Тайный мир Р. Шумана в «Карнавале»

Роберт Шуман Карнавал
Роберт Шуман – один из интереснейших композиторов, чья жизнь одновременно восхищает, вызывает сочувствие и поражает. Его музыкальные произведения завораживают красотой, яркими образами, а личность полна загадок.


Каким он был на самом деле? Исследователи отмечают, что Роберт Шуман находился в двух состояниях: безумно счастливом, что не мог даже разговаривать либо необычайно подавленном, что не мог вымолвить и слово. К тому же он постоянно был погружен в свой мир мечтаний. Этот нереальный мир он и переносил в свои музыкальные произведения. Так, в «Карнавале» Шуман отразил все свои удивительные качества, всю противоречивую и эмоциональную натуру.
Что это за произведение? «Карнавал» это цикл из небольших пьес, рисующих яркие картинки – гостей праздника и саму атмосферу. Казалось бы в нем должны отражаться праздник, веселье и ничего больше, но не все так просто… Кстати, по иронии судьбы, тема карнавала связана с трагическими событиями в жизни композитора, случившимися несколько лет спустя. После неудачной попытки самоубийства, когда он бросился ночью в реку и рыбаки его вытащили из ледяной воды, спасатели вели обезумевшего Шумана сквозь карнавальную толпу. Как известно, после этого он принял решение отправить в психиатрическую лечебницу, откуда уже не вернулся…

 

 

Но вернемся к «Карнавалу» Шумана. Это произведение, написанное еще молодым композитором в самый расцвет его творчества, перекликается с одним из его литературных очерков и цель его борьба с рутиной, мещанством. Темы казалось бы вечные. Но как это делает Шуман! Все представлено в виде отчета корреспондента, который побывал на балу и стал очевидцем стычек между давидсбюндлерами и филистимлянами. Сам маэстро назвал свое произведение «Миниатюрными сценами на 4-х нотах». Эти ноты – звуки ASCH. Одновременно это и название городка в Чехии и буквы, взятые из фамилии композитора. Вся тайна зашифрованного послания находится в пьесе «Сфинксы» расположенной в середине цикла, перед номером 9. Написана пьеса непривычными для нас средневековыми нотами – бревисами, что усиливает эффект таинственности. Удивительно, но она обычно не исполняется музыкантами и не имеет номера в цикле, хотя в свое время ее мастерски показал А. Рубинштейн.


Еще одна интересная деталь кроется в персонажах, участвующих в карнавале. Они все здесь яркие и своеобразные, но особенно выделяются Эвзебий и Флорестан. Они совершенно противоположны, но одновременно неразрывно связаны друг с другом, а представляют не что иное, как самого композитора. Шуберт сам признавался, что они рисуют его двойственную натуру: лирический, мечтательный Эвзебий и порывистрый, решительный Флорестан. Кроме того, в «Карнавале» представлена вереница портретов близких и реальных людей. Прислушайтесь внимательно, кого из великих музыкантов вы узнаете в пьесах? Возможно, гениального Н. Паганини или Ф. Шопена?
«Карнавал» гениальное произведение по своему замыслу и смелости воплощения. Особая его прелесть в том, что до сих пор эти миниатюрные сцены поражают и восхищают слушателей.