Антонио Вивальди «Зима»

 

Антонио Вивальди «Зима»Каждое время года прекрасно по-своему и, возможно, зима не так приятна, как весна или лето, но в ней есть своё особое очарование, которое художники, поэты и, конечно же, композиторы воспевают в своих творениях. Всем любителям классической музыки хорошо известны такие выдающиеся шедевры, как симфония «Зимние грезы» Петра Ильича Чайковского, «Снежный покой» Яна Сибелиуса и «Шаги на снегу» Клода Дебюсси. Однако среди произведений, прославляющих зиму, есть ещё одно, в котором упомянутое время года отображено с особым колоритом. Это скрипичный концерт «Зима» величайшего итальянского маэстро эпохи барокко Антонио Вивальди. Данное сочинение, признанное настоящей скрипичной феерией, поражает звуковым великолепием и невероятным изобилием композиторской фантазии.

Историю создания скрипичного концерта «Зима» Антонио Вивальди, а также множество интересных фактов и содержание произведения читайте на нашей странице.

 

 

 

История

К большому сожалению, но в нынешнее время ни один биограф великого Вивальди не может назвать точную дату, когда из-под пера великого композитора вышел программный скрипичный концерт «Зима» из знаменитого цикла «Времена года». По некоторым версиям исследователей творчества легендарного венецианца, от первоначальной идеи и до осуществления замысла прошло довольно продолжительное время, охватывающее период протяжённостью почти десять лет.

Антонио Вивальди

Всё началось в 1713 году с поездки в Виченца – города, в котором должна была состояться премьера первой оперы Вивальди. Композитор путешествовал редко и в этот раз, сидя в дилижансе, он с каким-то особым интересом рассматривал проплывающие мимо пейзажи. В дальнейшем, из-за активной концертной деятельности, поездки Антонио из одного города в другой стали более частыми. Он колесил по Италии летом и зимой, весной и осенью, заинтересованно созерцая за всеми изменениями, происходящими в живой природе.

 

Прирождённому горожанину было любопытно наблюдать, как весной зацветают сады, а осенью деревья одеваются в багряные одежды. Видимо все это вдохновило и натолкнуло Вивальди на мысль: посредством музыкальных звуков отобразить сезонные изменения природы. Данную амбициозную идею он задумал воплотить в четырёх концертах, каждый из которых имел бы название определённого времени года, и по одной из версий первые наброски композиций Антонио сделал уже в 1716 году. В те времена, будучи священником, он служил в приюте для осиротевших девочек - «Оспедале делла Пьета» в должности концертирующего педагога.

Оспедале делла Пиета

В церкви приюта по воскресным дням проходили благотворительные концерты для местной аристократии и гостей Венеции, которые высоко оценивая совершенство исполнения оркестра и хора, делали для сирот Пьета щедрые пожертвования. Воспитанницам богоугодного заведения Вивальди преподавал теорию музыки, вокал, а также учил их игре на инструментах. Помимо этого он занимался с хором и проводил репетиции оркестра. Вдобавок в обязанности Антонио входило к каждому церковному празднику обновлять репертуар и сочинять новые инструментальные и хоровые произведения. Со временем имя композитора прославилось и обрело известность не только в Италии, но и за её пределами. Даже доходили сведения, что какой-то немец с именем Иоганн Себастьян Бах переложил для клавесина и органа ряд концертов знаменитого венецианца и часто играл их в своём соборе до начала богослужения. Взять несколько уроков у самого Вивальди расценивалась как большая удача, ведь его исполнительским мастерством восхищался сам король Дании Фридрих IV. Популярность композитора продолжала возрастать, и основанием для этого было его увлечение сочинением музыки к оперным спектаклям: в то время в Италии на данный вид искусства отмечался растущий спрос.

 

Любовь к театру и опере в 1718 году привели Вивальди в Мантую, где в то время господствовали австрийцы во главе с принцем-наместником Филиппом Дармштадтским. Там помимо опер для музыкальных театров, он создавал произведения для придворного оркестра губернатора и тем самым заслужил звание «главного капельмейстера двора Его Светлости ландграфа». Некоторые биографы предполагают, что возможно в это время Антонио решил осуществить идею, которая возникла у него несколько лет назад, то есть написать концерты, отображающие смену календарных сезонов, но тем не менее довести там дело до конца композитору так и не удалось. В 1720 году Вивальди вернулся в Венецию и вновь приступил к работе в Пьета, где его с нетерпением ждали воспитанницы приюта. Однако он продолжал разъезжать по Италии, ставить новые оперы и поражать публику на концертах своим виртуозным мастерством.  Антонио был весьма загружен, выполняя один композиторский заказ за другим, и вероятно работать над концертами ему приходилось от случая к случаю, урывками.

Вивальди «Времена года»

Впрочем, произведения были всё же написаны, и в середине декабря 1725 года в местной амстердамской газете появилось объявление об издании двенадцати концертов итальянского композитора Антонио Вивальди, которые озаглавлены общим названием «Искус гармонии и инвенции». Первые композиции имели заголовки «Весна», «Лето», «Осень» и «Зима», но сам автор не имел намерения объединить их в цикл. Общее название «Времена года» концерты получили лишь двести лет спустя, когда творчество гениального маэстро стало вызывать большой интерес.

 

Вивальди принц Гессен-Дармштадтский 

скрипка ноты «Зимы» Антонио Вивальди 

 

Интересные факты

  • В нынешнее время любителям классической музыки известно около тридцати сочинений Вивальди, которые носят заголовки, указывающие на программность данных сочинений. Однако стоит отметить, что только четыре композиции: «Весна», «Лето», «Осень» и «Зима», составляющие цикл «Времена года», имеют сопроводительный литературный текст и являются по-настоящему программными произведениями.
  • Антонио Вивальди в своё время признавался удивительным скрипачом-виртуозом, мастерство исполнения которого восхищало всех: от простых смертных до королей. Современники композитора в своих воспоминаниях отмечали особую ловкость его левой руки, которая с такой ошеломляющей скоростью двигалась по грифу, что приводило публику в дикий восторг и заставляло складывать о нём легенды.

 

  • Сегодня доподлинно неизвестно, кто автор сонета, раскрывающего программное содержание концерта «Зима», являющегося одной из частей цикла «Времена года». Однако по предположению одного из биографов Вивальди - соотечественника композитора, создателем поэтического текста является сам маэстро, сочинивший его во время одного из путешествий по дорогам Италии.
  • Перевод сонета, передающего программную сущность концерта «Зима», принадлежит Владимиру Григорьеву, который для более точного выражения смысла поэтического текста отказался от формы сонета и подменил её на четверостишие.
  • Творческое наследие Антонио Вивальди включает в себя большое количество многожанровых произведений, однако при жизни он не особо стремился их опубликовывать. Вероятно, композитор таким образом старался сохранять секреты своего исполнительского искусства. Спустя время точно такой же тактики придерживался и Никколо Паганини.
  • Концерт «Зима» Антонио Вивальди пользуется необычайной популярностью. Изначально написанный для скрипки, сегодня это произведение можно услышать с солирующей флейтой, виолончелью, баяном, саксофоном и гитарой. Помимо этого данное произведение довольно эффектно звучит на концертных площадках в переложении для фортепиано.
  • Кинорежиссёры частенько используют музыку скрипичного концерта «Зима» в своих фильмах. Например, это произведение можно услышать в таких популярных фильмах, как «Цена человека» (2013), «Десять тысяч святых» (2015), «Исчезнувшие» (2015), «Мелкие преступления» (2017), «Риск Тёрнера» (2019).

 

Содержание «Зимы» Вивальди

Концерт «Зима» (L’Inverno) является композицией, завершающей знаменитый цикл Антонио Вивальди «Времена года». Оно, как и предыдущие произведения, отличается яркой художественной изобразительностью и состоит из трёх контрастных частей: первой – энергичной, второй – лирической и третьей – блистательной. «Зиме» также предпослан сонет, поясняющий содержание музыки, а также авторские указания в нотах, комментирующие, что музыкант должен звукоизобразить той или иной музыкальной темой. Например, первая часть концерта, изначально сопровождается ремаркой композитора о том, что выпал снег и стало холодно.

Сочинение, написанное в тональности фа минор, четырёхдольном размере и с темповым указанием «Allegro non molto», открывается звучанием виолончелей и клавесина, постоянно повторяющими одну и ту же ноту восьмой длительности. В каждом последующем такте на однообразное биение басовых звуков наслаиваются монотонные звуки альтов, а затем скрипок. Стоит отметить, что в дальнейшем такая равномерная ритмическая фигурация будет являться фоном для музыкального материала практически на протяжении всего первого раздела. Вскоре, тоже с авторским пояснением, в диалог с оркестром вступает солирующая скрипка, которая своими красивыми пассажами, изображает не только порывистое дуновение холодного ветра, но и разукрашивание морозными узорами окон домов. В двадцать втором такте в нотах вновь появляется ремарка композитора, указывающая, что музыка должна отображать пронизывающую зимнюю стужу, заставляющую всех двигаться активнее. Впоследствии музыка произведения становится ещё драматичнее и такой остаётся до окончания раздела.

Средняя часть концерта «Зима», как было указано выше, по своему характеру абсолютно противоположна первоначальному разделу. Её спокойный и задушевный настрой колоритно отражает те строки сонета, в которых говорится о тепле, уюте и приятном потрескивании дров в каминной печи. Написанная в тональности Ми-бемоль мажор и простой двухчастной форме, композиция по фактуре делится на четыре музыкальных пласта. Первый - это мелодическая линия, исполняемая нежным голосом солирующего инструмента. Второй - гармоническая основа виолончелей и бассо континуо, третий - педальное звучание альтов и четвёртый - с авторским пояснением «дождь», исполнение пиццикато арпеджированной партии первых и вторых скрипок.

Третья часть (Allegro). Как повествуется в сонете, а также в авторских указаниях нотного текста в этом разделе композитор желал изобразить весёлую жанровую сценку: катание на коньках. Например, начинающие фигуристы очень осторожны, так как боятся упасть, а более опытные, показывают сложные пируэты, да так, что лёд не выдерживает и ломается. Музыкальный материал данной части, вновь вернувшийся в тональность фа минор, включает в себя более десяти следующих друг за другом без остановки небольших различных по ритму тем, живописно рисующих зимние народные забавы. Исключение составляет заключительный эпизод. Его тематический материал, который является наиболее продолжительным, иллюстрирует драматическую сцену противоборства северного и южного ветра. В итого произведение завершается весьма жизнеутверждающе, так как победа южного ветра означает наступление весны, а значит новое пробуждение природы.

«Зима». Это эффектное произведение знаменитого венецианца Антонио Вивальди, сочинённое триста лет назад, сегодня имеет всемирную известность и пользуется невероятной популярностью. Оно, украшая репертуары именитых музыкантов, признано бесценным шедевром, в котором звукоизобразительное мастерство композитора проявилось особенно ярко. Слушая его, можно явственно почувствовать не только холод, но и буйство непогоды данного времени года.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Антонио Вивальди «Зима»