Оперы Верди

 

Если попросить прохожего в любой стране мира напеть что-то из оперы, большинство вспомнит «Libiamo…», «Сердце красавицы…» или «Va, penciero…». Оперы Джузеппе Верди настолько проникли в жизнь даже самых далеких от музыки людей, что кажется, будто они были всегда. Действительно, искусство невозможно представить без этих мелодий. Более того, без Верди не было бы последующих поколений композиторов, творчество которых пошло по пути, созданному его талантом.

Историю создания опер Джузеппе Верди, а также содержание и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

 

 

 

Оперное творчество Верди

Верди начал писать оперы в эпоху заката эры бельканто - Россини отошел от сочинительства, Беллини скончался, в творческой силе был только Доницетти. В отличие от этих великих композиторов, начинавших карьеру в театрах поменьше, Джузеппе получил первый заказ сразу из главного европейского оперного дома.

Судьба вела его к славе с самых юных лет и, кажется, давала всегда немного больше, чем другим – ему было всего 10, когда на музыкально одаренного ребенка обратил внимание Антонио Барецци, обеспеченный житель Бусетто и член его Филармонического общества. Благодаря своему патрону сын трактирщика окончил гимназию и начал брать уроки у лучших педагогов. Официальное образование Верди так и не получил – в миланскую консерваторию его не приняли, других попыток он не делал. Несмотря на это, спустя несколько лет 25-летний композитор выпускает свою дебютную оперу сразу на сцене Ла Скала. «Оберто, граф ди Сан-Бонифачо» продемонстрировал силу, энергию и драматическое дарование, присущее Верди уже на старте карьеры.

 

 

Популярные оперы Верди

«Травиата»

Самая популярная, самая известная, главная опера мирового репертуара – любая превосходная степень в отношении этого произведения будет уместной. История любви куртизанки к молодому аристократу, бескорыстного самопожертвования, увенчанная трагическим финалом. Кажется, у этой женщины было много имен – Виолетта Валери (героиня оперы), Маргарита Дюваль (героиня романа «Дама с камелиями»), Мари Дюплесси (куртизанка и реальная возлюбленная Дюма-сына). Но этот ряд неполон без имени Джузеппины Стреппони – второй супруги Верди. Они познакомились при постановке его первой оперы. Джузеппина прежде никогда не была замужем, родила детей от разных мужчин и вынужденно отдала их на воспитание в приемные семьи. Отношения певицы и композитора начались в Париже – единственном городе, где они могли быть вместе, не опасаясь порицания.

Верди опера «Травиата»

В патриархальной Италии Джузеппина была почти затворницей – именно для того, чтобы жить с любимой женщиной, Верди купил огромной поместье и стал домоседом, занимаясь виноделием и выращивая овощи. Но даже в редкие дни визитов в город Джузеппина слышала осуждающий шепот за спиной. 12 лет прошло, пока в Женеве она не стала синьорой Верди. Но именно для своей Пеппины Джузеппе написал самую прекрасную в мире оперу о любви, показав великодушие, искренность и благородство, живущее в сердце той, кого общество заклеймило «падшей».

 

«Риголетто»

Семнадцатая опера композитора и первая, которая никогда не нуждалась в возобновлениях – со дня премьеры она вошла в репертуар главных мировых оперных домов и не покидает его по сей день.

Сложно представить, как этот хит мог однажды стать причиной скандала, но сюжет, выбранный Верди для новой работы, возбудил театральный менеджмент и вызвал неодобрение цензоров. Пьеса В. Гюго «Король забавляется», послужившая источником для либретто, была запрещена после первого же парижского представления 1832 года и не ставилась ни разу в последующие 50 лет! В декабре 1850, за несколько недель до премьеры «Риголетто» австрийский наместник в Венеции отменил спектакль, сочтя его безнравственным и непристойным.

