Румба – кубинский танец, пропитанный духом свободы
Румба привлекает внимание оригинальными движениями, наполненными флиртом и страстью. Но действительно ли безудержные эмоции двух влюбленных легли в основу этого танца? История стиля таит в себе интересные моменты, о которых предлагаем узнать прямо сейчас.
Что такое румба, отличительные черты танца
Румба — это мультикультурный феномен. Говоря на современном языке, это отдельная субкультура наподобие стиляг, хиппи и т.д. Это разговор о единении музыки и танца, при этом мелодия задает ритм для танцоров.
У тех, кто едва знаком с этим танцевальным стилем, может сложиться впечатление, что это танец любви и страсти. Но это не так. Настоящая кубинская румба — это праздник, радость и желание наслаждаться жизнью. Лирика песен крутится вокруг двух тем: политика и общественный строй. Здесь мало любви, но много энергичных движений и бешеного ритма, который задается африканскими барабанами.
Откуда тогда появилось искаженное восприятие танца? Благодаря присвоению стилю международного статуса. Бальная румба отличается более спокойным, романтичным музыкальным сопровождением, а также более грациозной хореографией. Наблюдая за флиртом танцоров на сцене, невольно возникает ощущение грусти и тоски по ушедшей любви.
Но и на этом особенности румбы не заканчиваются. Кубинское направление подразделяется на три вида, каждый из которых наделен специфическими чертами.
-
Гуагуанко — самая распространенная румба. Она напоминает флирт между двумя партнерами. При этом мужчина старается дотронуться до своей партнерши платком, а та эффектно защищается, выполняя красивые движения бедрами.
-
Ямбу — самая старая румба, где также на первый план выходит заигрывание партнера со своей партнершей. Но все протекает намного мягче и не столь дерзко как в гуагуанко.
-
Колумбия. В отличие от предыдущих разновидностей эта румба возникла в сельских районах Кубы. Стиль выделяется быстрым темпом, энергичностью и обязательным наличием танцора-солиста мужчины.
В общих чертах румба — это:
-
парный танец;
-
эффектные движения бедер, корпуса и рук;
-
особая атмосфера тропиков, располагающих к отдыху и блаженству на берегу океана.
История румбы
Родиной этого танцевального жанра считается Куба. Под жаркими лучами солнца, опаляющего остров Свободы, и появилась румба, которой суждено было завоевать сердца миллионов по всему миру.
Все началось в 60-е годы XIX веке, когда потоки негров, освобожденных от рабства, хлынули с восточных окраин Кубы в крупные города: Гавану и Матансас. Тысячи африканцев, привезенные на земли острова Свободы двумя столетиями ранее, стали распространять свою культуру среди местного населения. Бывшие рабы заселили рабочие кварталы по соседству с выходцами из Европы и наполнили жизнь вокруг африканскими ритмами и танцами.
Примечательно, что в основе румбы находятся не просто африканские традиции, а культура отдельных народностей Африки. Если быть точнее, то это племена банту. Именно они заселили Гавану и стали прародителями танца. Что интересно, танцы банту относятся к светским, то есть их исполняли на различных праздниках. В них прослеживаются ритуальные корни, но они не носят основополагающий характер.
Европейцы, большую часть которых составляли испанцы, и африканцы — две культуры, на стыке которых и произошло рождение румбы. От испанцев стиль унаследовал стихотворный размер и вокальную манеру исполнения песен, от африканцев — барабанное звучание и энергетику.
Отмена рабства на Кубе не означала для негров наступления спокойной жизни. Тяжелый труд никуда не исчез, как и дискриминация. В отличие от США на острове Свободы черному населению жилось легче: африканцы наделялись правами белых. Но одновременно с этим им запрещалось занимать должность инженера или врача, а также… играть на национальных инструментах — барабанах. Если полиция видела в местах скопления людей музыкантов, играющих на тумбадорах или кахонах, то сразу же конфисковывала их.
Заставить народ, наполненный ритмами румбы, жить без музыки и танцев невозможно. Остроумные кубинцы придумали исполнять «румбу де бемба» на губах. По сути они извлекали звуки с помощью рта и губ, вгоняя представителей власти в замешательство. Так, стиль продолжал жить в начале XX века.
В 50-х годах исполнение румбы можно было увидеть только в городских соларесах. Они представляли собой жилые помещения, которые окружали внутренние дворики. Также энергия танца сопровождала рабочих на факториях по переработке сахара и в местных кабаках. В этих местах обычно собирались люди, хорошо знавшие друг друга. Поэтому они с удовольствием отдавались музыке и танцам, чтобы забыть о тяжелых буднях.
Получается, что румба изначально была жанром, присущим бедным слоям населения Кубы. Но примерно в 1952 году стиль начинает выходить из «подполья», из задворок солареса на театральные сцены. Его появление среди интеллектуалов связывают группой друзей, которые решили образовать румбу-ансамбль «Гуагуанко Матансеро». Вдохновением для них стали записи румбы, сопровождавшие посиделки местного населения в кабаке «Петух».
Новоиспеченный коллектив стал активно выступать на всевозможных праздниках, участвовать в различных телепередачах и радиоэфире. Через 2 года «Гуагуанко Матансеро» выпускают первую пластинку с записью «Куклы» («Los Muñequitos»), которая стала национальным хитом и до сих пор воспринимается как характерный стиль румбы, рожденный в провинции Матансас.
Ближе к 60-м годам за румбу «берется» правительство Кубы. Стиль становится политизированным. Министерство культуры начинает создавать организации, посвященные обучению танцу, принимать участие в развитии «народных» и профессиональных танцоров, активно продвигать стиль на различных мероприятиях.
Что вызвало такой интерес со стороны правящих чинов? Желание изменить ценности народа. Ведь история румбы — это прежде всего история темнокожих кубинцев. Если правительство лояльно относится к этому танцу, значит, все расовые предрассудки остались в прошлом. Политизация румбы — это попытка изменить общественные предубеждения.
Что происходит с румбой сегодня? Танец никуда не исчез. Более того, направление включено в программу латиноамериканских бальных танцев, наряду с самбой, ча-ча-ча, пасодоблем и джайвом.
За пределами Кубы
В США разговоры о румбе среди населения были слышны еще в 1914 году. Но особого восторга танец ни у кого не вызвал. Понадобилось около 20 лет, чтобы стиль обрел новую форму под названием «американская румба». Своеобразное перерождение жанра произошло под влиянием джаза — хореография наполнилась более простыми фигурами и четким ритмом шагов.
Европейцы обязаны появлению румбы у себя на родине учителю танцев Пьеру Лавеллу. Путешествуя по Кубе, он настолько вдохновился танцевальной культурой страны, что не смог оставить ее без внимания своих учеников в Лондоне. Стиль вызвал жаркие споры среди чопорных англичан, но это не помешало стандартизировать его в 1955 году. Кстати, кроме румбы, Лавелл обогатил культуру Старого Света и ча-ча-ча.
Интересные факты
-
Основные инструменты, которые используются для исполнения румбы, — тумбадоры, клаве и кахон. Все они относятся к ударным. Но для кубинцев особенно примечательна история появления кахона. В современном виде этот инструмент представляет собой деревянную коробку, на которую садится музыкант. В прошлом роль кахона исполняли большие ящики из дерева, используемые для перевозки рыбы из Испании на Кубу. Как только ящики освобождались, их забирали местные меломаны для извлечения низких звуков румбы.
-
Румба стала самым последним заграничным стилем, который был включен советскими хореографами в программу бальных танцев. Преподавателей времен СССР смущал провокационный характер стиля.
-
Полюбоваться исполнением румбы в кино можно благодаря популярной ленте «Маска» (1994 год). На зажигательные движения Джима Керри в сцене с полицейскими невозможно смотреть, оставаясь неподвижным. Плечи начинают двигаться сами собой.
-
По поводу происхождения названия стиля существует несколько версий. Первая гласит, что в основе лежит термин «rumboso orquestra». В начале XIX века так называли музыкантов, исполняющих танцевальные мелодии. Вторая тесно связана с Испанией, где слово «rumbo» используется в значении «путь».
Лучшие мелодии в ритмах румбы
-
«Guantanamera» — одна из самых популярных песен, созданных в жанре румбы. Точная дата ее появления неизвестна. Стихи были написаны Хосе Марти примерно в 1891 году. Музыкальное сопровождение появилось практически на 40 лет позже благодаря Хосе Фернандесу Диасу. О чем песня? О девушке из Гуантанамо, которая бросает главного героя после романтических отношений.
«Guantanamera» (слушать)
-
«La Paloma» или «Голубка». Сложно поверить, но этой композиции более 150 лет. Несмотря на преклонный возраст, она узнаваема с первых аккордов. Ее написал Себастьян Ирадьер, испанский композитор. Чем еще примечательна эта песня? Тем, что на сегодняшний момент количество ее записей превышает отметку в 2000. Среди известных исполнителей, спевших «La Paloma», значатся Элвис Пресли, Хулио Иглесиас и Мирей Матье.
«La Paloma» (слушать)
-
«Paxi Ni Ngongo» — чувственная и проникновенная песня в исполнении Bonga, ангольского композитора. И хотя этот певец был рожден далеко от острова Свободы, в его творчестве также прослеживаются африканские мотивы и борьба за независимость. Ведь Ангола, расположенная в Южной Африке, боролась за свободу от португальцев.
«Paxi Ni Ngongo» (слушать)
-
«Cantinero de Cuba» в исполнении кубинского певца Велфо Гутьерреса. Песня буквально пропитана историей кубинского народа, который любил отдыхать в тавернах. «Таверна на Кубе» — именно так и переводится песня, запоминающаяся легкой и красивой мелодией.
«Cantinero de Cuba» (слушать)
Румба всегда будет ассоциироваться с Кубой и духом свободы, которым его наполнили первые танцоры африканского и испанского происхождения. Этот дух до сих пор обитает на улочках Гаваны, где темнокожие кубинцы с удовольствием танцуют под будоражащие звуки африканских барабанов.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Румба