Антонио Вивальди «Лето» из цикла «Времена года»
Вивальди. Сегодня даже трудно представить, что имя одного из самых исполняемых композиторов, в своё время бывшего музыкальным кумиром даже королей, почти на двести лет было предано забвению. Однако время всё расставило по своим местам и справедливость восторжествовала. Гениальные сочинения выдающегося композитора волей судьбы вновь вернулись к исполнителям и слушателям, даря им радость от встречи с Прекрасным. Вивальди оставил потомкам богатое музыкальное наследие, однако самым популярным творением итальянского маэстро признаются концерты для скрипки, в нынешнее время объединённые в цикл «Времена года». Это четыре завораживающих композиции, весьма живописно воссоздающие красоту природы в каждый календарный сезон, среди которых особое восхищение вызывает красивая и эмоциональная музыка концерта под заголовком «Лето».
Историю создания скрипичного концерта «Лето» Антонио Вивальди, а также множество интересных фактов и содержание произведения читайте на нашей странице.
Краткая история
К сожалению, но сегодня ни одному биографу великого Антонио Вивальди не удалось ответить на вопрос: когда виртуозный скрипач и талантливый композитор сочинил свои самые знаменитые концерты, вошедшие в цикл «Времена года»? По этому поводу существуют лишь предположения и домыслы, но и они очень разнятся. Некоторые исследователи творчества Вивальди считают, что временной коридор создания данных выдающихся шедевров начинается с 1716 года и составляет семь лет. Иные же дополняют, что сама идея отобразить красоты природы в своих музыкальных творениях пришла композитору гораздо раньше, а именно в 1713 году, во время его путешествия на дилижансе в город Виченца, где маэстро было предложено поставить его первую оперу «Отгон на вилле». Эта была не первая поездка Антонио за пределы родной Венеции, но именно она наполнила его яркими впечатлениями от великолепия мелькающих пейзажей.
Впоследствии, из-за растущей популярности виртуозного скрипача такие путешествия композитора стали довольно частыми и потому любоваться живой природой он теперь мог в разное календарное время. Вивальди, как истинному горожанину было интересно наблюдать за цветущими весной садами, а осенью, как деревья наряжаются в разноцветную листву. Вероятно такое приятное созерцание и подтолкнуло Антонио к идее: всё это великолепие изобразить музыкальными звуками. Свои впечатления он решил воплотить в четырёх композициях, в каждой из которых отразить определённое время года: осень, зиму, весну и конечно же лето. По одной из «спорных» версий, излагаемых биографами: первоначальные наброски знаменитых концертов, Вивальди сделал в 1716 году. Важно отметить, что в то время Вивальди шёл 39-ый год и он уже тринадцать лет, после принятия священного сана, служил в богоугодном заведении – сиротском приюте «Оспедале делла Пиета», который на манер Неаполя стали именовать консерваторией. Традиционно по воскресеньям в церковном храме приюта устраивались благотворительные концерты для гостей Венеции и местной аристократии, которые по достоинству оценивая мастерство исполнения хора и оркестра, делали щедрые пожертвованиям для сиротского заведения. Вивальди в приюте «Пиета» занимал должность педагога, который был обязан учить воспитанниц игре на музыкальных инструментах, преподавать теоретические дисциплины, заниматься с девочками хоровым вокалом, репетировать и выступать на концертах с руководимым им оркестром. Кроме того, в обязанности маэстро входило постоянно освежать репертуар подвластных ему коллективов, то есть к церковным праздникам сочинять новые как хоровые, так и инструментальные произведения.
Вне всякого сомнения, что усердная, старательная работа Вивальди дала соответствующие результаты. Молва о талантливом музыканте и педагоге стремительно разлеталась не только по его родной Италии, но и за её границами. Брать уроки у знаменитого маэстро, исполнительским мастерством которого восхищался датский король Фридрих IV, оценивалась как большое везение. А помимо того, до Италии дошли заинтересовавшие Вивальди слухи, что некий немец по имени Иоганн Себастьян Бах для органа и клавесина переложил несколько его концертов, а затем исполнял их в церкви перед началом богослужения. Впрочем, популярность итальянского маэстро и далее продолжала расти стремительными темпами, так как помимо сочинения инструментальных композиций он заинтересовался сочинением оперной музыки, которая в то время пользовалась растущим спросом.
