Что такое лезгинка, история лезгинки

 

Шотландцев ассоциируют с волынкой и килтами, бразильцев – с капоэйрой, ну а кавказцев, разумеется, – с лезгинкой. Этот без сомнения красивый и самобытный народный танец отражает культуру своего этноса, его любят как сами кавказцы, так и темпераментные европейцы, его танцуют как на скромных семейных торжествах, так и на большой сцене. Давайте же погрузимся в занимательную историю одного из самых популярных народных танцев в мире...

Историю лезгинки и множество интересных фактов об этом танце читайте на нашей странице.

 

 

 

Что такое лезгинка?

Лезгинкой называют традиционный народный танец жителей Турции и Кавказа. Родиной лезгинки официально считается Дагестан, однако споры о том, какой именно народ изобрёл её, не утихают и по сей день. Лезгинка характеризуется строгим ритмом, зажигательностью движений и возможностью как парного, так и одиночного исполнения.

Сам дух этого танца пропитан дуализмом: с одной стороны, он может выражать верность и покорность, а с другой – пылание страсти и любви. Станцевать красивую лезгинку без соответствующей подготовки фактически невозможно: этот танец крайне требователен и к исполнителям, и к исполнительницам.

С классификацией у этого танца всё ещё сложнее, чем с происхождением: по сути, фактически у каждого народа Кавказа есть своя разновидность лезгинки, отличающаяся по характеру и темпу движений, степени участия частей тела в них. И всё это – если не считать некоторые танцы народов Закавказья, очень напоминающие классическую лезгинку по технике и ритму, но имеющие небольшие от неё отличия.

Эталонной считается классическая дагестанская лезгинка, характеризуемая музыкальным сопровождением в ритме 6/8, зажигательным и быстрым, энергичным темпом танца.

Ветвлениями от дагестанского «канона» можно назвать даргинскую, кумыкскую, лакскую и другие разновидности лезгинки. Эксперты выделяют также осетинскую лезгинку, которая отличается более плавными, в сравнении с дагестанской, движениями и относится вместе с кабардинкой и карачаевкой к северокавказским разновидностям танца.

Если же говорить о закавказских разновидностях, то среди них можно выделить лезгинку азербайджанцев, армян и грузин. Их танец под названием «Шалахо» также исполняется в ритме 6/8, и характеризуется резкими, гармоничными движениями рук и ног.

 

 

Популярные лезгинки

Антон Рубинштейн, лезгинка из оперы «Демон». Автор приступил к написанию оперы ещё в 1871 году, и закончил её всего через три месяца. В своём произведении Рубинштейн использовал достаточно далёкое от классической лезгинки звучание, сохранив, впрочем, темп музыкального повествования. Премьера оперы отгремела в Большом театре в ноябре 1879 года.

Лезгинка из оперы «Демон» (слушать)

Лезгинка из оперы «Руслан и Людмила». М.И. Глинке в своё время удалось побывать на Кавказе и полюбоваться всеми красотами края, почерпнув вдохновения в своём путешествии. Эта поездка косвенно нашла своё отражение в шедевре великого мастера «Руслан и Людмила». Примечательно, что сам танец, несмотря на весьма «оперное» звуковое оформление, сохранил в рамках этого произведения свои основные черты и движения.

Лезгинка из оперы «Руслан и Людмила» (слушать)

Лезгинка из балета А. Хачатуряна «Гаянэ». Это произведение, в отличие от двух предыдущих, полностью передаёт весь колорит танца, всю его энергичность и мощь звучания. Автору удалось превосходно передать не только аутентичную атмосферу, но и настроение танцующих.

Лезгинка из балета «Гаянэ» (слушать)

«Лезгинка» певицы Жасмин. Хоть и несколько некорректно ставить современную певицу в один ряд с великими культурными деятелями, в «непопулярности» это произведение, как и его дагестанскую исполнительницу, обвинить невозможно. «Лезгинка» Жасмин в своё время стала хитом многих кавказских молодёжных вечеринок.

Жасмин «Лезгинка» (слушать)

 
 

 

История и развитие лезгинки

Самые первые упоминания о лезгинке можно найти в фольклоре Северного Кавказа. В стародавние времена жители Кавказа поклонялись силам природы, и для того, чтобы порадовать своих богов и получить их благосклонность, приносили им жертвы в рамках различных ритуалов. Вполне возможно, что первую лезгинку танцевали именно на таких мероприятиях. Чуть позднее её стали исполнять перед важными битвами, дабы поднять боевой дух воинов и разгорячить их перед сражением, а ещё позже она стала сопровождать и свадебную церемонию. При помощи лезгинки будущие молодожёны могли в изысканной форме выразить свои чувства друг к другу.

Если говорить о последнем типе танца, то он всегда исполнялся парно, и характеризовался подражанием благородным животным: орлу, роль которого исполнял всегда мужчина, и лебедю, чья роль отводилась женщине. Во время исполнения танца мужчина становился на носки и разводил руки в стороны, как бы изображая парящего в небесах хищника, высоко поднимал голову и делал резкие, лаконичные движения руками и ногами, показывая таким образом свою ловкость и силу.

Роль женщины в парной лезгинке – выражение изящества, гармонии и покорности. Для этого использовались волнообразные, плавные движения рук и неторопливые, размеренные перемещения по сцене. В отличие от мужчины, всем телом выражающим твёрдость и решительность, «лебедь» своим видом олицетворяла спокойствие, грацию и мягкость.

Многие утверждают, что концепцию «орёл и лебедь» для лезгинки нельзя считать истинной, поскольку изначально считалось, что мужчина в этом танце символизировал не птицу, а священного тура – горного козла, обитающего на вершинах Кавказа.

 

В общей сложности на Кавказе и Закавказье проживает около сотни народностей, и фактически в каждой танец развивался по-своему, обрастая новыми элементами, усложняясь либо упрощаясь в техническом плане. Если говорить о мужской сольной разновидности лезгинки, то она стала часто исполняться с холодным оружием в руках.

 

 

 

 

Интересные факты

  • Одна из ключевых особенностей парной лезгинки – отсутствие какого-либо физического контакта между танцующими: мужчина и женщина могут двигаться в одном темпе и подражать движениям друг друга, но никогда не соприкасаться.
  • В некоторых видах лезгинки используются смелые акробатические элементы, такие, как сальто и быстрые вращения. Исполняет их всегда мужчина, а цель таких телодвижений – показать партнёрше по танцу свою ловкость, силу и координацию.
  • На Кавказе многие говорят, что лезгинка даже мёртвого может вернуть к жизни. С этим утверждением трудно не согласиться, поскольку фактически каждый, кто хотя бы раз наблюдал за тем, как профессиональные танцоры исполняют лезгинку, испытывал стойкое желание пуститься в пляс вместе с ними.
  • Правильное исполнение движений невозможно без идеальной осанки, которой должны обладать оба танцующих.
  • В современных школах танца обучающихся учат улыбаться во время исполнения, поскольку улыбка поддерживает основную идею парной лезгинки.
  • Особенно важен во время исполнения и взгляд партнёров: поскольку физический контакт между ними невозможен, именно глаза танцующих передают взаимосвязь между мужчиной и женщиной.
  • Многие хореографы считают, что на сегодняшний день «настоящими» можно считать только чеченскую и дагестанскую лезгинку, а все остальные её разновидности следует называть иначе.
  • В сравнении с дагестанской, чеченская лезгинка отличается большей резкостью движений, и всегда исполняется с прямой спиной. В дагестанской же разновидности может присутствовать плавное звуковое сопровождение, и, как следствие, более плавные телодвижения. При этом некоторые пируэты и приёмы исполняют в полусогнутом положении. В целом, дагестанская разновидность подразумевает более широкий спектр доступных движений, из-за чего сам танец становится зрительно богаче и зрелищнее.
  • В качестве инструментов, сопровождающих выступление, часто используется так называемая зурна: язычковый народный духовой музыкальный инструмент, напоминающий что-то среднее между дудочкой и флейтой. Зурна имеет характерный резкий звук, а ближайшим её «родственником» можно назвать гобой.
  • Танец уже не раз «засветился» и на киноэкранах: к примеру, актёры знаменитого советского фильма «Мимино» зажигательно исполнили его в сцене в ресторане, а знаменитый российский режиссёр Никита Михалков включил сцену с танцем молодого парня в свою художественную ленту «12».

 

Почему во время исполнения кричат «Асса!»?

Многие, кто хоть раз наблюдал за любительским или профессиональным исполнением лезгинки, замечали, что танцору часто кричат слово «Асса», подбадривая его таким образом. Но что вообще значит это слово и откуда оно появилось? На этот счёт есть несколько интереснейших теорий.

Самое простое и логичное объяснение – этимологическое. Согласно ему, в языках народов Кавказа присутствовало (а в некоторых – присутствует и сейчас) лексема «асе», которой соответствует русское наречие «так». «Аи асе» означает в переводе «вот так», и именно таким окриком зрители подбадривали танцора, а иногда и он подбадривал сам себя.

Ещё одна интересная теория основывается на этнической трактовке слова. Согласно ей, историческая территория алан от Венгрии и до Монголии называлась раньше «Ассия» (то есть – страна ассов), а теперь именуется Азией. Горцы же, желая подчеркнуть своё происхождение во время боевого танца, выкрикивали это слово, поднимая свой боевой дух.

Ну и последняя версия происхождения выкрика «Асса!» относится непосредственно к лезгинскому слову «hасса». Согласно ей, именно этим словом танцор подчёркивал свой артистизм и свою удаль во время исполнения. Точных аналогов этой лексеме в русском языке нет, но перевести её можно как призыв к оспариванию или состязанию, вроде русского «ну как?».

 

Как лезгинка стала известна во всём мире?

Мало какому народному танцу удаётся добиться мировой популярности, но лезгинка оказалась из числа тех, кому это под силу. На мировую сцену она вышла благодаря команде танцоров из Тбилиси, когда в 1935 году они отправились покорять сердца зрителей и жюри Всемирного фестиваля народного танца.

Газета «Вечерний Тбилиси» отзывалась о выступлении, как о произведшем фурор. По словам репортёров, танцоры Тбилисского государственного театра сорвали шквал аплодисментов, и даже сдержанные британские зрители не удерживались от восторга и кричали артистам «Браво!».

Группа выступала под руководством Владимира Хетагурова, который удивил публику опасным танцем с настоящими кинжалами в руках. Ещё до выступления приметив двух девушек, сидящих недалеко от сцены, артист исполнил несколько особых пируэтов вокруг них, а в конце номера поклонился королевской чете. После окончания фестиваля Хетагуров получил особую медаль во время специально организованного приёма-бала.

Лезгинка – это абсолютно уникальный танец, идеальный образец богатой культуры своего народа, сочетающий в себе несочетаемое и обладающий невероятно мощной энергетикой. Этот танец – гордость кавказских народов, часть их традиций и жизни, средство самовыражения и священный ритуал, к которому следует относиться с соответствующим уважением.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Лезгинка