А. Рыбников рок-опера «Юнона и Авось»

 

А. Рыбников Рок-опера «Юнона и Авось»«Я тебя никогда не увижу, я тебя никогда не забуду» - эти пронзительные строки увековечили историю любви юной испанки и русского дипломата. Рок-опера «Юнона и Авось» стала примером того, что искусство способно возрождать к жизни забытые события, имена и чувства.

Краткое содержание рок-оперы Рыбникова «Юнона и Авось» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

 

 

Действующие лица

Описание

Николай Петрович Резанов Камергер, русский граф
Кончита Испанская красавица
Хосе Дарио Аргуэльо Ее отец
Федерико жених Кончиты

 

 

Краткое содержание рок-оперы «Юнона и Авось»

Краткое содержание рок-оперы «Юнона и Авось»

Камергер Николай Петрович Резанов не находит себе места после смерти жены, обивая императорские пороги в целях создания Русско-Американской компании. Наконец, он получает высочайшее соизволение отправиться на кораблях «Юнона» и «Авось» к берегам русской Аляски для улучшения снабжения местных поселений и развития торговли с Калифорнией.

Прибыв в Сан-Франциско, Резанов знакомится с комендантом Хосе Дарио Аргуэльо и влюбляется в его 15-летнюю дочь Кончиту. Кончита отвергает жениха Федерико ради блистательного и страстного чужеземца. Происходит помолвка, Резанов должен завершить дела в Америке и поехать в Санкт-Петербург за разрешением на брак с католичкой. Кончита просит взять ее с собой: «Я буду тебе парусом в дороге!». Фатальное предчувствие не покидает влюбленных. Встретиться еще раз им так и не удалось – стремясь скорее добраться до дома, Резанов заболевает и умирает в Сибири. Кончита ждет любимого тридцать лет…

 

 

 

 

Продолжительность спектакля
I Акт II Акт
65 мин. 65 мин.

 

 Фото:

«Юнона и Авось» краткое содержание «Юнона и Авось» содержание

«Юнона и Авось» интересные факты 

Интересные факты

  • В либретто присутствуют цитаты из исторических документов, но ряд фактов – вымышлен. К примеру, «Юнона» и «Авось» не покупались Резановым на санкт-петербургской верфи. На самом деле из столицы вышли корабли английского производства с наименованиями «Нева» и «Надежда». Корабль «Юнона» был куплен уже в Америке – вместе с провизией, поскольку русские поселения на Аляске плохо снабжались, их жители почти голодали. А тендер «Авось» принадлежал Российско-Американской Кампании и был построен на Аляске.
  • В 2009 году «Юнона и Авось» была поставлена в театре Алексея Рыбникова. Спустя несколько лет композитор отозвал права на исполнение произведения у «Рок-оперы». Спектакль был одним из бриллиантов в афише петербургского театра, не имеющего собственной сцены и большую часть года проводящего в поездках по стране. Кроме того, с 2010 года «Рок-опера» лишилась государственного финансирования. Сегодня по России активно гастролирует «Юнона» театра Рыбникова, при этом в Ростове-на-Дону, Иркутске, Красноярске и других городах имеются собственные постановки рок-оперы.
  • В 1991 году театр «Рок-опера» исполнял «Юнону и Авось»  в Форте Росс – месте ее реальных событий.

Форт Росс

  • Трагедия двух сердец, поднятая из небытия талантом композитора и поэта, настолько потрясла людей двух континентов, что в честь влюбленных был совершен обряд – на торжественной церемонии открытия памятника на могиле Резанова в Красноярске в 2000 году американская делегация развеяла над местом его упокоения землю с могилы Кончиты в Бенише (Калифорния). И забрала горсть земли для аналогичного ритуала по ту сторону океана.
  • После того, как Н. Караченцов получил травму в 2005 году, роль Резанова перешла к Д. Певцову, ранее участвовавшему в массовке спектакля. Он вышел на сцену в новом качестве через три недели после аварии Караченцова.
  • В 1983 году была снята телеверсия спектакля «Ленкома», в 2002 году к 20-летию спектакля была снята новая киноверсия с Н. Караченцовым, А. Большовой и В. Раковым.
  • «Юнона» и «Авось» второй совместной работой Захарова и Рыбникова. В 1976 году они выпустили рок-оперу «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты».
  • История Кончиты и Резанова также нашла свое отражение в литературной исторической миниатюре В. Пикуля «Резановский мавзолей».
  • Одним из горячих поклонников произведения с момента его появления стал французский модельер Пьер Карден – именно он организовал в 1983 году первые зарубежные гастроли спектакля в Париже.
  • В своей книге «Авось» Н. Караченцов вспоминает, что на приемке «Юноны» и «Авось» госкомиссией у него дрожали колени.
  • В ленинградской-петербургской версии «Юнона и Авось» одним из главных персонажей спектакля стал Звонарь – альтер эго Резанова. Именно его колокол стал символом театра «Рок-опера». А партию Богоматери в спектакле исполняют два женских голоса, создавая поистине неземное звучание.

 

 

 

 

Лучшие номера

«Я тебя никогда не забуду» - романс, имеющий уже собственную историю (слушать)

«Белый шиповник» - тема Кончиты и вторая по популярности мелодия рок-оперы (слушать)

«Аллилуйя!» - торжественный финал (слушать)

 

История создания и постановок рок-оперы «Юнона и Авось»

Вначале было слово. И слово это пришло с берегов Америки, тех самых, что хранили в недрах своих эту историю. Именно там Андрей Вознесенский познакомился с поэмой Брета Гарта «Консепсьон ди Аргуэльо». Его поразил и сам сюжет, и то, что американцы знали о нем гораздо лучше, чем русские. По возвращении в Москву Вознесенский начал собирать сведения об этих событиях, по результатам архивных поисков в 1970 году родилась поэма «Авось!». Поэма писалась с таким вдохновением, что Андрей Андреевич отменил даже ближайшие выступления и поездки.

Спустя несколько лет поэт познакомился с Марком Захаровым, главным режиссером московского театра имени Ленинского Комсомола, они обсудили несколько идей, возникших у Захарова и композитора Алексея Рыбникова, который написал аранжировки на темы православной духовной музыки и хотел воплотить их на сцене. Вознесенский сразу отбросил прочие темы и предложил Захарову почитать «Авось!». На следующее утро вопрос сюжета нового спектакля решился.

Алексей Рыбников

В 1980 году была записана пластинка, ее презентация состоялась при странных обстоятельствах одним зимним вечером в московском храме. Алексей Рыбников рассказал о своем новом произведении и несколько десятков человек в неотапливаемом помещении полтора часа слушали музыку рок-оперы.

Создатели «Юноны и Авось» шли такими путями, поскольку их произведение не издавалось студией «Мелодия». Рыбникову пришлось через суд с Министерством культуры устанавливать свое авторство. Пластинка вышла уже после спектакля и стала одной из самых успешных в Советском Союзе, превысив тираж в 10 млн. экземпляров.

Постановку ожидала куда более счастливая судьба – ее с первого же раза приняла госкомиссия, несмотря на молитвы, рок и провокационный текст, и 9 июля 1981 года состоялась премьера. На этом спектакле, как и на всех остальных вплоть до 2005 года роль Николая Петровича Резанова исполнял Николай Петрович Караченцов. Первой Кончитой стала Елена Шанина. Хореографию поставил Владимир Васильев, которого в театр привел Караченцов, он создал не просто танцевальные номера, а сложный пластический рисунок.

Параллельно материал рок-оперы попал в труппу, созданную на базе ансамбля «Поющие гитары» в Ленинграде. Режиссер Владимир Подгородинский выпустил спектакль 31 декабря 1985 года. Это было самостоятельное произведение, не похожее на постановку Захарова, но получившее признание даже московской публики. Ленинградская труппа состояла из профессиональных вокалистов, поэтому сделала музыкально безупречный спектакль, в то время как у коллег из столицы явно главенствовала драматическая линия. С 1989 года коллектив называется «Санкт-Петербургский театр «Рок-опера»».

Успех «Юнона и Авось» невероятен – московский спектакль идет по сей день с аншлагами, петербургский выдержал более 2000 представлений, обе версии за годы своего существования с гастролями посетили несколько континентов.

 

Предыстория «Юноны и Авось» 

Николай Петрович Резанов происходил из семьи обедневшего дворянского рода. Еще подростком поступил на военную службу, но через 9 лет внезапно покинул ее, перейдя на службу гражданскую. Здесь карьера его развивается стремительней и успешней, к 30 годам он уже в штате первого фаворита Екатерины Второй П.А. Зубова. Получив задание сопровождать духовную миссию в Сибирь и передать несколько поручений императрицы местному губернатору, Резанов отбывает в Иркутск.

Николай Петрович Резанов

Одним из виднейших предпринимателей восточной окраины страны был Г.И. Шелехов, чья компания практически монополизировала торговлю в регионе и благодаря своей деятельности присоединила Аляску к России. В Резанове Шелехов увидел близкого по духу человека, помимо хватки и предпринимательской жилки обладающего еще и столь нужными качествами как близость к первым лицам государства и дворянский титул. Соединение денег, влияния и общественного положения было заманчиво для обеих сторон, и Шелехов выдает за Резанова свою дочь Анну, которой в тот момент было только 15 лет.

Всего полгода спустя после свадьбы Резанов становится обладателем части капитала Шелехова – тесть скоропостижно скончался в 1795 году. Резанов на высшем уровне радеет за создание единой компании для развития русской Америки и становится ее главой.

В 1802 году после сложных вторых родов супруга Николая Петровича умирает. Он был очень счастлив в браке и с большим трудом нашел в себе силы жить дальше.

 

   

 

В некоторых письмах Резанов писал, что настоящей его любовью осталась покойная супруга Анна, а обручение с Кончитой было только дипломатическим шагом. Про юную красавицу тоже сообщали, что она воодушевлена более положением и состоянием жениха, нежели романтическими чувствами. Тем не менее Резанов гнал коней через Сибирь, рискуя жизнью, чтобы как можно скорее вернуться в Петербург за разрешением на брак, а Кончита в течение года ежедневно приходила на побережье, ожидая появления русских кораблей на горизонте. Разве это не лучшее доказательство того, что любовь оказалась «сильнее расчета»?..

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

 

Вернуться назад

 

Рок-опера «Юнона и Авось»