Ж. Бизе опера «Искатели жемчуга»

 

Искатели жемчуга

Первой законченной опере Жоржа Бизе «Искатели жемчуга» судьбой было уготовано остаться в тени своей более успешной младшей сестры. Однако это никак не умаляет её мелодической красоты, изящных нюансов инструментовок, великолепия незабываемых арий и дуэтов.

 

 

 

 

Действующие лица

Голос

Описание

Лейла

сопрано

жрица Брахмы

Надир

тенор

ловец жемчуга

Зурга

баритон

вождь ловцов жемчуга

Нурабад

бас

верховный жрец Брахмы

 

 

 

Краткое содержание

опера Искатели жемчуга

С пением и танцами цейлонские ловцы жемчуга призывают божье благословение для их опасного промысла и выбирают Зургу своим вождем. Из дальних странствий возвращается Надир – его старый друг. Их отношения омрачает лишь страсть, которую оба питают к одной женщине. Но они клянутся друг другу в верной дружбе и отрекаются от своей любви. Приходят жрицы Брахмы, они молятся за удачу ловцов на море. Новая жрица под накидкой дает обет целомудрия. Надир узнаёт её голос – это та, кого он любит, Лейла.

После церемонии Нурабад уводит Лейлу в неприступный храм на вершине скалы. Но девушка думает не о молитве, а о любви. Надир добирается до неё, влюбленных обнаруживают и приговаривают к смерти за святотатство. Зурга сопереживает другу, пока не узнаёт в его спутнице Лейлу. Он чувствует себя обманутым.

Зургу разрывают противоречия – ему жаль Надира, но друг оказался предателем. Приходит Лейла и просит смилостивиться к Надиру, не понимая, что этим только распаляет ревность Зурги. Он приказывает сжечь обоих на костре, но замечает у Лейлы жемчужное ожерелье. Он узнает украшение – ведь когда-то его сделал он сам и подарил девочке, которая однажды спасла ему жизнь.

Ловцы жемчуга собрались на казнь Надира и Лейлы. Но Зурга объявляет о том, что в деревне пожар. Люди устремляются спасать свои дома и семьи, а вождь тем временем освобождает пленников, признаваясь, что сам устроил поджог. Влюбленные бегут, Зурга остается один.

 

Продолжительность спектакля
I Акт II - III Акт IV Акт
80 мин. 100 мин. 35 мин.

 

Фото

Бизе Искатели жемчуга    опера Искатели жемчуга краткое содержание

   

 

Интересные факты

  • Тема нарушения жрицей обета ради любви уже не раз становилась в основе оперных сюжетов – об этом повествует и «Норма» В. Беллини, и «Весталка» Г. Спонтини.
  • В одной из немецких постановок 1930 годов был придуман альтернативный финал, в котором Лейла совершает самоубийство.
  • В 1987 году в Англии дуэт Надира и Зурги возглавил хит-парад лучших мелодий.
  • В январе 2008 года «Искатели жемчуга» были впервые исполнены на Шри-Ланке – месте действия оперы. Среди оркестрантов и певцов было много шри-ланкийцев.
  • В 1990-х была обнаружена дирижерская партитура Бизе, созданная к премьере оперы.
  • Мишель Карре, один из либреттистов, участвовал в создании текстов для «Фауста» и «Ромео и Джульетты» Ш. Гуно и пьесы, послужившей основой для «Сказок Гофмана» Ж. Оффенбаха.
  • В наше время «Искателей жемчуга» иногда ставят в жанре романтического индийского кино. Таков спектакль Ю. Александрова в «Санкт-Петербург опера» и П. Вулкок в Английской национальной опере (перенесен в Метрополитен опера).
  • В 1916 году в Метрополитен опера партию Надира пел Энрико Карузо – самый знаменитый из её исполнителей. Было дано три спектакля на итальянском языке, после которых театр забыл об этом произведении на 100 лет – следующая постановка осуществилась только в 2015.
  • В 1950 году опера была записана на русском языке. Партию Надира исполнял Сергей Лемешев, его интерпретация романса «В сиянии ночи лунной» мгновенно обрела популярность.
  • Ханс фон Бюлов презрительно окрестил эту оперу «трагической опереттой» и был возмущен необходимостью дирижировать её исполнением.

 

Лучшие сцены оперы

«Je crois entendre encore» - романс Надира (слушать)

Наравне с арией Вертера из одноименной оперы Массне, романс Надира - самая известная теноровая ария на французском языке.

«Au fond du temple saint» - дуэт Надира и Зурги (слушать)

Один из красивейших дуэтов тенора и баритона в оперной истории, не уступающий в популярности аналогам из «Дона Карлоса» Верди и «Евгения Онегина» Чайковского.

 

История создания и постановок

Жорж Бизе

24-летнему композитору Жоржу Бизе долго не везло – он мечтал написать большую оперу, но каждый раз что-то не складывалось. Его первая работа, «Дом доктора», написанная им в 16 лет, никогда не была поставлена. Вторая, оперетта «Доктор Миракль», участвовала в конкурсе, организованном корифеем музыки Жаком Оффенбахом, и победила, получив право постановки в Театре Буфф-Паризьен. В стиле «Дона Паскуале» Доницетти была написана следующая опера, «Дон Прокопио», впервые исполненная уже после смерти Бизе. В 1862 году композитор начал писать «Ивана IV», оперу о русском царе Иване Грозном, но отложил её на несколько лет, так как наконец-то получил заказ на постановку в Опера-Комик по либретто известных авторов Жюля Барбье и Мишеля Карре «Гусли эмира».

Начались репетиции, во время которых Бизе поступило предложение от конкурирующего Театра Лирик создать полноценную трехактовую оперу. Либретто выбрал театр – им оказалось произведение Эжена Кормона и того же Мишеля Карре на модную тему экзотических стран. Изначально действие разворачивалось в Мексике, но затем его перенесли на Цейлон. Композитор сразу понял, что именно этого шанса он ждал всю жизнь. Но щедрое предложение имело и жесткие условия – опера должна была стать сценическим дебютом начинающего автора, поэтому Бизе без колебаний отменил постановку слабых «Гуслей эмира», с азартом принявшись за создание «Искателей жемчуга». Опера была написана за неполные 5 месяцев.

Премьера состоялась 30 сентября 1863 года в Театре Лирик. Критика к новинке оказалась безжалостна: молодого композитора объявили подражателем Верди и Вагнера. Парижским музыковедам нравился мягкий звук в манере Обера и Оффенбаха, а оркестровка Бизе показалась тяжелой, шумной, перегруженной, её назвали «фортиссимо в трех действиях». Но публика была очарована певучими мелодиями и экзотической постановкой. Знаменитые зрители также встали на сторону оперы: благожелательно высказались и Г. Берлиоз, и Л. Галеви. Все 18 показов «Искателей жемчуга» прошли с неизменным успехом. Несмотря на это, при жизни автора опера больше ни разу не была в репертуаре. Только в 1886 году её перевел на итальянский и поставил Ла Скала, после которого театры словно бы заметили это сочинение Бизе. Поскольку второе рождение оперы состоялось на итальянском языке, даже в Париж в 1889 году «Искатели жемчуга» вернулись переведёнными. По-французски опера зазвучала вновь в 1893 на сцене Опера-Комик. В 1889 году «Искатели жемчуга» были представлены русской публике в частном Театре Неметти в Санкт-Петербурге.

Интерес к опере породил и множество интерпретаций её финала. Авторы сделали его открытым – Зурга оставался на сцене в одиночестве. Но многие театры решили четко обозначить дальнейшую судьбу вождя, отчего стали появляться разные концовки. Самой частой стала такая: тайным свидетелем освобождения влюбленных становился Нурабад, который предавал Зургу народному суду, и тот погибал в огне. Новый финал музыкально оформил композитор Бенжамен Годар. Сегодня опера исполняется в 110 театрах мира.

 

Музыка «Искателей жемчуга» в кино

Дивные мелодии оперы звучат в фильмах:

  • «Матч поинт», 2005
  • «Ключ от всех дверей», 2005
  • «Человек, который плакал», 2000
  • «Скины», 1992
  • «Галлиполи», 1981
  • «Одержимость», 1943

Театральные постановки «Искателей жемчуга» остались на видео:

  • Спектакль Метрополитен оперы, 2017, постановка П. Вулкок, в главных партиях: Д. Дамрау (Лейла), М. Поленциани (Надир), М. Квечень (Зурга)
  • Спектакль Опера-Комик, 2013, постановка Ф. Руссилльона, в главных партиях: С. Йончева, Д. Корчак, А. Эйбоер
  • Спектакль театра Ла Фениче, 2005, постановка Т. Манчини, в главных партиях: А. Массис, Я. Накадзима, Л. Грасси

 

Жизнь Жоржа Бизе не была усыпана розами – для того, чтобы заработать сочинительством музыки, он не щадил себя, трудясь по 15-17 часов в сутки. Это подорвало его здоровье, и он скончался всего в 36. После смерти композитора большая часть его рукописей потерялась, что дало повод для различных партитурных исправлений оперы, отдельные из которых были весьма далеки от оригинала. Лишь 20 век позволил «Искателям жемчуга» приблизиться к своему первоначальному виду. С 1970-х годов принимаются усилия по воссозданию партитуры соответственно намерениям Бизе.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

 

Видео: смотреть оперу «Искатели жемчуга»