Пласидо Доминго

 

Пласидо ДомингоТенор и баритон, дирижер и пианист, рекордсмен по длительности певческой карьеры – Пласидо Доминго. Уже более полувека он с неизменным успехом выходит на лучшие сцены мира. Удача никогда не отворачивалась от него, сделав, пожалуй, самым знаменитым оперным певцом своего времени.

Краткую биографию Пласидо Доминго и множество интересных фактов о певце читайте на нашей странице.

 

 

 

 

Краткая биография

Говорят, что на детях талантливых родителей природа отдыхает. Но в случае с Пласидо Доминго это совсем не так. Он превзошел всех своих учителей, включая собственных родителей.

Отец певца, полный тезка, вместе с супругой, Пепитой Эмбиль, были артистами сарсуэлы – испанского театрального жара, родственника оперетты и мюзикла. После переезда в Мексику в 1949 году они даже основали собственную труппу. Их сыну в тот момент было 8, он появился на свет 21 января 1941 года в Мадриде.

Мадрид, место рождения Пласидо Доминго

На другом континенте Пласидо остался истинным испанским мальчишкой – с мечтами о корриде и футболе. Однако вскоре после приезда в Мексику он выиграл певческий конкурс, и родители начали занимать его в детских ролях своих спектаклей. Как ни странно, но учиться талантливый юноша начал не вокалу, а игре на фортепиано – как в частном порядке, так и впоследствии в консерватории. Среди прочих дисциплин он изучал и пение.

В шестнадцать лет Пласидо начал принимать участие в концертах своей матери, аккомпанируя ей на фортепиано, а также выступать как баритон в постановках родительской труппы. Но уже на следующий год его пригласили в спектакль другой театральной кампании, вместо внезапно заболевшего… тенора. Пласидо сомневался в своих возможностях – он не пел еще в такой высокой тесситуре, но все-таки на сцену вышел. С этого момента он начал исполнять партии обоих мужских голосов.

Пласидо Доминго в юности

На прослушивание в Национальную оперу Мексики Доминго пришел как баритон, а поступил в театр как тенор. Начало было совершенно заурядным – он исполнял партии компримарио, у нас их называют «моржовыми» - крошечные эпизоды в опере длиной в несколько фраз. Уже тогда Пласидо проявил свою экстраординарную работоспособность: параллельно с занятостью в опере, он подыгрывал на фортепиано артистам балета, сотрудничал с телевидением, исполнял небольшие роли в драматических постановках и делал аранжировки песен популярной рок-группы.

Доминго было всего 20, когда он дебютировал дома в главной роли – это был Альфредо в «Травиате» на сцене театра в Монтеррее, а чуть позже – за границей, в Далласе, с партией Артуро из «Лючии ди Ламмермур».

 
 

 

Личная жизнь

Со своей нынешней супругой Мартой, Пласидо познакомился еще в стенах консерватории, ему было 21, когда они поженились. Однако это был уже его второй семейный опыт. Впервые он вступил в брак в 16 лет, через год случились рождение ребенка и… развод.

Марта Орнелас была подающей надежды вокалисткой и даже выиграла звание «Певица года» в Мексике. Но уже во время первой беременности, словно предвидя оглушительную карьеру мужа, Марта предпочла уйти в тень и заниматься семьей. У пары родилось двое сыновей, один из которых, тезка отца, также сделал музыкальную карьеру.

Марта Орнелас и Пласидо Доминго

 

Расцвет

Вместе с Мартой Доминго отправился по приглашению Израильской национальной оперы в Тель-Авив, где успешно проработал несколько лет, выйдя на сцену почти три сотни раз, в том числе вместе с супругой. Затем его ждала Нью-Йоркская опера, а уже через три года - Метрополитен опера, главный театр Америки. К своему дебюту в партии Калафа в «Турандот» Пласидо готовился очень тщательно. Когда после одной из репетиций он вернулся домой, ему позвонил главный администратор театра и сообщил, что через два часа он должен выходить на сцену, заменяя в партии Маурицио из «Адрианы Лекуврёр» самого Франко Корелли в партнерстве с Ренатой Тебальди! Несмотря на то, что публика шла слушать Корелли, а не малоизвестного тенора, об успехе этого спектакля говорит последующая история отношений певца и театра: Пласидо открывал сезон более 20 раз, побив рекорд самого Карузо. Метрополитен опера получил свою новую главную звезду. Причем в отличие от того же Корелли или Дель Монако, которые были великими – но итальянскими, европейскими певцами, Доминго был почти американцем.

Метрополитен опера

Предложения посыпались как из рога изобилия – Венская опера, Опера Сан-Франциско, Ковент-Гарден. В 1969 году певец-дебютант открывал сезон в Ла-Скала! То есть делал то, к чему стремятся все оперные певцы мира, поскольку 7 декабря Ла Скала дает спектакли только с участием артистов первой величины. Несмотря на то, что Доминго имел уже опыт выступлений на именитых площадках, в Ла Скала и у него была внутренняя дрожь – эта сцена видела, без преувеличения, всех великих вокалистов нескольких столетий. Однако и здесь он получил заслуженный успех, выйдя за последующие 50 лет на прославленные подмостки более 135 раз.

 

К середине 70-х не было ни одного большого оперного дома или серьезного фестиваля, где имя Доминго не блистало бы на афишах в компании лучших певцов современности. Брутальный и харизматичный, с мощным, подвижным лирико-драматическим тенором он был образцом для подражания, зависти и любви. Каварадосси и Отелло стали его коронными партиями. Даже Лоуренс Оливье сказал, что Доминго в роли Отелло также хорош, как он сам – можно ли желать иной похвалы от одного из лучших актеров мира.

Доминго в опере «Отелло» 

Зрелость

С 1973 года Доминго начинает дирижировать оперой. С 80-х певец выступает в жанре кросс-овер, исполняет популярные и народные песни, выступает на телевидении. В 1982 году состоялся его первый полноценный кинематографический опыт в фильме Ф. Дзифферелли «Травиата», где они с Терезой Стратас создали великолепную пару страстных и несчастливых возлюбленных. В 1984 году была снята чувственная «Кармен», в 1986 – «Отелло».

Когда карьера певца перешагнула третий десяток лет, он стал постепенно отказываться от партий, составивших его славу – Каварадосси, Хозе, Альфред или Гофман стали достоянием истории. Доминго понимал, что с прежним интересом, энтузиазмом и качеством ему этот материал уже не спеть. Однако для крепкого, «темнеющего» с возрастом голоса открылись богатые возможности героев Вагнера: надолго в репертуар тенора вошли Лоэнгрин, Зигмунд и Парсифаль. Святая святых вагнеровского мира, Байройтский фестиваль, как правило, предпочитающий немецких исполнителей, не раз приглашал великого испанца своим хэдлайнером, в том числе и в качестве дирижера.

В 1990 году в финале чемпионата мира по футболу состоялось выступление Доминго, Лучано Паваротти и Хосе Коррераса. Концерт благодаря телетрансляции и выходу диска стал настолько популярен, что выступления «Трех теноров» повторялись на трех последующих чемпионатах мира и в рамках отдельного концертного тура.

Три тенора

90-е стали эпохой перемен и новых открытий. Доминго вновь после долгого перерыва обращается к музыке Моцарта, исполняет партию Германа в «Пиковой даме» на русском языке. Композиторы начали писать для него новые оперы, маэстро выпустил несколько мировых премьер.

С 2003 года Доминго стал генеральным директором сразу двух американских театров – Национальной оперы Вашингтона и Оперы Лос-Анджелеса. В последней он работает по сей день.

Доминго много уделяет внимания и молодым талантам. Для них он в 1993 году создал и принимает активное участие в конкурсе «Опералия», проходящем ежегодно в разных станах мира. За это время победителями и призерами конкурса стали такие ныне известные певцы, как Джойс ди Донато, Нина Штемме, Хозе Кура, Роландо Виллазон и другие.

 

С 2009 года Пласидо начинает осваивать баритональный репертуар. Его дебют состоялся в Берлинской опере в партии Симона Бокканегры. Певец признавался, что всегда мечтал о роли Симона, Верди считал эту оперу лучшей своей работой. И вновь, как в начале своей карьеры, несколько лет маэстро исполнял партии и как тенор, и как баритон.

В 2010 году итальянское телевидение провело прямую трансляцию оперы «Риголетто в Мантуе». Действие разыгрывалось в реальных интерьерах, артисты пели вживую. А неукротимый Пласидо смело вышел в таком сложном проекте в партии Риголетто - в живой эфир, без права на ошибку.

Доминго никогда не забывал о родном искусстве. Он регулярно включает в концерты арии из известных сарсуэл, выпустил несколько дисков с записями песен на испанском языке.

С 1974 года частым гостем певец является и в России, привозя концерты, выступая в спектаклях и дирижируя. В сезоне 2018/2019 78-летний Доминго поет 6 разных партий в 9 театрах, не считая концертов.

 

Пласидо Доминго краткая биография Пласидо Доминго биография

Пласидо Доминго Доминго

 

Интересные факты и цитаты

  • Диск 1990 года «Три тенора» стал самым продаваемым альбомом классической музыки в истории.
  • О своем дебюте в Метрополитен опера: «Не так страшно было внезапно дебютировать, как выйти на сцену вместо Франко Корелли»
  • В венской постановке «Тоски» Доминго пел Каварадосси, его партнершей в заглавной партии была Галина Вишневская. Советская дива настояла на том, что оденет на спектакль исключительно собственный парик, а не тот, что предлагал ей театр. В сцене убийства Скарпии Галина Павловна наклонилась над свечой и парик, не обработанный средствами защиты, загорелся. Умирающему Скарпии ничего не оставалось, как ожить и начать срывать парик с головы партнерши, которая какое-то время не понимала, что происходит. Доминго наблюдал эту сцену из-за кулис и готов был в любой момент броситься на выручку коллегам.

Доминго в роли Каварадосси

  • О будущем оперного жанра: «Пока существует хоть капля романтики, не стоит переживать за будущее оперы»
  • Пласидо Доминго – болельщик футбольного клуба «Реал Мадрид», «Формулы-1» и большого тенниса.
  • О любимой опере: «Больше всего я люблю ту оперу, которую пою сегодня».
  • Пласидо владеет мексиканскими ресторанами «Пампано» в Нью-Йорке, Мехико и Акапулько.
  • Доминго собирался баллотироваться на пост мэра Мадрида.
  • Дебют Пласидо в Италии состоялся в 1967 году на сцене Арена ди Верона – старейшей оперной площадке в мире.
  • Девиз певца «Когда отдыхаю – ржавею».
  • Доминго, будучи директором Национальной оперы Вашингтона, одним из первых пригласил на иностранную сцену петь Анну Нетребко в 1999 году.
  • В «Доне Карлосе», «Эрнани», «Луизе Миллер», «Риголетто», «Симоне Бокканегре», «Травиате», «Макбете», «Джанни Скикки» и «Трубадуре» Доминго выходил как в теноровых, так и в баритоновых партиях.
  • Певец – обладатель 9 премий Грэмми.

Автограф Пласидо Доминго

  • Доминго имеет жилье в Мадриде и Нью-Йорке, но домом считает поместье в Акапулько, где он может по-настоящему отдохнуть.
  • В 1985 году в Мехико случилось землетрясение, в котором погибли близкие родственники певца. Доминго лично поехал участвовать в спасательной операции, а затем дал несколько благотворительных концертов, перечислив средства в фонд помощи пострадавшим. В знак благодарности жителей Мехико в 2007 году была установлена скульптура маэстро, выплавленная из ключей домов, разрушенных стихией.
  • О сцене: «Сцена – мой наркотик, смогу ли когда-нибудь от него отказаться?»

 

 

Фильмография Пласидо Доминго

Кто как не Пласидо Доминго в годы его расцвета был достоин сниматься в кино – фактурный, притягательный и достоверный. В 70-е вышли известные телефильмы:

Фильмография Пласидо Доминго

  • 1975 – Баттерфляй, режиссер Ж.-П. Поннель, Мадам Баттерфляй – Мирелла Френи;
  • 1976 – Тоска, режиссер Д. де Бозио, Тоска – Р. Кабаиванска.

80-е – время потрясающих теле- и кинокартин:

  • 1982 – Травиата, режиссер Ф. Дзеффирелли, Виолетта – Тереза Стратас. Фильм имеет две номинации на премию Оскар;
  • 1982 – Паяцы, режиссер Ф. Дзеффирелли, Недда – Тереза Стратас;
  • 1982 – Сельская честь, режиссер Ф. Дзеффирелли, Сантуцца – Елена Образцова;
  • 1984 – Кармен, режиссер Ф. Роси, Кармен – Хулия Мигенес. Обладатель 7 премий «Давид ди Донателло»;
  • 1986 – Отелло, режиссер Ф. Дзеффирелли, Дездемона – Катя Риччиарелли. Номинант на премию Оскар.

В 1992 году А. Андерманном был снят фильм «Тоска» в исторических местах Рима, где разворачивается действие оперы. Партнерами Доминго выступили К. Мальфитано (Тоска) и Р. Раймонди (Скарпиа). Поскольку сроки съемок были очень сжатыми, артисты почти не спали двое суток подряд.

 

Он имеет государственные награды нескольких стран мира, в его честь открывают памятники и называют самолеты, его с успехом и теплом принимают зрители всех континентов в академических залах и на площадях. Творческая сила Пласидо Доминго, как и его слава, не меркнут с возрастом. История оперы не знает второго такого артиста, покорившего весь мир, но оставшегося верным свои корням.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Пласидо Доминго