Имре Кальман оперетта «Баядера»

 

Оперетта. Существует мнение, что данный яркий музыкально-театральный жанр является легковесным. Впрочем, с таким определением трудно согласиться, ведь в этом виде искусства в единое целое слились сценическое действие, музыка и хореография, а всё это требует от артистов большого мастерства. Выдающихся композиторов, подаривших миру прекрасные музыкальные комедии, довольно много, но среди них особого почитания заслуживают такие корифеи, как Иоганн Штраус, Франц Легар и конечно же Имре Кальман, которому даже присвоили неофициальный титул «короля оперетты». Именно этот композитор обогатил популярный жанр такими шедеврами, как «Сильва», «Марица» и «Баядера», также известной под названием «Восточная сказка».

Краткое содержание оперетты Имре Кальмана «Баядера» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

 

 

 

Действующие лица

Голос

Описание

Раджами лирический тенор принц из Лахора
Одетта Даримонд сопрано артистка варьете, исполняющая роль Баядеры
Луи-Филипп ля Туретт баритон владелец шоколадной фабрики
Мариэтта сопрано жена Луи-Филиппа ля Туретт
Наполеон Сен Клош тенор молодой парижанин
Умфир   секретарь Раджами

 

 

 

 

Краткое содержание оперетты «Баядера»

Лагорский принц Раджами живёт в Париже, выполняя дипломатическую миссию. Он часто посещает варьете, так как влюблён в артистку Одетту Даримонд, которая в спектакле «Баядера» исполняет главную роль. Молодой человек мечтает познакомиться с талантливой красавицей, однако это довольно непросто. Девушка не похожа на других примадонн: она весьма застенчива и на контакт с поклонниками не идёт. Раджами только в своём воображении рисует романтические отношения со своей возлюбленной. В свою очередь импресарио Пимпринетти, затаив дыхание, внимательно прислушивается к реакции публики в зрительном зале. Вскоре холл заполняют восторженные зрители, которые делятся своими впечатлениями и благодарят импресарио за чудесный спектакль. Среди публики важно выделить шоколадного магната Филиппа ля Туретта с супругой Мариэттой, секретаря принца Раджами по имени Умфит и молодого парижанина Сен-Клоша, влюблённого в жену фабриканта. Ля Туретт пошёл подкрепиться в буфет, а Сен-Клош, воспользовавшись ситуацией, в очередной раз пытается даме сердца поведать о своей любви. Впрочем, его усилия напрасны: Мариэтта очень любит своего мужа, а потому к чувствам поклонника она равнодушна.

Вскоре в фойе театра появляется Раджами. Принц не пропускает ни одного спектакля артистки, а в этот раз скромно обращается к импресарио с просьбой: деликатно познакомить его с талантливой примадонной. Пимпринетти сразу пояснил, что Одетта не похожа на других актрис: она очень скромна и замкнута, а потому сделать это весьма непросто. Тем не менее импресарио это удаётся. Он уговаривает Одетту в антракте выйти к восторженной публике. Среди зрителей, готовых выразить своё восхищение талантом актрисы, Раджами был одним из первых. Обрадованный тем, что ему посчастливилось познакомиться с Одеттой, принц приглашает всех присутствующих на встрече актёров и зрителей на приём в посольство.

Далее действие спектакля продолжается в посольском доме-особняке. Звучит услаждающая музыка. Присутствующие на приёме люди приятно общаются между собой. Так Филипп ля Туретт, устанавливая полезные контакты, обговаривает с Умфиром свою поездку и условия реализации шоколадной продукции в его стране. Услышав об этой договорённости, Мариэтта очень расстраивается из-за отъезда любимого мужа. Её успокаивает Сен-Клош. Он обещает, что готов выполнить любое желание женщины своей мечты.

Вскоре появляется Одетта вместе с Раджами. Принц признаётся актрисе в любви и как выясняется их чувства взаимны. Окрылённый таким романтическим объяснением, молодой человек делает Одетте предложение и счастливый выходит, чтобы сделать кое-какие распоряжения насчёт предстоящей помолвки. Как только он удаляется, к девушке подходит Умфит и ставит её в известность, что по законам страны принц не может жениться на чужеземке - это его погубит. Родина от него отречётся, имя покроется позором, то есть Раджами лишится всего, что ему дорого. Услышав, какие несчастья ждут любимого, Одетта, после публичного объявления о помолвке и восторженных поздравлений присутствующих, сообщает всем, что обручение – это лишь весёлый спектакль для того, чтобы развлечь гостей. Слова любимой девушки до такой степени сразили Раджами, что он был шокирован и обескуражен.

Прошло время. В бар одного из вокзалов Парижа заходит Пимпринетти. Он собрался покинуть столицу, так как разорён. После скандального обручения Одетта перестала выступать, а публика на другую исполнительницу не идёт. Обо всех своих несчастьях он рассказывает Мариэтте, приехавшей на вокзал, чтобы встретить супруга, который возвращается из путешествия в дальнюю страну. В разговоре Мариэтта поведала импресарио, что давно мечтает стать артисткой и была бы не против, если бы Пимпринетти пригласил её поучаствовать в представлении. Впрочем, как только женщина увидела своего мужа, она забыла обо всём и радостно бросилась его обнимать. К присутствующим в баре присоединяется Раджами. Он сообщает, что уезжает из Парижа и больше никогда не вернётся. При этом принц добавляет, что по иронии судьбы именно сегодня с Родины пришло известие: ему разрешили жениться на иностранке. Услышав такую новость Мариэтта незаметно удалилась, а спустя время вернулась вместе с Одеттой. Девушка проясняет Раджами, почему она вынуждена была так поступить, но теперь ничего не мешает им обрести счастье. Всё благополучно завершилось не только для влюблённых. Раджами и ля Туретт обещают импресарио Пимпринетти финансовую помощь, а потому ему не надо покидать Париж.

 

 

 Продолжительность спектакля
I Акт II Акт III Акт
60 мин. 60 мин. 40 мин.

Фото:

Оперетта «Баядера» Оперетта «Баядера» краткое содержание

 

 

Интересные факты

  • Помимо «Баядеры» Имре Кальман в творческом содружестве с либреттистами Юлиусом Браммером и Альфредом Грюнвальдом создал ещё четыре оперетты: «Марица», «Принцесса цирка», «Герцогиня из Чикаго», «Фиалка Монмартра».
  • Текстовые основы Юлиуса Браммера и Альфреда Грюнвальда ложились в основу оперетт не только Имре Кальмана, но и других известных композиторов, среди которых Эдмунд Эйслер, Оскар Штраус, Франц Легар, Роберт Штольц.
  • Лахор – этот город с населением несколько миллионов жителей входит в число крупнейших городов Пакистана и является столицей его северо-восточной провинции, именуемой Пенджаб.
  • Баядера – специально обученная индийская храмовая танцовщица, которая принимала участие не только в религиозных обрядах, но и различных народных праздничных увеселениях.
  • Оперетта «Баядера» входит репертуарный план многих музыкальных театров нашей страны, однако важно отметить, что либретто данного спектакля в них существенно отличаются.

 

История создания оперетты «Баядера»

 В 1921-му году, а именно к моменту начала создания оперетты «Баядера», Имре Кальману исполнился сорок один год, и он был уже весьма знаменитым композитором. В то время творческий путь музыканта был отмечен семью прекрасными опереттами, среди которых жемчужина жанра «Королева чардаша», также известная как «Сильва». Трудно поверить, но четырнадцать лет назад, тогда ещё двадцатипятилетний композитор был полон негодования. Возмущённый музыкант постоянно задавал себе сложный вопрос: почему его серьёзная музыка никому не нужна, а вот легкомысленные мелодии, сочиняемые им для ресторанов, пользуются большой популярностью? Житейские обстоятельства, приводящие к материальным трудностям, заставляли Имре всё чаще задумываться о смене направления своей композиторской деятельности.

Имре Кальман

Поначалу он старался отгонять от себя такие крамольные мысли, однако жизнь всё же заставила талантливого ученика самого Кёслера скатиться до сочинения такого легкомысленного жанра как оперетта. Важное решение всё же было принято и как результат в 1908 году из-под пера композитора выходят «Осенние листья». Успех данного сочинения был настолько ошеломительным, что премьеру спектакля окрестили праздником победы, а мелодии из оперетты на следующее утро распевал весь Будапешт. Впрочем, это был лишь исходный момент, а затем произведение начало триумфальное шествие по таким столичным городам как Вена, Лондон, Берлин, Стокгольм, Петербург.

Вдохновившись впечатляющим результатом, Кальман стал сочинять одну оперетту за другой, но при этом он тщательно подбирал либреттистов и придирчиво относился к сценариям, так как считал это важной составляющей будущего произведения. Тем не менее многие литераторы стремились творчески посотрудничать с композитором, чьи творения так полюбились публике.  В числе таких желающих были Альфред Грюнвальд и Юлиус Браммер. Данный творческий союз дебютировал в 1908 году с одноактной пародийной опереттой «Электра», музыку к которой сочинил композитор Бела Ласки. Затем сценаристы работали с такими именитыми музыкантами как Эдмунд Эйслер, Франц Легар, Лео Фалль, и вот в 1919 году они решили предложить свои услуги Имре Кальману, оперетты которого пользовались неимоверной популярностью. Поначалу Грюнвальд и Браммер предложили композитору сценарий о похождениях управляющего богатым поместьем, но Кальман от него сразу отказался, так как посчитал примитивным и неинтересным. Впрочем, сценаристы не сдавались. Они решили Имре познакомить с другим сюжетным материалом, которое было украшено экзотическим восточным колоритом. Данная тематика заинтересовала требовательного композитора, а потому он всё же рискнул посотрудничать с неизвестными для него литераторами и не ошибся. Премьерный показ «Баядеры» состоялся в середине декабря 1921 года в венском «Карлтеатре». Оперетта имела у зрителей завидный успех, поскольку в привлекательном сюжете, молодым людям, принадлежащим к различным социальным слоям общества, несмотря на всякого рода препятствия, сопутствовало всепоглощающее счастье. Триумфально обойдя многие мировые музыкальные театры, «Баядера» уже в 1923 году предстала перед московской публикой, а в 1928 году вошла в репертуарный план столичного театра оперетты.

«Баядера». Эта романтичная оперетта не только характеризуется прекрасной музыкой, ярко выражающей подлинные чувства героев, но и впечатляет зрителей красочными декорациями и костюмами. Колоритный спектакль и в нынешнее время пользуется у зрителей немалой популярностью, а потому с устойчивым успехом идёт на сценах музыкальных театров по всему миру.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: