И. Кальман оперетта «Принцесса цирка» (Мистер Икс)

 

Принцесса цирка

«Принцесса цирка» является вершиной творчества Кальмана. Праздничность и нарядность оперетты не может оставить равнодушным. Запутанность сюжета, интриги, сказочная атмосфера цирка, великолепная музыка Имре Кальмана, и, конечно же, настоящая любовь, побеждающая все трудности. В России постановка имела особенный успех, хоть и была исправлена в соответствии с советской цензурой.

Краткое содержание оперетты Кальмана «Принцесса цирка» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

 

 
 

 

Действующие лица

Голос

Описание

Оригинальная постановка Русская постановка  
Федя Палинский Этьен Верде тенор Мистер Икс, цирковой артист
Федора Палинская Теодора Вердье сопрано Княгиня, молодая вдова
Станиславский Ренар бас Заведующий цирком
Мейбл Гибсон Мари Лятуш сопрано Цирковая наездница
Тони Шлюбергер Тони Бонвиль тенор Студент
Луиджи Пинелли Пуассо тенор Импресарио
Сергей Владимирович Барон Гастон де' Кревельяк баритон Князь, родственник императора
Пеликан Пеликан     Метрдотель
Карла Шлюбергер Карла Бонвиль  контральто   Управляющая отелем

 

 

 

Краткое содержание

Россия. Санкт-Петербург. Цирк Станиславского.

1912 год. Высшее оперетта Принцесса циркаобщество русской столицы обсуждает появление таинственного циркового артиста. Ходят слухи, что сам Станиславский не видел в лицо главного артиста собственного цирка. Всегда быть в маске – судьба Мистера Икса.

Появление недавно овдовевшей княгини Федоры в фойе цирка вызывает у общества не менее бурные обсуждения. Состояние вдовы, унаследованное от покойного мужа, может перейти родственникам, если Палинская не выполнит условия завещания и не выйдет замуж за соотечественника в течение шести недель. Претендентов не только на сердце красавицы, но и на ее капитал не пересчитать. Среди них присутствует высоко почтенный князь Сергей Владимирович, имеющий родственные связи с императором Российской империи. Он проявляет знаки внимания молодой вдове, но она лишь смеется над ним и отвергает его, выставляя на посмешище.

Внимание Федоры приковано к фигуре Мистера Икс, внезапно, появившемуся, в самом разгаре обсуждений публики. Артист желает поцеловать руку прекрасной княгине, но она с гордостью заявляет, что шут не может быть достоин подобной чести.

Любопытство публики нарастает, они пытаются снять маску с лица циркача, но в ссору вмешивается Палинская, она запрещает раскрывать интригу. Все уходят в зал.

Мистер Икс остается один, он размышляет о нелегкой доле артиста цирка. Размышления прерывается, ему пора выступать, публика неистовствует в ожидании.

Фойе пустеет лишь на мгновение. Возникает Тони, родившийся в Австрии. Он горячо влюблен в якобы англичанку Мейбл, появление которой заставляет трепетать молодого юношу.

Диалог в шутливой форме расставляет все точки над и. На самом деле Мейбл не англичанка, а австрийка по имени Лиза. Они договариваются о встрече. Артистка остается одна.

 

Впечатленный Мистер Икс раскрывает собственную тайну Мейбл. Он – Фёдор Палинский. Судьба сыграла с ним злую шутку, он влюбился в невесту собственного дяди. Князь не смог простить измены родственника, он посодействовал увольнению племянника из полка гусар. Чтобы избавиться от нищеты и насмешек, Фёдор устраивается цирковым артистом. Маска становится частью образа.

В это время, князь Сергей вновь получает отказ. Он считает, что только месть поставит на место и образумит Палинскую. Мгновенно в его голове возникает коварный план. Сергей предлагает Мистеру Икс выдать себя за принца, и придти на бал без маски, ведь никто не знает его в лицо. Икс согласен, потому что хочет видеть прекрасную даму сердца. Он приходит на бал без маски, княгиня влюбляется в него.

 

Дворец князя. Бальный зал

Исходит срок завещания. Любовь Федоры и Кирасова стала сильнее. Князь Сергей Владимирович продолжает строить козни, он подделывает письмо от императора, в нем вседержитель требует, чтобы Палинская немедленно явилась во дворец, где ей выберут жениха, чтобы капиталы ее покойного мужа остались в России.

Княгиня решает ускорить события и закрепить брак в церкви. Они идут в церковь. До этого Сергей совершает еще один обман, он говорит, что все рассказал Палинской. Венчаются и Тони и Лиза. Венчание прошло успешно.

Цирковые артисты тоже приходят на праздник любви. В качестве подарка они приносят портрет Мистера Икс, они смеются, называют княгиню Принцессой цирка. Она готова выдерживать насмешки, ведь по-настоящему любит артиста. Князь открывает правду на мужа. Княгиня шокирована.

Фёдор рассказывает собственную историю, они уже давно знакомы. Княгиня пытается остановить Фёдора, но он покидает дом с артистами цирка.

 Вена. Отель

Тони приезжает домой со своей невестой. Он не может придумать, как рассказать, о том, что женился, не предупредив маму. Спускается Лиза, она хочет рассказать правду прямо сейчас, в этот момент заходит Карла. Истина всплывает на поверхность. Выясняется, что Лиза дочь известного человека в Вене. Невестка и свекровь мирятся. Ресторан готов принимать посетителей.

Гости наполняют зал, среди них княгиня Палинская и князь Сергей, он поддерживает ее после тяжелого расставания. Он не советует ей не идти на примирение.

Появляется Фёдор, он простил недоверие жены. Он хочет с ней поговорить, но без участия князя. Пеликан помогает герою и выводит Сергея из зала. Фёдор направляется к княгине. Они мирятся. Он показывает письмо, которое написал дядя много лет назад. Они оба были оклеветаны. Сейчас нет повода грустить, они снова вместе, а значит, любовь все победила.

 

 

Продолжительность спектакля
I Акт II - III Акт
50 мин. 85 мин.

Фото:

Мистер Икс Кальман Принцесса цирка

Принцесса цирка краткое содержание 

 

Интересные факты

  • Оперетта имеет два названия: женское «Принцесса цирка» и мужское «Мистер Икс». Сам композитор склонялся именно к женскому из-за суеверия. Дело в том, что первые оперетты «Хороший товарищ» и «Маленький король» носили мужское название, но они провалились, после чего Кальман стал всерьез верен примете.
  • Многочисленные переделки оперы в СССР привели к тому, что все имена героев были заменены, текст был переведен на манеру 17 века, в результате чего текст и музыка не сошлись. Пришлось переписывать музыку, так появилась оперетта «Холопка» Николая Михайловича Стрельникова.
  • В русской постановке действие из Санкт-Петербурга перенесено в Париж.
  • Директор цирка Станиславский не случайность. Впечатленный книгой Станиславского Имре Кальман решил назвать директора цирка именем известнейшего драматурга.
  • В последствие, оперетта была посвящена жене композитора Вере, эмигрантке из России.

Кальман с женой Верой

  • Мало знакомые с культурой России и русского быта, либреттисты допустили множество ошибок и курьезных ситуаций, в результате чего оперетта на русской сцене никогда не ставилась в первоначальном виде, в противном случае вместо успех, она была бы осмеяна.
  • Над опереттой Кальману пришлось изрядно потрудиться. Он написал «Принцессу цирка» за 8 месяцев. Ежедневно Имре уделял работе над произведением по 16 часов в сутки.
  • В России ария Мистера Икс во многом стала знаменита благодаря великолепному исполнению советского баритона Георга Отса. Его пение и на сегодняшний день является эталонным.
  • Огромную роль в осуществлении первой постановки «Принцессы цирка» в Вене сыграла княгиня Агнес Эстерхази, родственница князя Эстерхази, у которого длительное время на службе прибывал Гайдн.
  • Знаменитое название ресторана «Зеленый попугай» в третьем акте было придумано именно русскими либреттистами.
  • На данный момент времени существует 4 экранизации произведения, две из которых советские, и две немецкие.

 

Популярные арии и номера из оперетты «Принцесса цирка»

Ария Мистера Икс — Снова туда, где море огней (слушать)

Дуэт Тони и Мари (слушать)

Ария Сюзанны «Все каждый день подряд мне о любви твердят» (слушать)

Песня гусар (слушать)

Выходная ария Теодоры (слушать)

 

История создания «Принцессы цирка»

Имре Кальман

Во второй половине 20-х годов, жизнь Кальмана кардинально меняется – умирает его любимая жена Паула Дворжак, с которой он прожил более чем 18 лет. Это было нелегкое время. Тем более что после оглушительного успеха оперетты «Марица», он долго не мог решить, что писать дальше. Вдохновение пришло неожиданно. Прогуливаясь с либреттистами Грюневальдом и Браммером, мы подошли к зданию цирка. Композитор подумал, что раньше он много писал о театре, а теперь пришло время цирка. Он предложил своим союзникам идею, они с радостью согласились написать либретто для реализации.

Лучшим средство от депрессии и хандры, в которую впал Кальман после смерти жены, была именно музыка. Работа понеслась в гору. Все свободное время автор, беспробудно сочиняет. Минимально в день он тратил по 16 часов в день на сочинение. Клавир произведения был готов уже через 2 месяца после начала сочинения. Далее необходимо было оркестровать. Спустя шесть месяцев тяжких трудов оркестровки, Кальман смог вздохнуть спокойно. Произведение готово.

В те годы, Кальман уже имел популярность и авторитет в музыкальном обществе, поэтому постановки не пришлось долго ждать. 

 

Литературная основа

В 20-е годы прошлого столетия Кальман сошелся с либреттистами Альфредом Грюнвальдом и Юлиусом Браммером. Союз был по-настоящему плодотворным, постановки одна за одной имели оглушительный успех. «Принцесса цирка» не стала исключением, написанная из-под пера двух великих либреттистов, стихи легко ложились на музыку. В результате чего оперетта была написана композитором меньше чем за год.

 

Музыка и драматургия

Как известно, именно благодаря Кальману оперетта из низшего музыкального жанра превратилась в полноценное театральное представление. Причиной успеха является чётко выстроенная драматургическая композиция, включающая наличие лейтмотивов, закрепленных за героями. Например, тема любви из второго акта в дуэте «Кумир мой полон упоения, любовью», и возвращающийся уже в третьем акте.

Драматургия оперетты «Принцесса цирка» построена по достаточно стандартному для Кальмана музыкально-сюжетному принципу. Главными героями являются двое молодых и обаятельных людей, которые искренно и по-настоящему полюбили друг друга. Преградой на пути к их совместному счастью встают не только интриги врагов, но и сословное неравенство. Дополнительно вводится счастливая комическая парочка, разбавляющая действие легкими и беззаботными номерами, и веселящая публику.

Отличительной музыкальной особенностью является наличие больших финалов сквозного развития действия. Каждый финал несет в себе определенную драматургическую функцию.

  1. Финал 1-ого акта. Завязка конфликта. Князь Сергей предлагает Мистеру Иксу представиться принцем Кирасовым, он соглашается, коварный план идет к осуществлению.
  2. Финал 2-ого акта. Драматическая кульминация. Обман вскрывается, цирковые артисты приносят портрет Мистера Икс. Княгиня в ужасе, Федор открывает истинное лицо. Княгиня его прощает и пытается вернуть, но поздно. Кажется, надежды на счастливое будущее обречены, но впереди еще один акт. 
  3. Финал 3-его акта. Happy End. Примирение произошло, влюбленные вместе навсегда.

Немаловажную функцию играет хор циркачей, он играет роль рока предназначения и невозможности соединения циркача и княгини.

Главные герои в оперетте не являются персонажами-масками, они проходят определенный путь становления. Музыкальная характеристика Фёдора Палинского и Федоры схожи. Как положено законам музыкального театра, главные герои имеют экспозиционные выходные арии.

В арии Федоры Палинской «Сердце мое всегда, словно в оковах льда», героиня имеет яркую индивидуальную характеристику. Она предстает непреступной красавицей. Во втором акте ария героини «Ночи весенние, много веселья» противоречит первой арии, раскрывается новая грань любящей и счастливой Федоры.

Выходная ария Мистера Икс «Шумит манеж» представляет его, как лирического героя, наполненного глубокими душевными переживаниями и чувствами. Ария имеет трехчастную форму с варьированной репризой и контрастной бравурной серединой.

Дуэт согласия из 1-ого акта имеет мелодию, окрашенную лирическими интонациями. В финале второго акта прозвучит яркий, и запоминающийся дуэт сквозного развития действия имеет горькую реминисценцию «Я вас не знал» является одним из напряженных моментов в кульминации.

Оперетта начиналась хоровой сценой и завершилась хоровой сценой с солирующей парой Фёдора и Федоры «Кумир мой». Тем самым оперетта имеет законченность формы и строго выверенную музыкальную форму.

Стоит отметить, что безграничный талант композитора позволил создать интересную оперетту, отличающуюся яркостью музыкальных линий. Не смотря на однообразность структуры, использованную в таких опереттах, как «Королева чардаша» или «Сильва», «Марица».

 

Постановки

Принцесса цирка

Первая постановка состоялась в Венском театре 26 марта 1926 года. Лучшие артисты того времени исполняли партии в оперетте, лучшие декорации были доставлены в театр. Премьера имела огромный успех, зал ликовал. Радость и безмятежность произведения была актуальна для Европы в начале XX века.

Что касается России, то вначале оперетту запретили ставить на русской сцене, так как в ней было слишком много недочетов и курьезных ситуаций. В последствие, гнев сменился на милость, музыка была настолько обаятельна и прекрасна, что постановку разрешили с цензурными поправками. Так действие было перенесено в столицу Франции, а герои стали носить иностранные имена. Первая постановка прошла в Московском театре оперетты в 1927 году. Зал был переполнен, люди с удовольствием приняли произведение. В дальнейшем была выпущена знаменитая советская экранизация в двух сериях, носившая название «Мистер Икс», и ставшая классикой отечественного кино.

 

 

На сегодняшний день оперетта не теряет собственной актуальности, ее продолжают ставить на ведущих мировых сценах, в том числе и в России. «Принцесса цирка» - это шедевр мировой культуры, который будет радовать слушателя вне зависимости от эпохи.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Имре Кальман «Принцесса цирка»