Верди опера «Риголетто»

Такое серьезное неприятие со стороны властей было спровоцировано образами двух главных героев драмы. Герцог Мантуи показан человеком, начисто лишенным совести и ведомым лишь сексуальными инстинктами. Между тем его шут – низменное создание, отвратительное и уродливое – проявляет сложные и отчасти благородные чувства. Таким образом, произведение оппонировало негласным предрассудкам того времени, согласно которым знатные люди являли собой пример возвышенных мыслей, красивых поступков и неколебимых принципов.

Никогда прежде Верди не ставил музыку в услужение действию так безжалостно, как в «Риголетто», где формальные структуры итальянской оперы начала 19 века растворяются, чтобы создать развивающийся музыкальный каркас, ежемоментно отвечающий потребностям драмы. При этом добавив серию незабываемых сцен и группу персонажей со сложными связями и выраженными индивидуальными музыкальными характерами. «Риголетто» - яркий пример ранней зрелости композитора, опера, в которой невинность противопоставляется цинизму, любовь вступает в конфликт с неумолимым духом мести, сосредоточенным на противоречивой фигуре шута.

 

 

«Аида»

К открытию Каирского оперного театра Хедив Египта заказал произведение на египетский сюжет. Верди весьма быстро написал большую оперу – яркое зрелище с массой задействованных участников, разыгранное в экзотических декорациях. При этом грандиозная форма не затмевает интимный характер личной драмы, которая находится в центре сюжета. Любовь эфиопской рабыни, вынужденной скрывать свое царское происхождение, и капитана египетской гвардии находится в конфликте с патриотическим долгом и людьми, наделенными властью. «Аида» суммировала все достижения Верди до этого момента и, казалось, маэстро написал оперу, которой можно завершать карьеру. Действительно, его следующая работа вышла только 16 лет спустя.

Верди опера «Аида»

 

«Набукко»

«Набукко» стал поворотным пунктом в карьере Верди и ознаменовал новую эпоху во всей итальянской опере. После провала оперы «Король на день», которая совпала с потерей первой супруги и двоих маленьких детей, композитор был почти сломлен. Единственное, что могло еще вселить надежду в собственные силы – первая опера, «Оберто», не была забыта и ставилась в итальянских театрах. В этот момент, случайно, Верди получает готовое либретто – оно предназначалось для композитора Отто Николаи, но не заинтересовало последнего. Библейский сюжет о том, как евреи томились в плену вавилонского царя Навуходонасора, а затем были освобождены, когда царь обратился в христианство. Эта тема совпала с устремлением итальянского народа, жаждавшего избавиться от иностранной оккупации. Верди удалось создать проникновенное и мощное произведение. В первый же год в Ла Скала было дано 67 спектаклей, а в течение следующих 6 лет «Набукко» был поставлен в большинстве ведущих оперных театров мира. Третья опера принесла Верди международное признание.

Верди опера «Набукко»

 

 

«Трубадур»

Сюжет «Трубадура» по оперному гиперболизирован и во все времена вызвал иронию скептиков. Несмотря на это, Верди облек этот образец романтизма в яростную и страстную музыку, которая несет сюжет с момента лирического начала до трагической развязки. Герой – цыган, влюбленный в знатную даму, его противником является жестокий и высокомерный дворянин, по иронии судьбы являющийся его братом. Движущую силу сюжету дает также обуянная жаждой мести старая цыганка Азучена, образ которой Верди очень любил. «Трубадур» - одно из мрачнейших произведений маэстро, в котором обнажаются самые негативные стороны человеческой натуры.

Верди опера «Трубадур»

 

«Бал-маскарад»

16 марта 1792 года шведский король Густав III был смертельно ранен на балу армейским офицером – участником аристократического заговора. Облечь историческую драму в театральные средства первым попробовали драматург Э. Скриб и композитор Д.Обер в 1833 году. Через 10 лет оперу на этот сюжет создал С. Меркаданте. Верди, несомненно, знал об этих работах. Написать либретто оперы для неаполитанского Сан-Карло он предложил Антонио Сомме, который будучи отличным драматургом, не очень уверенно владел искусством либреттиста. В результате текст во многом опирается на первоисточник Скриба. Как и следовала ожидать, тема оказалась слишком сложной для неаполитанской цензуры, и после неоднократных изменений в логике сюжета стали образовываться заметные упущения. Отказавшись сотрудничать с Неаполем, Верди попытался продать оперу в Рим. Но и там, в городе, где пьесу Скриба играли в драматических театрах, оперу не допустили без редактуры. В итоге местом действия был выбран политически безопасный Бостон, а блестящего короля сменил заурядный губернатор. Только в 20 веке театры стали обращаться к первоначальному варианту сюжета.

Верди опера «Бал-маскарад»

 

 

«Отелло»

Сюжет трагедии Шекспира стоит на трех китах – любви, зависти и ревности. Близкий друг оказался вдруг самым заклятым врагом. Но для появления оперы «Отелло» на свет произошло все ровно наоборот – враг стал другом и преданным соавтором. Арриго Бойто был одним из самых талантливых итальянских либреттистов и композиторов. В 1863 году он выступил с обличительной речью против современного состояния итальянского искусства и, в частности, против Верди, его ведущего музыкального представителя. Верди очень этим оскорбился и в течение многих лет цитировал этот текст всякий раз, когда всплывало имя Бойто. Потребовалось немало времени, чтобы творцы урегулировали взаимные претензии и приступили к обсуждению «Отелло». Мудрый маэстро проверил таланты соавтора сперва на переделке «Симона Бокканегры». Посчитав работу успешной, он доверился Арриго полностью и не зря – имея не только литературный, но и композиторский опыт, Бойто прекрасно чувствовал жанр и как никто понимал маэстро. «Отелло» поднял язык итальянской оперы 19 века до шекспировского уровня богатства и сложности и является величайшим оперным шедевром всех времен и народов.

Верди опера «Отелло»

 

Интересные факты

  • Второе столетие Верди остается самым популярным оперным композитором. За последние 15 лет его произведения исполнялись более 40 000 раз, заметно опередив ближайших преследователей в лице Моцарта и Пуччини.
  • Сколько опер написал маэстро? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Если считать полностью оригинальные работы – то 26. Если расценивать «Иерусалим» (по мотивам «Ломбардцев в первом крестовом походе») и «Арольдо» (по мотивам «Стифелио») как отдельные оперы, то – 28.
  • Премьеры большинства работ маэстро состоялись в Италии. Исключения составили: «Разбойники», написанные специально для Лондона, «Иерусалим», «Сицилийская вечерня» и «Дон Карлос», которые заказала Парижская опера, «Сила судьбы», написанная для Санкт-Петербурга, «Аида», созданная для Карской оперы.
  • Когда король Умберто I предложил Верди за заслуги перед отечеством титул маркиза, тот отказался, заметив: «Я – крестьянин».
  • Верди не любил сорить деньгами. Когда он продавал жителям окрестных мест свое вино, то просил их возвращать ему пустые бутылки.
  • Ноты арии «La donna è mobile» («Сердце красавицы…») Верди передал тенору и оркестру в последний момент, заручившись клятвой, что никто из них не будет напевать эту мелодию за пределами театра. Маэстро понимал, что иначе эту легко запоминающуюся песню еще до премьеры оперы будет петь весь город.
  • Когда у Верди спрашивали почтовый адрес, он диктовал: «Италия. Маэстро Верди»

 

В 19 веке мир изменился до неузнаваемости - изобрели фотографию и велосипед, метрополитен и телефон, автомобиль и посудомоечную машину… Тем удивительнее в эпоху перемен 55-летнее постоянство, с которым мировые театральные сцены неизменно возглавлял Джузеппе Верди - мальчик из деревни, ставший главным оперным гением в истории.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: