Антонио Вивальди «Весна»
Времена года: весна, лето, осень, зима. Каждый из этих календарных периодов по-своему хорош и привлекателен. Лето нас греет ласковым солнышком и угощает вкусными ягодами и фруктами. Осень радует богатым урожаем и восхищает разноцветной листвой. Зима очаровывает искрящимся снегом, а также манит задорно покататься на санках и лыжах. Однако самым желанным всё же является весенний сезон, когда просыпается не только природа, но и человеческие души. Весна всегда вдохновляла талантливых людей на создание бесценных творений, среди которых особое место занимает скрипичный концерт великого Антонио Вивальди, входящий в его знаменитый цикл «Времена года».
Историю создания концерта Вивальди «Весна», а также множество интересных фактов и содержание произведения читайте на нашей странице.
Краткая история
Когда Антонио Вивальди впервые пришла мысль сочинить концерт «Весна», который впоследствии вошёл в его знаменитый цикл «Времена года»? Ответить на этот вопрос сегодня не может ни один биограф выдающегося композитора, и потому по данному поводу до сих пор высказываются лишь спорные предположения. Одни считают, что задумка отобразить в своих творениях временные изменения природы пришла Вивальди ещё в 1713 году, во время его творческой поездки в город Виченца. Это было первое путешествие Антонио по дорогам родной страны, ведь до того случая границы Венеции он никогда не покидал. Прогулка в дилижансе, с мелькающими за окном великолепными пейзажами, так впечатлила молодого композитора, что мысль воссоздать эти красоты в своих сочинениях глубоко запала в его душу. Иные исследователи творчества великого итальянца утверждают, что идея сочинить композиции, которые в итоге получили название «Времена года» появилась у Вивальди немного позднее, а конкретнее в 1716 году, так как по некоторым данным именно тогда композитор сделал первые наброски одного из концертов.
Антонио в то время было 38 лет, и он служил в сиротском заведении - консерватории «Оспедале делла Пиета». Работать в таком богоугодном заведении композитору позволял принятый им ранее священный сан. В должности преподавателя Вивальди обучал воспитанниц приюта не только теории музыки и хоровому пению, но и освоению скрипичных инструментов. В результате руководимые им хор и оркестр на воскресных благотворительских концертах своим искусным исполнением так восхищали местных аристократов и гостей Венеции, что они не скупясь оставляли для сироток щедрые денежные пожертвования. Помимо педагогической работы, у Вивальди в приюте «Оспедале делла Пиета» была ещё одна обязанность: к каждой праздничной церковной дате он должен был сочинять новые как инструментальные, так и хоровые произведения. Вне всякого сомнения, что такая активная творческая деятельность Антонио не осталась без внимания.
Молва о таланте виртуозного скрипача и музыкального педагога, мастерством которого восторгались даже короли, быстро разлетелась по Италии, а затем устремилась и за её пределы. В связи с ростом популярности и соответственно увеличению композиторских заказов Вивальди стал больше путешествовать по стране, а потому любования красотами природы в разное время года стали для него более доступными. Цветущие весенние сады, а также окрашенные в яркое разноцветье осенние деревья настолько впечатляли Антонио, что его желание изобразить всё это очарование музыкальными звуками становилось всё сильнее и сильнее. Для себя композитор сразу определил: должно быть четыре концерта, в каждом из которых необходимо обособленно отразить весну, лето, осень и зиму.
В 1718 году в жизни Вивальди произошли весьма значимые изменения. Он впервые надолго уехал из родной Венеции и по приглашению австрийского принца Филиппа Дармштадтского обосновался в Мантуе, где направление творческой деятельности композитора заметно поменялось. Для оркестра высокородного наместника он сочинял разнообразные инструментальные произведения, но также уделял много времени для создания музыки к оперным спектаклям, которые во время карнавальных праздников привлекали много публики. Тогда же Антонио познакомился с молодой певицей Анной Жиро и начал оказывать ей особое покровительство. В чисто дружеские и профессиональные отношения композитора и певицы никто не верил, а потому стали распространяться сплетни, вредившие репутации Вивальди – священника. Эти дурные кривотолки были настолько обнародованы, что впоследствии даже некоторые биографы композитора поверили, что Анна Жиро явилась музой, вдохновившей его на сочинение четырёх гениальных произведений, среди которых был вышеупомянутый концерт под заголовком «Весна».
В Венецию Антонио вновь вернулся в 1720 году, но перед этим ряд своих произведений, в числе которых были полностью написанные и отредактированные четыре календарных концерта, отправил в Амстердамское издательство. Все эти сочинения были опубликованы спустя пять лет под общим заголовком «Искус гармонии и инвенции», и лишь первые композиции имели самостоятельные названия: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима».
Интересные факты
- Вивальди в своём творческом наследии оставил потомкам около тридцати произведений, которые имеют программные названия. Однако из них лишь четыре композиции, а именно составляющие цикл «Времена года», на самом деле оправдывают свои заголовки и отображают литературный текст, который автор выбрал в качестве эпиграфа к своим сочинениям.
- Антонио Вивальди в своё время признавался таким блестящим виртуозом, в совершенстве владеющим техникой своего искусства, что ему не было равных. Своим незаурядным мастерством великий скрипач восхищал как простых людей, так и королей. Его удивительно искусное исполнение приводило слушателей во всеобщий восторг, а феноменальная техничность левой руки и красота произведений, создавала благодатную почву для сочинения о музыканте различных мифов и легенд.
- Сегодня ни один биограф композитора Антонио Вивальди не может уверенно ответить на вопрос: кто автор сонета, предваряющего концерт с названием «Весна»? Тем не менее всё же существует предположение, что эти поэтические строки сочинил сам композитор.
- Богатое творческое наследие Антонио Вивальди включает в себя около восьмисот разножанровых произведений, при этом важно отметить, что практически все свои вновь созданные произведения он не торопился отдавать в издательство или вовсе не опубликовывал. Возможно таким образом композитор не хотел делиться своими исполнительскими секретами. Ровно через сто лет такой же профессиональной хитростью пользовался и Никколо Паганини.
- Среди страстных почитателей музыки Антонио Вивальди были такие монаршие особы, как датский король Фридрих IV и французский король Людовик XV. Например, в Версале, чтобы угодить и порадовать своего государя на музыку концерта «Весна» поставили балетный спектакль.
Содержание
«Весна». «La Primavera». Так называется первый концерт (Ми мажор), открывающий знаменитый цикл скрипичных концертов Антонио Вивальди «Времена года». Написанный в трёхчастной форме, где подвижные по характеру первый и последний разделы контрастируют со спокойной средней частью, он сопровождается поэтическими строками, а которых автор раскрывает свои композиторские замыслы.
В музыке много изобразительных элементов, которые отображают пение птиц, журчание ручья, раскаты грома и шелест листвы. Оркестр своей звуковой палитрой рисует порывы ветра, предвещающие грозу, а затем и саму стихию с проливным дождём и грозными вспышками молний.
Первый раздел произведения (Allegro), озаглавленный композитором «Пришла весна», имеет форму старинного концерта, то есть его главная тема постоянно чередуется со связующими построениями – интермедиями.
Композиция открывается жизнерадостной мелодией, отражающей восторженное настроение человека в связи с наступлением весны. Необычайную яркость музыке добавляет эффект эха, который для большей выразительности был весьма часто применяем композиторами эпохи Барокко. Затем в исполнении солирующей, и также скрипок оркестра звучат весёлые наигрыши, искусно имитирующие задорное пение птиц. Вскоре, после повторного проведения основной темы, и в соответствии с ремаркой композитора, живописно изображается плеск воды в бегущем ручье. Следом, за вновь прозвучавшим рефреном, музыкальная палитра вдруг приобретает тёмные оттенки: стремительный и жёсткий унисон оркестра предупреждает о надвигающейся грозе. Пассажи скрипок изображают открывающиеся и раскрашенные вспышками молний небеса, которые выливают на землю водяные потоки. Далее тучи рассеиваются, и опять возвращается прежнее настроение. Вновь ласково засветило солнышко, чарующий птичий щебет разносится по окрестностям, а воображение слушателей, вдохновившись такой музыкой, само невольно рисует красочные картины пробуждающейся весенней природы.
Часть вторая. Largo. «Спящий пастух» - так Вивальди озаглавил данный раздел концерта, который написан в старинной двухчастной форме, тональности до-диез минор и трёхдольном размере. Как было сказано выше, по характеру он контрастен энергичной первой части, то есть отличается лиричностью и певучестью. Необходимо также отметить, что звукоизобразительность автора в этой композиции достойна восхищения. Фактура произведения включает в себя всего три пласта. Верхний слой – это мелодичная в стиле бельканто красивая мелодия солирующей скрипки, иллюстрирующая безмятежный сон юного селянина. Средний пласт поручен первым и вторым скрипкам. Они с указанием композитора sempre pianissimo исполняют партию, в которой главенствующим является мягкий пунктирный ритм, воссоздающий шелест молодой листвы. Третий слой поручен альтам. Их короткие реплики изображают тявканье собаки, преданно охраняющей отдых своего хозяина.
Третья часть. Allegro. «Танец-пастораль». В этом заключительном разделе концерта вновь возвращается Ми мажорная тональность, жизнерадостное настроение и энергетика первой части. Сельские жители, радуясь приходу весны, исполняют весёлый танец, напоминающий, как сицилиану, так и жигу. Здесь автор вновь использует форму старинного концерта, где основная тема, весьма похожая на рефрен, сменяется различными связующими эпизодами, в которых передаётся невероятное количество оттенков радости и даже немного грусти (минорный эпизод).
«Весна». Данное выдающееся творение великого итальянского композитора, созданное три столетия назад, в нынешнее время считается драгоценным шедевром, занимающим достойное место в сокровищнице мировой музыкальной культуры. Произведение пленяет слушателей красотой музыкального материала и звукоизобразительным мастерством автора, которое можно охарактеризовать не только как уникальное, но и магическое.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: