Прелюдии Скрябина

 

прелюдии Скрябина

Александр Николаевич Скрябин представляет собой интересную и достаточно мистическую фигуру конца XIX и начала XX века. Он всегда стремился к созданию нового и открывал совершенно иные по звучанию музыкально-колористические грани. Нельзя упускать из виду, что, кроме неоспоримого дара к сочинительству, Александр Николаевич в совершенстве владел фортепиано и блестяще исполнял самые сложные с технической стороны произведения. Страсть к собственному делу сподвигла его на создание музыкальных шедевров – фортепианных прелюдий. Узнать историю их создания, прочитать интересные факты о творчестве композитора, а также послушать произведения можно на нашей странице.

 

История

Любовь к фортепиано привила мать композитора, которая была весьма одаренной пианисткой. Еще будучи маленьким ребёнком Александр заслушивался тем, как мама музицирует за домашним роялем. Но она рано покинула его, и воспитанием занялась не менее талантливая тётушка. Увлеченность музыкой, превосходная память и слух позволили добиться видимых успехов в освоении фортепиано. Именно поэтому весомую часть творческого наследия составляют циклы прелюдий, написанные для данного инструмента. Сочинения отражают не только богатый внутренний мир композитора, но и атмосферу времени, в которое он жил. Устремление к обретению свободы, наслаждение каждым мгновением жизни – вот, что стало неистощаемым источником вдохновения.

На протяжении всего творческого пути композитор обращался к сочинению в данном жанре. Наилучшими творениями считаются опусы №11, 32 и 74. Данные циклы в полной мере раскрывают характерные черты периода, в который они были написаны.

В отличии от предшественников, музыкант не стремился укрупнить композицию. Миниатюра в его творчестве по-прежнему имела довольно небольшие размеры. При этом прелюдия в полной мере могла зафиксировать эмоциональное состояние. В процессе развития Скрябину удалось увеличить амплитуду развития аффектов. Спектр чувств в одном миниатюрном сочинении мог передавать диаметрально противоположные грани.

Современники высоко оценивали сочинения. Еще при жизни Скрябин часто исполнял собственные композиции, которые пользовались популярностью.

 

 

 

Прелюдии из разных опусов были включены в репертуар лучших мировых пианистов, как XX века, так XXI столетия, среди которых:

  • Владимир Горовиц;
  • Генрих Нейгауз;
  • Михаил Плетнев;
  • Святослав Рихтер;
  • Владимир Софроницкий.

Каждый из перечисленных выше гениев сумел внести собственное видение и создать по-настоящему интересную интерпретацию. Тем не менее, считается, что авторское исполнение, найти которое на сегодняшний день достаточно сложно, является эталоном. Скрябину, как исполнителю, удавалось практически невозможное в плане звукоизвлечения. Своеобразная «нервная» техника буквально гипнотизировала слушателей, заставляя вникать в каждый звук, и держа аудиторию в постоянном напряжении. При этом он сохранял абсолютно спокойное выражение лица. За его способность передавать настроение его нередко называли Шопеном своего времени.

 

Интересные факты

  • В 2006 году был снят документальный фильм «Человек, создавший Бога», рассказывающий о творческом и биографическом пути композитора.
  • В творчестве Скрябина представлено пятнадцать циклов. В общем создано – 83 прелюдии. Самым крупным считается опус 11, он включает в себя 24 сочинения.
  • Кроме фортепианных прелюдий музыкант в 1898 году пишет произведение в данном жанре для оркестра, получившее название «Мечты».
  • Любимыми композиторами Скрябина были Шопен и Чайковский.
  • В 15 лет юный музыкант решил сочинить фортепианную балладу, но оставил ее незавершенной. Музыкальный материал стал основой для прелюдии ми минор в опусе 11.
  • Александр Николаевич Скрябин первым ввел понятие «цветомузыка», как теоретический термин, несмотря на то, что Римский-Корсаков также обладал данным даром. Так каждая тональность имела собственную краску. Тональность до мажор имела красный цвет, а фа-диез мажор, считающаяся олицетворением космоса и вселенной проецировалась в синих красках. В этом начинает проявляться склонность к символизму.
  • В честь музыканта в 1959 году был назван первый русский синтезатор – «АНС». Инструмент имеет широчайший диапазон: 10 октав, в каждой из которых по 72 звука. Особенностью данного музыкального прибора можно назвать возможность воспроизведения соответствующими звуками нарисованного изображения на специальном дисплее. На данный момент синтезатор существует в единственном экземпляре.
  • На концертах музыкант практически никогда не исполнял опус 74. Однажды Скрябину нагадали, что данное число принесет ему несчастье, поэтому он старался избегать его. Тем не менее данный опус стал последним в жизни законченным циклом. Получается предназначение сбылось?
  • Прелюдия была одним из самых любимых жанров.

