Иоганн Себастьян Бах «Ария»

 

Иоганн Себастьян Бах «Ария»Величайший композитор всех времен Иоганн Себастьян Бах оставил нам бесценное творческое наследие, включающее сочинения различных музыкальных жанров. Создав большое количество произведений, основанных на образах Библии, гениальный маэстро не оставлял без своего внимания и светскую музыку. К огромному сожалению, большая часть оркестровой музыки Баха была потеряна, но то, что осталось, представляет драгоценные шедевры и среди них настоящим бриллиантом по праву можно назвать знаменитую «Арию» - вторую часть из «Оркестровой сюиты» №3. Вряд ли сегодня найдется более известное произведение для струнных инструментов, созданное в эпоху барокко.

Историю создания «Арии» Баха, а также интересные факты и содержание произведения читайте на нашей странице.

 

 

 

История

Так случилось, что Иоганн Себастьян Бах часто менял место жительство и последний период в своей жизни: с весны 1723 года и до самой смерти в 1750 году, провёл в Лейпциге. Здесь он изначально занимал такие престижные должности, как кантор в церкви св. Фомы и музыкальный директор всех церквей города, затем возглавлял Музыкальную коллегию, а потом был назначен на должность придворного композитора. Эти лейпцигские годы гениального маэстро часто ассоциируются с такими эпическими хоровыми шедеврами, как «Страсти по Матфею», «Месса си минор» и с основной частью написанных им церковных кантат.

Иоганн Себастьян Бах

Несмотря на невероятную загруженность, ведь церковные обязанности Баха были связаны не только с написанием новой музыки, но и репетициями с исполнителями, а также обучением молодых музыкантов, композитор занимался администрированием концертных программ, так как в 1729 году начал руководить светским ансамблем, известным как «Collegium Musicum».

Collegium Musicum

Основанный Георгом Филиппом Телеманом в начале 18-го века, «Collegium Musicum» был небольшим коллективом состоявшем из местных музыкантов, которые собирались еженедельно по пятницам, чтобы выступить в кафе «Zimmermann», располагавшемся недалеко от центрального рынка Лейпцига. Возглавляя «Collegium Musicum», Бах получал неограниченные возможности опробовать и представлять широкой публике свои светские инструментальные пьесы. В исполнении ансамбля можно было услышать сочинения, написанные композитором в течение 1730-х и 1740-х годов, а кроме того произведения, которые он сочинил ранее, например, когда находился на службе у Леопольда, принца Ангальта Кётенского. Возможно одним из таких творений маэстро была «Оркестровая сюита» № 3 Ре мажор, второй частью которой является знаменитая «Ария». Долгое время считалось, что все четыре оркестровые сюиты Бах написал именно в Кётене, где занимал пост придворного капельмейстера. Именно в то время у него была возможность сосредоточиться на таких светских инструментальных произведениях.

 

Поскольку в нынешнее время не сохранилось рукописей оркестровых сюит, то нет никаких сведений, когда и где они были написаны. Некоторые музыковеды полагают, что «Оркестровая сюита» № 3 могла быть начата в Кётене, а окончательно доработана в Лейпциге. Точно известно только то, что в 1731 году Бах добавил партии к партитуре, чтобы сделать произведение частью репертуара ансамбля «Collegium Musicum».

 

Бах Леопольд, принц Ангальт Кётенский 

ноты «Шутки» Баха оркестр во времена Баха 

 

Интересные факты

  • Знаменитый немецкий скрипач Август Вильгельм сделал переложение «Арии» Баха для скрипки и фортепиано под названием «Ария на струне соль». Вильгельм аранжировал пьесу так, что всю мелодию можно было полностью исполнять на струне «соль». Существует легенда, что у скрипки Вильгельма во время концерта, на которой он планировал сыграть эту сюиту, порвались струны. Целой осталась только струна «соль». После такой неприятности скрипач решил не уходить со сцены, а исполнил «Арию» в другой тональности на одной струне. Это произвело огромное впечатление на публику.
  • В «Оркестровой сюите» №3 Бах задействовал музыкальный состав из трех труб, двух гобоев, литавр, струнных (две скрипки и альт) и баса континуо, однако в «Арии» играют только струнные и континуо. Это единственный номер сюиты, где все остальные инструменты молчат.
  • «Арию» Баха можно услышать в огромном количестве кинолент, например, она звучит в фильмах «Сбежавшая невеста» (1999), «Королевская битва» (2000), «Сердцеедки» (2001), «13 этаж» (2007), «За бортом» (2018) и в телесериалах «Доктор Хаус» и «Как я встретил вашу маму».
  • В Германии в восемнадцатом веке жанр сюиты пользовался огромной популярностью. Помимо оркестровых сюит Баха в нынешнее время известно 135 сюит Георга Филиппа Телемана, 100 сюит Иоганна Фридриха Фаша и 85 сюит Кристофа Граупнера.
  • Все оркестровые сюиты Баха традиционно состоят из французских танцев.
  • Из-за того что «Air» в переводе с английского – воздух, то «Арию» Баха часто так и называют.

 

 

Содержание «Арии»

Термин, который происходит от греческого ἀήρ и латинского aer (air) впервые появился в музыке в четырнадцатом веке, в те времена он обозначал манеру и стиль пения. К концу шестнадцатого века этот термин стал применяться и в инструментальной музыке. В восемнадцатом веке композиторы уже часто писали арии в виде произведений для инструментальных ансамблей.

Скрипка в эпоху барокко

Это были миниатюрные лирические пьесы или части больших композиций. Не остался в стороне и Иоганн Себастьян Бах, который сочинил самую известную из таких арий, вошедшую в его «Оркестровую сюиту» № 3 Ре мажор. Стоит отметить, что за исключением «Арии» все остальные части цикла – французские танцы, что является весьма характерной особенностью для сюит того времени. Музыка «Арии» написана для двух скрипок, альта и баса континуо. Тональность произведения - Ре мажор. Форма двухчастная с репризно повторяющимся каждым разделом.

По своему складу «Ария» - это полифоническое произведение, в котором мелодические линии каждого голоса движутся самостоятельно и при этом красиво переплетаясь между собой, контрастируют с ярко выраженным ритмичным басом, находящимся в постоянном движении и состоящем из октавных прыжков.

 

«Ария». Гениальное произведение, созданное великим Бахом, настолько художественно красиво и с первых звуков завораживает так, что создаётся ощущение, будто музыка изливается с поднебесья и это творение не земного человека, а кого-то свыше.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


«Ария» Баха