И. Кальман оперетта «Фиалка Монмартра»
«Фиалка Монмартра» стала не только последним шедевром Имре Кальмана, но и последней великой венской опереттой – несмотря на то, что являлась ею только формально. Композитор написал необычную для себя музыку и отошел от привычного развития событий, присущего большинству его предыдущих работ. Трагический сюжет, который лег в основу либретто, был обращен в жизнерадостную историю, так созвучную происходящему в то же время в жизни самого маэстро Кальмана.
Краткое содержание оперетты Кальмана «Фиалка Монмартра» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.
Действующие лица |
Голос |
Описание |
Рауль Делакруа | лирический тенор | бедный художник |
Флоримон Эрве | тенор | композитор, его друг |
Анри Мюрже | баритон | поэт, их друг |
Нинон | сопрано | возлюбленная Рауля, певица |
Виолетта Каваллини | колоратурное сопрано | уличная цветочница, которую называют Фиалкой Монмартра |
Краткое содержание «Фиалки Монмартра»
Париж, вторая половина 19 века.
Трое друзей, Рауль, Анри и Флоримон живут вместе на бедном чердаке старого дома на Монмартре. Поэт и композитор сочиняют оперетту «Карамболина». Художник пишет картины, для которых позирует его возлюбленная, Нинон. Она амбициозна, её угнетает нищета и манят большие возможности, которые предлагает Париж, поэтому Нинон расстается с Раулем. В поисках натурщицы он обращает внимание на хорошенькую уличную цветочницу, Виолетту, которую все зовут Фиалкой Монмартра. Трое молодых людей спасают Виолетту от жестокости большого города, и она остается жить с ними. Девушка влюбляется в Рауля, но тот не может забыть Нинон.
Нинон тем временем устроила свою жизнь, став любовницей министра изящных искусств. А на монмартрский чердак приходит судебный пристав, чтобы выселить всю компанию за неуплату. Рауль и Нинон случайно сталкиваются на бульваре, былое чувство вспыхивает вновь. Свидетельницей этой встречи становится Виолетта. Она опечалена, но предана Раулю и помогает ему получить работу реставратора в Лувре, о которой он давно мечтал. Нинон вводит художника в заблуждение, будто это она поспособствовала его карьере, и требует его возвращения. Рауль беспомощен перед её чарами и возобновляет их роман. Сердце Виолетты разбито, и она покидает друзей.
Прошло несколько месяцев. Театр «Водевиль» планирует постановку оперетты Анри и Флоримона, главную роль в которой будет исполнять Нинон. Но она получает письмо от Рауля, в котором тот признается, что больше её не любит. Нинон покидает театр. Спектакль остается без примадонны, но внезапно появляется Виолетта, готовая исполнить главную роль. Рауль понимает, что на самом деле влюблен в Виолетту, они объясняются. В вечер премьеры девушка узнаёт, что она не бедная цветочница, а дочь графини, похищенная в раннем детстве. Виолетта, обретя не только любовь, но и мать, готова сейчас же ехать к ней. Спектакль снова под угрозой срыва, но за кулисами появляется Нинон, которая благословляет влюбленных и говорит, что готова к выходу на сцену.
Продолжительность спектакля | |
I Акт | II Акт |
70 мин. | 70 мин. |
Фото:
Интересные факты
- Мелодию колыбельной «Месяц глядит в окно» Кальман сочинил для своего новорожденного сына, Кароя Имре Фёдора.
- Герои оперетты, бедные обитатели Монмартра, были необычны для Кальмана, до этого он в основном писал об аристократах и даже о королевских особах (князь Эдвин, принцесса Александра, принцесса Ютта, принц Раджами, графиня Марица, принцесса Федора, принц Шандор Борис).
- «Фиалку Монмартра» часто называют не опереттой, а мюзиклом, поскольку Кальман далеко отошел от классических венских канонов. В мелодических линиях этой оперетты слышны и традиции французского мюзик-холла, и пуччиниевские парящие мотивы, и колоратура, и гармоническое строение, более присущее музыке Р. Штрауса, нежели оперетте.
- Муза этой оперетты, супруга Кальмана Вера Макинская, до встречи с маэстро имела весьма туманную биографию. В ряде источников указано, что на самом деле она на три года старше, чем принято считать (1907-го, а не 1910 года рождения), а её настоящее имя – Мария Мендельсон, и русской аристократкой она не являлась.
- В традиции советских постановок партия Рауля транспонировалась на тон вниз для исполнения не тенором, а баритоном. Это не единственный подобный случай с кальмановскими героями - Мистер Икс в «Принцессе цирка», принц Раджами в «Баядере», Эдвин в «Королеве чардаша» в нашей стране также поют баритоном.
- Еще одна особенность российской традиции исполнения «Фиалки Монмартра» - различные отклонения сюжета в зависимости от воли либреттиста. Главные герои неоднократно меняли имена (Флоримон становился Марселем, Нинон – Мадлен), вводились новые второстепенные персонажи (консьержка Мадам Арно), сочинялся свой финал истории.
- В 1975 году по мотивам оперетты Владимиром Гориккером был снят фильм «Под крышами Монмартра» (либретто С. Болотина и Т. Сикорской) с А. Кайдановским и Е. Симоновой в главных ролях (поют С. Менахин и С. Лукашова). Он стал единственной экранизацией «Фиалки Монмартра» в истории кино.
Лучшие номера из оперетты «Фиалка Монмартра»
«Carrambolina, Carramboletta!» («Карамболина, Карамболетта!») – куплеты Нинон (слушать)
«Ich sing mein Lied im Regen und Schnee» («Лишь город стихнет в голубой тени») – выходная ария Виолетты (слушать)
«Dich ruft Paris mit tausend Stimmen» («Ужель забыть, как в дни ненастья…») - дуэт Рауля и Нинон
«Warum sollen wir nicht frohlich sein» («Трудно обедать в неделю раз») - марш-терцет
История создания и постановок «Фиалки Монмартра»
Вышедший в 1847-49 годах роман Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы» имел не только успешную судьбу на драматической сцене, но и оказался прекрасной почвой для рождения музыкальных полотен. Так, желание написать оперу на этот сюжет страшно рассорило двух приятелей – Джакомо Пуччини и Руджеро Леонкавалло – никто из них не отказался от своей задумки, оперы вышли под одинаковым названием «Богема» с разницей в год. Первенство и по скорости создания партитуры, и по качеству музыкального материала осталось за Пуччини. Прошло 30 лет, и эта история обратила внимание мастера венской оперетты, Имре Кальмана. Композитор был уже не молод, «Королева чардаша», «Графиня Марица» и «Принцесса цирка» давно покоряли мировые подмостки. Но, написав столько великолепных мелодий о любви, сам маэстро так и не испытал личного счастья. Возможно, именно поэтому сюжет взволновал его своей главной темой о неразделенном чувстве. Но, несмотря на то, что роман и опера имели трагический финал, в оперетте он был невозможен. Впрочем, он не случился и в жизни композитора.
Незадолго до премьеры «Герцогини из Чикаго» в 1928 году в венском кафе 45-летний Кальман знакомится с юной русской эмигранткой, Верой Макинской. Девушка была почти на 30 лет моложе, хороша собой и мечтала о карьере актрисы – она играла крошечную роль в постановке его новой оперетты. Быстро развивающийся роман привел к тому, что к моменту выхода из-под пера композитора «Фиалки Монмартра», беженка из Перми стала уже фрау Кальман, которой счастливый супруг и посвятил свое новое творение. Либретто написали постоянные соавторы Кальмана Ю. Браммер и А. Грюнвальд, это была их пятая совместная работа с маэстро. Основная часть материала сочинялась осенью 1929 года, работа шла интенсивно, прервавшись на несколько дней только тогда, когда в доме Кальманов появился новорождённый. Часто либреттисты приходили к двум часам дня и расходились только к двум часам ночи. Комната, где шел творческий процесс, называлась «кричальная», поскольку трое мужчин не жалели сил на споры и прения. Музыку Кальман сочинял в отрыве от текста, поэтому каждый раз требовалось приводить их в соответствие.
Ночные бдения над нотными листами окончились ранней весной 1930 года. 21 марта в венском Театре Иоганна Штрауса состоялась премьера. Постановка не была особенно впечатляющей, поскольку театр находился на грани закрытия. Несмотря на отличный актерский состав, включавший солистку Венской оперы Адель Керн и популярного тенора Ганса Гейнца, полные залы «Фиалка Монмартра» не собирала. После 170 представлений Кальман забрал партитуру, предложив ее театру «Ан дер Вин», в котором прошла вторая премьера оперетты – несравнимо более достойная и успешная.
В том же году при полных аншлагах состоялись заокеанские дебюты оперетты под названием «Париж весной» в Сан-Франциско и Лос-Анджелесе. На русскую сцену «Фиалка Монмартра» пришла в 1933 году, исполненная в Ленинградском театре Музыкальной комедии.
Имре Кальман проживет еще 23 года, но напишет всего 4 оперетты, премьера только одной из которых пройдет в Вене. Потом последуют эмиграция и полный запрет на исполнение его оперетт в Австрии и Венгрии, потеря близких в нацистских концлагерях и тяжелая болезнь. «Фиалка Монмартра» останется символом беззаботной радости, юности и уходящего века искрометного и светлого жанра оперетты.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Имре Кальман «Фиалка Монмартра»