 

 

Эволюция в жанре миниатюры

На протяжении всей жизни Скрябин постоянно сочинял в жанре миниатюры, и в итоге создал 15 циклов прелюдий.

Любовь к творчеству Шопена не могла не отразиться на сочинениях композитора. Так за несколько лет, включающих в себя также годы активных гастролей по странам Европы, был создан Op. 11, состоящий из 24 прелюдий. Полностью сборник был написан в 1896. Максимализм, проявляющийся в характере, уже тогда давал о себе знать и первоначально юный гений замышлял написать два подобных цикла, но после отказался от этой идеи.

Данный цикл представляет собой калейдоскоп образов, характерных для жизненного периода. Невероятные впечатления воплотились в музыкальных картинах, наиболее яркими из которых являются следующие номера:

  • №5 (ре мажор) словно наполнена умиротворением и спокойствием, которое обозначает нарастающий световой поток. Взволнованность, преобладающая в середине, подчеркивает кульминацию, после которой вновь возвращается жизнерадостный оттенок.
  • №10 (до-диез минор) достаточно драматичная. Постоянное напряжение, выраженное в звуковой экспрессии, подчеркивает трагичность музыки и ее отрешенность. В этой прелюдии можно заметить первые очертания образов волеизъявления.
  • №14 (ми-бемоль минор) напоминает эмоциональный вихрь, состоящий из подъёмов и спадов. Постоянное стремительное движение кажется сметает всё на собственном пути. Насыщенность фактуры позволяет слушателю сконцентрироваться на образной составляющей.
  • №15 (ре-бемоль мажор) соткана из воздуха. На фоне лёгкого и невесомого аккомпанемента появляется песенная и изящная мелодия. В миниатюре воплощаются характерные черты для лирики Скрябина в том числе склонность к пасторали.

 

В 1895-1896 году появляется четыре циклических произведения достаточно схожих стилистически с предыдущим сочинением. Стоит отметить, что нумерация циклов по датам немного запутана, так в 1895 году были выпущены опусы 13 и 16, а в 1896 – 15 и 17. Особенную ценность для музыкального мира представляют следующие композиции:

  • Op.13 №3 отражает мир светлой лирики;
  • Op.17 №5 наполнена глубокой душевной болью и страданиями.
  • Op. 16 №4 – воплощение патетики.
  • Op. 15 №5 таит в себе много романтической печали.

 

В 1897 свет увидит еще 4 великолепных прелюдии, которые будут подписаны 22-м опусом. На время композитор отстраняется от миниатюр в пользу более крупных форм. Лишь в 1901 году будут написаны две разноплановые прелюдии, наполненные глубокими философскими идеями. Именно в это время музыкант начинает увлекаться философией, происходит переосмысление места человека в этом мире.

1903 год становится невероятно богатым на создание миниатюр. Так из-под пера композитора появилось пять циклов, каждый из которых отличается своеобразием. Были написаны прелюдии опус 31, 33, 35, 37 и 39. Каждый цикл, за исключением 35-го, состоит из 4 прелюдий. Во всех музыкальных сборниках преобладают мажорные тональности, что говорит прежде всего об оптимистических взглядах на жизнь. Особенно музыковеды выделяют опус 37. Он богат новыми, свежими и яркими гармоническими оборотами.

В 1905 году опубликован 48 опус, состоящий из четырех прелюдий, объединенных одним образом. Первая и четвертая прелюдии из данного сочинения как бы образуют структурно-логическую арку, что выявляет некоторые признаки поэмности. В большей мере выражены патетически-волевые стремления.

Всё чаще Александр Николаевич обращается крупным формам. Практически семь лет он не пишет фортепианные прелюдии. Лишь к 1912 году, когда он окончательно переберется в Россию, он вновь вернется к жанру миниатюры, привнеся в него несущественные изменения. В опусе 67, содержащим всего два произведения, он не пытается укрупнить миниатюру, тем не менее объединяет два сочинения по принципу контраста.

5 фортепианных прелюдий op. 74, написанные в 1914 году станут финальным сочинением в жанре миниатюры. Родственными в данном опус-магнум считаются сочинения 2 и 4. Их объединяет сумрачно-тревожный характер, совершенно не свойственный для раннего и зрелого творчества. В 1 и 3 номере словно воскрешены средства, используемые в далёком 1896 году. Круг миниатюр замкнулся.

 

 

Каждая из прелюдий – это маленький мир, сотканный из звуков. Скрябин словно художник старается яркими красками создать настоящий шедевр. У него получается невероятно яркое полотно, передающее богатый спектр эмоций. Можно вслушиваться в каждый звук и находить новые оттенки. Сложное в простом. В этом и заключается мастерство, в этом весь Скрябин.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

 

Видео: слушать Прелюдию Скрябина