Чечетка - танец, завоевавший Америку

 

«Музыка ног» — буквально так можно описать чечетку. Для этого танца необязательно использовать музыкальное сопровождение — ритм отбивается специальной обувью с металлическими пластинами на подошве. В этом и заключается главное достоинство жанра: уникальный танцевальный рисунок доступен даже для незрячих людей. Ведь они его слышат. Кто впервые стал отбивать чечетку, предлагаем узнать из нашей статьи.

 

 

 

 

История чечетки

По-другому этот танец называют американским степом, потому что родиной жанра считаются именно США. Это направление стало главной изюминкой Бродвея, а затем и Голливуда. Частые и ритмичные пристукивания туфлями с металлическими набойками завладели умами американцев, несмотря на Великую депрессию, охватившую страну в конце 20-х начале 30-х годов XX века. Люди с удовольствием шли на музыкальные постановки, чтобы полюбоваться исполнением любимых танцоров. Кто был «виноват» в таком ажиотаже?

Истоки степа прослеживаются в ритуальных танцах коренного населения Америки — индейцев. Их движения во время обрядов действительно чем-то напоминают ритм чечетки. Но истинными «родителями» направления все же являются культурные традиции негров и ирландцев, заселивших земли Нового Света еще в XVIII веке. Негры привезли в Америку африканские ритмы, а ирландцы — жигу. Во время импровизированных матчей, которые устраивали иммигранты, расовые и другие стереотипы растворялись в борьбе за самое лучшее исполнение танца деревянных подошв. Своеобразные соревнования оставались в тени широкой общественности до 1830 года, который считается годом рождения степа.

 

В 1830 году известный ирландский танцор, выступавший под псевдонимом папа Райс, продемонстрировал публике новый танец. Он объединил жигу с некоторыми элементами африканских ритмов, в частности заимствовал определенные движения ног, плеч и рук. Папа Райс был встречен овациями — так появилась чечетка, взволновавшая Америку.

Билл Робинсон

До 20-х годов прошлого столетия степ был неразрывно связан с Бродвеем и артистами, которые виртуозно исполняли этот танец. Одним из главных степистов, блиставших на театральных подмостках, стал афроамериканец Билл Робинсон. Танцору удалось добиться невероятного на тот момент — расположить к себе белую публику. Ведь согласно правилам расовой сегрегации тех времен черные должны были танцевать только для черных, а белые — для белых. Робинсон изменил эти традиции. Но не только этим примечательна его фигура в развитии степа. Удар носком ботинка, скользящий удар, танец на лестнице — все это его «рук» дело, за что современные поклонники чечетки говорят ему спасибо.

С развитием киноиндустрии степ-данс приобретает иной статус. Теперь стиль становится главным объектом внимания режиссеров музыкальных комедий. Появляются новые кумиры степа. Фредерик Аустерлиц или Фред Астер стал главной звездой голливудских мюзиклов, хотя первоначально к его кандидатуре отнеслись скептически: лысеющий актер, играть толком не умеет, разве лишь немного танцует. Но молодой человек смог обаять кинопродюсера Дэвида Селзника и показать всему миру свой талант. Заслуга Астера заключается в том, что он не просто исполнял степ. Он виртуозно объединял его с хореографией классического танца, создавая особую эстетику стиля.

Кому в Голливуде досталась пальма первенства среди чернокожих актеров, исполняющих чечетку? Это был Сэмми Дэвис Джуниор, который начал свою карьеру в 3 года. Талантливый афроамериканец завоевал любовь публики и увлек ее своими невероятно мастерскими движениями.

 

Послевоенное время считается золотым в развитии степа. Война позади — можно расслабиться и насладиться игрой актеров мюзиклов, исполняющих степ. Имена Фреда Астера, Джина Келли, Джиндер Роджерс не сходят с афиш, а великие степисты не перестают отбивать четкий ритм, превращая танец в искусство.

В начале 50-х годов жанр переживает период застоя. На большие оркестры, музыка которых сопровождала большинство степ-дансев, правительство ввело налог. Мюзиклы перестают приносить доход — продюсеры ищут новые идеи для сценариев. Так, степ остается на обочине киноиндустрии, которой был обязан своим развитием, уступая место балетным сценам.

В конце 60-х годов Бродвей находится под властью больших танцевальных событий: постановщики начинают возрождать старые мюзиклы в том числе с чечеточными номерами. Одновременно по телевидению запускают несколько передач о степе. Все это приводит к возрождению стиля, новой волне его популярности. При этом степ перестает восприниматься просто как развлечение. Виртуозные постукивания обувью стали предметом искусства — поклонники жанра стали открывать школы обучения степ-дансу, по стране организуются фестивали и соревнования между степистами.

В настоящее время интерес к стилю не угас. Да, степ ушел с больших экранов. Где он «обосновался»? В небольших камерных заведениях, где современные танцоры продолжают отбивать четкий ритм в попытках завоевать статус самого талантливого исполнителя чечетки.

 

 

Интересные факты

  • Туфли с металлическими набойками появились только во времена джаза. Первоначально степ танцевали в сабо и башмаках на деревянной подошве.
  • Начиная с 1989 года каждое 25 мая все танцоры отмечают день степа. Дата выбрана неслучайно. В этот день родился мастер степ-данса Билл Робинсон. В США праздник приобрел официальный статус.
  • В фильме «Маленький полковник» 1935 года Билл Робинсон исполняет свой знаменитый "ступенчатый степ" вместе с кинозвездой Ширли Темпл, самой юной обладательницей премии «Оскар». Это была первая кинолента, в которой танцевали представители черной и белой рас рука об руку. По этой причине фильм был запрещен к показу в южных штатах.
  • Во время Второй мировой войны Фред Астер вдохновлял американских солдат импровизированным исполнением степа. Он специально прилетел в Лондон, чтобы поднять боевой дух соотечественников перед высадкой в Нормандии.
  • В начале XIX века степ считался танцем чернокожего населения США, поскольку был тесно связан с развитием джаза. Джазовые мелодии словно были созданы для исполнения чечетки, поэтому танец в 20-х годах называли «джазовым» и никак иначе.

  • В 1920 году степ стал развлечением для бывших любителей крепкого алкоголя. Сухой закон, принятый в США в том году, ставил под полный запрет производство и продажу алкогольной продукции. Чтобы хоть как-то развлечь аудиторию, владельцы питейных заведений приглашали чернокожих степистов.
  • В 2000 году в Книге рекордов Гиннеса появилась запись о степисте Джерри Адамсе. Этот танцор преодолел расстояние от Вашингтона до Нью-Йорка за 6 часов. Что здесь примечательного? То, что он сделал это, отбивая дробь чечетки. К слову — расстояние между конечными точками составило 328 км.
  • Есть в Книге рекордов еще одна запись, посвященная на этот раз самому быстрому степисту. 28 ударов в минуту — таков результат Майкла Райна Флэтли, хореографа ирландского происхождения. Рекорд был зафиксирован в 1989 году. Ровно через 9 лет танцор побил собственный рекорд, установив новую планку в 35 ударов. Но не только этим знаменит Майкл Флэтли. Его масштабные танцевальные шоу, в частности «Lord of the dance» и «Feet of Flames», завоевали любовь поклонников чечетки по всему миру.

Майкл Флетли

  • Самый лучший и быстрый степист в мире по признанию специалистов — женщина. Этого звания удостоилась Элинор Пауелл, карьера которой пришлась на 30 - 40-е годы.
  • Впечатляет своей энергичностью и ритмом ирландский степ. Это достаточно сложный в исполнении стиль, поскольку количество ударов одной ногой варьируется от 4 до 6. При этом корпус остается неподвижным, в танце задействованы только ноги. Исполняют его под фольклорную, кельтскую музыку.
  • Не обошла стороной чечетка и Россию. Наш вариант исполнения танца называется дробушки. В отличие от зарубежных танцоров, российские отказались от туфель с металлическими пластинами. Вместо них использовалась обувь с двойной подошвой.
  • Правительство Советского Союза в послевоенные годы было настроено негативно по отношению к степу — развитию жанра мешал «железный занавес». Несмотря на это, традиции американского степа активно развивали братья Гусаковы.
  • Полюбоваться чечеточными сценами можно не только в старых американских мюзиклах. Присутствуют они и в советских кинолентах. Так, Любовь Орлова продемонстрировала свой талант в исполнении степа в фильме «Цирк».
  • Существует легенда будто степ родился на корабле, на котором везли мигрантов из Европы. Во время путешествия к дальним берегам представители различных стран выходили на палубу и отбивали четкий ритм о деревянные половицы. Европейским танцорам не уступали матросы, которые для лучшего звучания придумали прибивать к подошвам мелкие английские монетки - пенни.

 

Лучшие мелодии в ритмах степа

Как мы уже говорили ранее, история чечетки неотрывно связана с развитием джазовой музыки. Именно ее использовали в мюзиклах. Поэтому лучшие мелодии представлены в старых голливудских музыкальных комедиях.

«Чаттануга Чу-Чу» прозвучала в фильме «Серенада солнечной долины». В 1941 году пластинка с этой композицией стала лидером американского хит-парада. А история песни началась в поезде, который мчался по Южной железной дороге через городок Чаттануга. Автор лирики — Марк Гордон, музыки — Гарри Уоррен. В мюзикле песню исполняет джаз-оркестр Гленна Миллера.

«Чаттануга Чу-Чу» (слушать)

«Singin’ in the Rain». Сама композиция увидела свет в 1929 году, а известность получила в 1952 после выхода на телеэкраны кинокомедии «Поющие под дождем». К ее популярности имеет непосредственное отношение Джин Келли, который исполнил степ под незамысловатую мелодию. При этом хореографию актер поставил сам. В начале 2000-х песня заняла 3-ю строчку в списке самых популярных композиций по мнению американских кинокритиков.

«Singin’ in the Rain» (слушать)

«The Continental» — главная песня кинофильма «Веселый развод» 1934 года. Под нее в мюзикле танцует знаменитый дуэт Фреда Астера и Джинжер Роджерс. Буквально через год композиция завоевала «Оскар» в номинации «Лучшая песня» и стала первой песней, которая победила в этой категории. Просто до 1935 года этой номинации не существовало.

«The Continental» (слушать)

 

 

Профессиональные степисты отмечают, что для степ-данса не существует ограничений в отношении музыкального сопровождения. Это свободный стиль, который можно исполнить как под классические, так и под современные мелодии. При этом неважно, сколько танцоров будет задействовано — один, два или целый кордебалет. В любом варианте чечетка смотрится завораживающее и эффектно.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Чечётка