Ш. Гуно опера «Ромео и Джульетта»

 

опера «Ромео и Джульетта»

Трагедия У. Шекспира о любви, вспыхнувшей ярким пламенем в тёмном мареве клановой вражды, во все времена притягивала к себе внимание людей, посвятивших жизнь искусству — композиторов, критиков, режиссеров и сценаристов, театральных постановщиков. Однако прочтение, которое подарил этому сочинению Шарль Гуно, позволяет взглянуть на известную историю с иного ракурса, более глубинного, интимного, затрагивающего самые сентиментальные струны души. Опера «Ромео и Джульетта» явилась одним из самых успешных произведений французского композитора в соответствующем жанре и по сей день регулярно становится частью  репертуара многих знаменитых театров.

Краткое содержание оперы Гуно «Ромео и Джульетта» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

 

 

 

Действующие лица

Голос

Описание

Джульетта сопрано дочь Веронского графа Капулетти
Ромео тенор сын графа Монтекки, наследник знатного семейства Вероны
Меркуцио баритон верный товарищ Ромео
Парис баритон юноша из рода Капулетти, названный жених Джульетты, молодой граф
Тибальд тенор племянник леди Капулетти
Отец Лоренцо бас священник
Гертруда меццо-сопрано служанка Джульетты, кормилица
Стефано меццо-сопрано паж Ромео

  

 

 

Краткое содержание «Ромео и Джульетты»

опера «Ромео и Джульетта» содержание

Граф Капулетти устраивает бал в честь своей любимой дочери. Гости собираются во внутреннем дворе роскошного дворца, на всех приглашённых надеты маски. Тайком на праздник попадает и Ромео, сын главного врага семейства Капулетти. Среди шумной толпы юноша замечает Джульетту и влюбляется в неё с первого взгляда. Он решает заговорить с прекрасной девушкой, но та не позволяет завести знакомство. Ромео выражает восхищение юной особой, снимает маску и беззастенчиво говорит о своих зародившихся чувствах. В это время Тибальд обнаруживает, что Джульетта говорит с незнакомцем, узнаёт в собеседнике Ромео. Затевается ссора, однако хозяин дома прекращает попытки молодых людей омрачить торжество распрями и ненавистью. Джульетта и Ромео вынуждены расстаться, каждого гложет чувство запретного искушения и горькое осознание того, что любви препятствует давняя многолетняя вражда между семьями.

Наступает вечер, Ромео под спасительным покровом сумерек спешит под окна возлюбленной, появляется Джульетта, и звучат любовные клятвы. Ромео обещает, что они обвенчаются на следующий день. Гертруда зовёт воспитанницу, и та в спешке покидает балкон, умоляя Ромео быть острожным и следить, чтобы его не заметили слуги.

 

С рассветом Ромео является в келью отца Лоренцо и просит его провести обряд венчания. Узнав, кто избранница Монтекки, священник теряется в сомнениях, но не решается противостоять светлому чувству. Монах надеется, любовь поможет примирить кланы и покончить с досаждающей враждой. Влюблённые венчаются. В это время Стефано появляется у дворца Капулетти и начинает петь насмешливую песню о голубке, ускользнувшей из фамильного гнезда. Назревает новый конфликт: слуга Капулетти не намерен игнорировать провокации. Появляется Меркуцио и заявляет: угрожать юному пажу — бесчестно. Услышав это, Тибальд собирается проучить Меркуцио, однако оказавшийся рядом Ромео останавливает поединок. Он говорит об абсолютном счастье, которое уже не могут омрачить взаимные оскорбления и обиды. Поразившись настроению Ромео, Меркуцио сам вызывает на поединок Тибальда и погибает от его меча. Стремясь отомстить за смерть друга, Ромео сражается с обидчиком и побеждает. Последней волей племянника Капулетти становится пожелание того, чтобы Джульетта стала супругой Париса. Прибывший на место убийства герцог Вероны объявляет решение: изгнать Ромео из города. Остальным членам враждующих семейств вынесено предупреждение: нарушать закон не позволительно.

опера «Ромео и Джульетта» краткое содержание

Ночью Ромео проникает в комнату новоявленной супруги, рассказывает о происшествии и необходимости срочно покинуть Верону с рассветной зарёй. Утром граф объявляет дочери: та должна стать женой Париса. В отчаянии девушка бросается к монаху Лоренцо. Тот даёт эликсир, выпив который, человек погружается в летаргию. Джульетта глотает снадобье и падает без чувств. Весть о смерти наследницы разносится по городу, тело помещают в фамильный склеп. Вскоре приезжает Ромео, он полагает, что любимая мертва, и выпивает яд. Внезапно очнувшаяся ото сна Джульетта видит умирающего мужа и, отвергнув жизнь без него, вонзает в грудь острый кинжал. Со словами о прощении оба умирают в объятиях друг друга.

 

 

Продолжительность спектакля
I - II Акт IIII Акт IV - V Акт
70 мин. 40 мин. 70 мин.


Фото

Гуно опера «Ромео и Джульетта» Гуно опера «Ромео и Джульетта» краткое содержание

 

 

Интересные факты

  • Французский искусствовед и композитор Альфред Брюно отметил чрезвычайную смелость Шарля Гуно, проявленную им в работе над оперой. Она заключается в том, что автор не побоялся откровенно говорить о любви с людьми так называемого высшего общества, где царят насмешки, интриги, саркастические замечания. Когда Гуно лишь начинал свой творческий путь, такая публика встречала его произведения с высокомерным вызовом, критикой и даже презрением.
  • Поль Дюка (французский критик, преподаватель и композитор) отмечал: Гуно создавал отнюдь не характеры, с помощью музыки он старался отобразить эхо искренних чувств, с которыми сталкивается каждый человек. Автор предпочел сосредоточиться на выражении с помощью музыкальных средств сентиментальной стороны взаимоотношений героев, при этом сохранил точное следование литературной основе. Возможно, именно поэтому опера обрела отклик и вошла в историю как самое популярное произведение в оперном жанре по мотивам трагедии Шекспира, той самой повести, которой нет печальнее на свете.

Ромео и Джульетта

  • Как отмечают многие европейские постановщики, опера Гуно выгодно отличается от творения Беллини «I Capuleti e i Montecchi». Французский композитор не позволял себе вольности в отношении сюжета, старался максимально точно придерживаться изначального текста английского классика. При этом Гуно, несмотря на общее настроение сюжетной канвы, сумел написать музыку, отличающуюся в определенных моментах невероятной жёсткостью и драматизмом. Именно эти черты улавливаются и в самой шекспировской пьесе.
  • Сложность в постановке оперы заключается в том, что исполнители главных ролей должны быть влюблены друг друга или хотя бы балансировать на грани. Гуно создал такую музыку, при которой малейшая фальшь в голосах певцов порождает недоверие и может испортить общее впечатление. Даже искусные артисты рискуют попасть в эту ловушку, мастерски созданную французским композитором.
  • Шарль Гуно «обрисовал» свою Джульетту, образ которой отличается от всех, что были созданы ранее или позднее. Возможно, автор максимально приблизился к тому видению, которым обладал сам Шекспир, прописывая личность юной наследницы могущественного клана. Джульетта в опере Гуно — невероятно сложная и яркая натура. Ей всего 14, в первом акте она предстаёт в качестве юной девушки, даже не задумывающейся о замужестве, она легка, наивна, невесома. Вот наступает 2-ое действие, и зритель видит, что чувства, возникшие в душе подростка, гораздо сильнее, чем те, что возникают в более сознательном возрасте. Исполнительница партий Джульетты изначально сталкивается со сложной задачей. Ей необходимо передать и восторженное настроение, свойственное беззаботной поре ранней юности, и сердечные переживания, способные накрыть непримиримой лавиной все доводы рассудка.
  • Премьера оперы была украшена присутствием на сцене певицы Мари Каролины Миолан-Кавальо. Она же исполняла партии Джульетты и в 1873 году, когда самой вокалистке было уже 45 лет. В постановках 80-х годов XIX столетия принимала участия иная дива — Аделина Патти. Ведущая роль в опере помогла знаменитой итальянке раскрыть глубокий талант к воплощению трагедии. Певица доказала, что способна не только вживаться в комедийные образы, но и представать в ином амплуа.

 

Лучшие номера

«Dans ce reve, que m’enivre» — ариетта Джульетты из 1-ого акта. Написана в ритме вальса. Лёгкая, «воздушная» музыка и соответствующая вокальная партия рисуют образ девушки, живущей в мире грёз, беззаботной, не обременённой печалями и страстями.

«Dans ce reve, que m’enivre» (слушать)

«Ah! Leve-toi soleil» — каватина Ромео из 2-ого акта. Юноша мечтает о тайном свидании с возлюбленной, которое должно состояться с наступлением сумерек. Ромео с нетерпением ожидает закат, чтобы проникнуть в сад и быстрее оказаться под балконом Джульетты.

«Ah! Leve-toi soleil» (слушать)

«Nuit d’hymenee, o douce nuit d’amour» — дуэт Джульетты и Ромео из 4-ого действия. Выразительный, чувственный гимн торжества любви, ключевой номер оперы, апогей лирического настроения с нотками тревожности, предвещающими трагические события.

«Nuit d’hymenee, o douce nuit d’amour» (слушать)

 

История создания

Шарль Гуно

Гуно начал писать оперу в 1865 году, обосновавшись на средиземноморском побережье, в маленьком городе Сен-Рафаэль во Франции. Наброски и черновики партитур были готовы в невероятно сжатые сроки: автор трудился с раннего утра до позднего вечера, не ощущая усталости. Вдохновению и энтузиазму сопутствовал невероятно живописный окружающий пейзаж. Чистовые варианты партитур были завершены уже в Париже. Репетиции начались в середине августа.

Либретто написано Мишелем Карре и Жюлем Барбье. Эти же драматурги работали над либретто для «Фауста». Взявшись за написание стихотворного текста для новой оперы Гуно, они осознанно стремились повторить успех, и это излишнее рвение сыграло с произведением злую шутку. В «Фаусте» скрупулезно прописанные второстепенные персонажи весьма удачно «уравновешивают» яркие, харизматичные образы главных действующих лиц. Применив аналогичный приём в «Ромео и Джульетте», либреттисты в итоге получили обратный результат: хоровые партии и реплики слуг стали восприниматься как нечто назойливое, чересчур искусственное и пафосное, то, что отвлекает от настоящей драмы двух влюблённых. Опера «Ромео и Джульетта» не добилась большей популярности, не превзошла «Фауста», хотя и получила высокие оценки критиков и признание публики.

Произведение имеет мощный драматический посыл. Основные номера — 2 арии и 4 дуэта, «разбросанные» по пяти актам. Таким образом, структура сопоставима с жанровой принадлежностью к эклоге — внимание слушателей приковано к непрестанным любовным разговорам между двумя главными героями, происходящим на фоне драматической действительности.

Оперы «Ромео и Джульетта» и «Фауст», помимо удачной «сценической» судьбы, объединяет то, что в основе лежит подлинная трагедия, возникшая в контексте искренней любви. Последовательность событий в обоих случаях — путь от первой встречи до роковой кульминации. По мере развития сюжета слушатель превращается в наблюдателя, которому становится очевидным, как меняются чувства персонажей в ответ на окружающую их реальность. Здесь находится место и целомудрию, и дерзости, и отчаянию. Способность выразить подобную эмоциональную «эволюцию» с помощью вокальных партий и хореографических номеров — одна их главных удивительных заслуг Шарля Гуно как основоположника лирического драматизма во французской опере.

Премьерная постановка состоялась на сцене парижского театра Лирик. Событие произошло 27 апреля 1867 г. В том же году летом опера была представлена в Лондоне, а уже осенью спектакль прошёл на сцене Музыкальной академии в Нью-Йорке. В ХХ веке в Советском Союзе опера была поставлена в 1919 году (Петроград, Театр оперы и балета), в 1941 и 1945 гг — на сцене Большого Театра (роль Ромео исполнял Сергей Лемешев).

 

По произведениям Уильяма Шекспира было создано огромное количество опер, по мотивам «Ромео и Джульетты» было написано около 20 либретто для различных спектаклей. Однако среди всех постановок лишь опера Шарля Гуно появляется на театральных сценах с завидным постоянством. Секрет бессмертия этого произведения лаконично и ёмко описал Жюль Массне: «Создаётся впечатление, что влюблённые поют только для себя, а публика при этом чувствует себя в роли случайных очевидцев, которым представилась возможность стать свидетелями чужой сокровенной тайны». Шарль Гуно сумел облачить историю в музыку, наделил каждый вздох, каждый взгляд особым лирическим звучанием, проникновенным и пронзительным, способным отозваться эмоцией в сердце каждого неравнодушного слушателя.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Шарль Гуно «Ромео и Джульетта»