор угас, остыла грудь», композитор отделил от главной темы небольшим инструментальным фрагментом величественного характера. Сама же тема среднего раздела своими интонациями плача подчёркивает трагическое настроение.
Вторая часть, начинающаяся словами «Но вечным сном пока я сплю», отличается от первой аккордовой фактурой и светлым, возвышенным характером. Она включает в себя два раздела. Первый начинается без инструментального сопровождения, а во втором разделе вступает оркестр и всё изменяется: оживляется темп, и динамика становиться более мощной. Нарастает напряжение, которое подводит к мощной кульминации, наступающей в третьей финальной части – потрясающей своей монументальностью фугой. Заканчивается кантата очень тихо и спокойно.
В русской музыкальной культуре кантата «Иоанн Дамаскин» находится на особом месте, так как никто из отечественных композиторов кроме Танеева не уделял хоровым произведениям, а именно кантатам, в своём творчестве так много внимания. Данное сочинение выдающегося маэстро стало не только пробным камнем его тщательных изысканий, но и произведением, положившим начало развитию в русской музыке светского варианта этого жанра.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Кантатf «Иоанн Дамаскин»