В 1718 году жизнь Вивальди заметно изменилась, в связи с тем, что он принял приглашение австрийского принца-наместника Филиппа Дармштадтского. Из Венеции, для которой наступили мрачные времена, Антонио переехал в Мантую, беспечно живущую за счёт иностранных правителей. Новый творческий период на службе у губернатора Мантуи был отмечен созданием большого количества не только инструментальных произведений для оркестра «Его Светлости ландграфа», но и музыки для оперных спектаклей, которые были весьма востребованы во время карнавальных сезонов. Именно этот вид творческой деятельности композитора привёл его к знакомству с начинающей певицей Анной Жиро. Композитор стал оказывать молодой девушке такое покровительство, что пошли нехорошие кривотолки, подрывающие его репутацию священника. Оправданиям Вивальди об их профессиональных и дружеских отношениях никто не верил, и потому возникла новая версия появления волшебных программных концертов, среди которых и вышеупомянутое «Лето». Впрочем, из-за пересудов, получивших широкую огласку, впоследствии некоторые музыковеды стали считать, что именно Анна Жиро была музой, вдохновившей маэстро на создания этих гениальных композиций, обессмертивших его имя.
Перед возвращением в Венецию, которое произошло 1720-м году, Антонио переправил свои композиции в нотное издательство Амстердама, однако там не торопились печатать произведения Вивальди. Лишь через пять с лишним лет, а именно в декабре 1725 года в одной из амстердамских газет появился анонс о том, что вскоре издательством будут опубликованы двенадцать концертов композитора Антонио Вивальди, озаглавленные «Искус гармонии и инвенции». Когда произведения вышли из печати все увидели, что четыре композиции имеют заголовки, соответствующие названиям времен года: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима».
Интересные факты
- В нынешнее время известно более двадцати пяти композиций великого Вивальди, которым сам маэстро дал программные заголовки. Впрочем, необходимо заметить, что только четыре произведения, а именно те, что вошли в цикл «Времена года», действительно оправдывают своё название и иллюстрируют предоставленный автором литературный текст.
- В своё время Антонио Вивальди признавался истинным виртуозом, которому не было равных. Своим исполнительским мастерством он поражал всех: и королей, и обычных людей, а потому о нём, как и о его соотечественнике великом Никколо Паганини спустя сто лет ходили разного рода легенды. Как отмечают современники, подвижность левой руки музыканта была настолько подвижна, что он своей феноменальной техникой приводил публику в безудержный восторг.
- На сегодняшний день никто не может точно сказать, кто сочинил сонет, который определяет программу концерта Антонио Вивальди под заголовком «Лето». Впрочем, один из соотечественников великого музыканта, который занимался изучением биографии маэстро высказал предположение, что поэтический текст к произведению сочинил сам автор.
- Антонио Вивальди оставил после себя богатое творческое наследие, однако необходимо заметить, что вновь сочинённые произведения он опубликовывал с большим опозданием или вовсе не отдавал их в издательство. Видимо композитор так охранял тайны своего виртуозного исполнительства. Впоследствии такую же тактику выбрал и Никколо Паганини.
- Антонио Вивальди заложил программу своих четырёх концертов из цикла «Времена года» в сонетах, однако в переводе, осуществлённым Владимиром Григорьевым мы читаем четверостишья. Такая замена сделана для более точной передачи смысла поэтических текстов.
Содержание
«Лето» (L'Estate). Это второе произведение, входящее в знаменитый цикл Антонио Вивальди «Времена года». Как и другие концерты, связанные композитором единством замысла, его предваряет лирическое стихотворение, в котором автор поясняет содержание своего музыкального сочинения. От нестерпимой жары и удушливого зноя страдают все: люди, животные и растения. Природа жаждет дождя. Все вокруг как будто замирает, но только звонкий голос кукушки, да щебетание щегла и горлицы нарушают оцепенелую тишину. Вдруг налетает буйный ветер, который поднимая в воздух тучи злых мошек, пугает молодого пастушка. Начинает сверкать молния, раздаются зловещие раскаты грома и с неба как из ведра обрушивается такая водяная лавина, что повреждает посевы. Однако вскоре ветер утихает, гроза уходит за горизонт, а дождь становиться тише и тише. Из всего вышеописанного следует, что произведение, у которого такая насыщенная программа, должно изобиловать звукоизобразительными элементами. И это действительно так.
В «Лето», изложенном Вивальди в соль миноре, как и в иных концертах цикла «Времена года» Вивальди отдал предпочтение контрастной трёхчастной форме. А именно в нём крайние разделы отличаются активностью и динамичностью, а средняя часть, несмотря на то, что в ней и присутствуют небольшие темпераментные эпизоды, отличается более спокойным характером.
Первый раздел концерта (Allegro non molto), ремаркой именованный автором «Изнеможение от жары», заключён в форму старинного концерта, главной особенностью которой является чередование основной темы и различных связующих интермедий. Он открывается музыкальной темой, картинно отображающей невыносимо знойный полдень, который описывается в сонете, предшествующем данному произведению. Оркестр тихо роняет весьма похожие на вздохи ниспадающие фразы. Исполняемые через короткие паузы, они явственно дают почувствовать дыхание летнего зноя и состояние истомы и лени. Вдруг нерасторопность душного дня прерывает звонкое щебетанье щегла, голосу которого вторит кукушка, затем вновь появляется основная тема, а за ней несколько нежных мотивов, которые на фоне размеренной тишины иллюстрируют чуть заметный шелест листвы, птичьи трели и стрекотание насекомых. Однако в один момент всё меняется и оркестр, резко перейдя с пиано на форте, уже изображает резкие порывы северного ветра, являющиеся предвестниками скорой грозы. После такого неожиданного непродолжительного вторжения, вновь возвращается первоначальное настроение истомы только на этот раз даже с интонациями жалобы. Это скрипка на фоне скупого басового аккомпанемента передаёт переживания земледельца по поводу гибнущего урожая. В завершении раздела порывы грозного ветра уже серьёзно заставляют обратить на себя внимание и в итоге занимают господствующее положение.
Средний раздел концерта, очень небольшой и включает в себя всего двадцать два такта. Заключённый в простую двухчастную форму, он построен на контрасте двух тем: adagio и presto. Первая, звучащая пиано, олицетворяет плачущего пастушка, которого пугает надвигающаяся стихия. Здесь солирующий инструмент поёт жалобную мелодию на фоне разделённых паузами ритмически остинатных мотивов первых и вторых скрипок, изображающих жужжание надоедливых ос и мух. Следующая тема – presto, колоритно рисует грозные раскаты грома приближающейся грозы.
Третья заключительная часть концерта иллюстрирует грозную стихию, предсказанную в предыдущих разделах. Музыка сразу окрашивается в тёмные тона, а затем стремительными гаммаобразными пассажами сначала вниз, а затем вверх выливает с неба украшенные вспышками молний мощные потоки воды. Ткань произведения насыщается разнообразными ритмическими и мелодическими фигурами. Грозное звучание, изображает бурю, которая с каждым мгновением набирает силу. Концерт завершается мощным унисоном всего оркестра, упреждающем, что стихия не отступает, а продолжает во всю хозяйничать.
«Лето». Данное творение великого итальянца Антонио Вивальди, входящий в цикл «Времена года», по праву считается бесценной жемчужиной, которая украшает не только скрипичный репертуар, но и всю мировую музыкальную литературу. Секрет необычайной популярности этого выдающегося сочинения заключается в удивительном звукоизоразительном мастерстве гениального маэстро. Слушая концерт «Лето» явно ощущаешь на себе знойную жару, вызываемую палящим солнцем, а затем попадаешь под такой проливной поток дождя, что даже становиться немного страшновато. И всё это композитор музыкальными звуками талантливо нарисовал в своём гениальном произведении.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: