М.И. Глинка Ария Руслана «О, поле, поле»

 

Ария. Так именуется вокальная композиция, которая является главной составляющей такого прекрасного и значительного музыкально-драматического жанра, как опера. Важно то, что в ариях раскрывается внутренний мир героев и отражаются их устремления, то есть звуками рисуются музыкальные портреты персонажей произведения. Помимо того, данные вокальные композиции являются основным двигателем сюжетной линии грандиозного действа, ведь устами исполняющих их действующих лиц повествуется о происходящих в опере событиях и даётся им эмоциональная оценка. В зависимости от характера того или иного героя, а также драматургической направленности музыкального произведения арии могут виртуозными или отличаться распевностью и широтой, они могут быть небольшими, а также развёрнутыми, как например ария Руслана из эпической оперы «Руслан и Людмила» выдающегося русского композитора Михаила Ивановича Глинки.

Историю создания арии Руслана из оперы «Руслан и Людмила», содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

 

 

 

Краткая история

Уже заглавие сказочной оперы Михаила Ивановича Глинки «Руслан и Людмила» нам поясняет, что храбрый витязь Руслан является одним из главных персонажей этого произведения, а потому вне всяких сомнений, что истории создания арии, колоритно характеризующей данного героя и выдающегося музыкального спектакля неразрывно связаны.

Вслед за тем, как в конце ноября в петербургском Большом театре состоялось увенчавшееся большим успехом премьерное представление первой оперы Михаила Ивановича Глинки «Жизнь за царя», композитор без промедления стал помышлять о создании следующего подобного произведения. Тематику будущей оперы по юношеской поэме Пушкина «Руслан и Людмила» Михаилу Ивановичу подсказал князь Александр Александрович Шаховской – талантливый драматург и театральный деятель. Эта идея так понравилась Глинке, что он своим замыслом поспешил поделиться с Александром Сергеевичем, с которым был дружен довольно давно. Поэту задумка композитора пришлась по душе, ведь оперы по его произведениям до этого ещё никто не сочинял. Пушкин даже поделился мыслями о том, что в поэме кое-что нужно доработать.

Воодушевлённый поддержкой и рассчитывая на помощь Александра Сергеевича в составлении плана будущего музыкального спектакля, а также сочинении поэтических текстов для арий и речитативов, Глинка полагал, что на создание «Руслана и Людмилы» у него уйдёт не больше года, однако, жизнь распорядилась совсем иначе. Прежде всего Михаил Иванович по желанию самого императора Николая I, побывавшего на опере «Жизнь за царя» и высоко оценившего талант музыканта, заступил на должность руководителя Певческой капеллы при дворе его величества. Новоявленная работа, в которую Глинка погрузился с головой в начале 1837 года, стала занимать практически всё его время.

Михаил Иванович Глинка

Не успел Михаил Иванович вникнуть в суть репетиционного процесса капеллы и затем так распределить свои возможности, чтобы у него оставались силы для сочинения оперы, как весь Петербург моментально облетела трагическая новость: на дуэли с Дантесом погиб Пушкин. Мрачное известие ошеломило и морально подкосило композитора, который к гениальному поэту относился не просто с большим уважением, а преклонением. К тому же мечты Михаила Ивановича, что сам автор поэмы напишет либретто к опере, стали неосуществимы. Это беспредельно огорчало Глинку, но не нарушило его грандиозных творческих замыслов, и он, не имея литературной основы, всё же «кусочками и урывками» стал сочинять номера к «Руслану и Людмиле». Многие творческие люди сочувствовали композитору и предлагали ему своё содействие. В результате помощников у Глинки оказалось весьма много. В 1838 году в написании либретто Михаил Иванович заручился поддержкой таких известных литераторов, как драматург Кукольник Нестор Васильевич, драматург и поэт Бахтурин Константин Александрович, театральный цензор Гедеонов Михаил Александрович, этнограф и писатель Маркевич Николай Андреевич. Помимо того, Глинка привлёк к написанию поэтических текстов оперы своего нового знакомого, обладающего удивительным литературным даром, бывшего военного Ширкова Валериана Фёдоровича. Все эти литераторы по возможности внесли свою лепту в создание будущего оперного спектакля. В тот 1838 год старательным сочинением оперы Глинка похвалиться не мог. Из-под его пера в данный период вышли только: «Баллада Финна», «Персидский хор», «Каватина Гориславы» и «Марш Черномора».

 

Следующий 1839 год из-за сильных моральных потрясений композитора: смерть любимого младшего брата Андрюши и окончательный разлад с женой Ивановой Марией Петровной, к опере тоже ничего не добавил. А вот в конце лета 1940 года, когда Михаил Иванович решил набраться сил в родовом поместье Новоспасское, он усердно постарался и за три недели пребывания там сочинил интродукцию и вышеупомянутую арию Руслана «О, поле, поле», которая в опере прозвучала в 3 картине II акта. К середине наступившего затем 1841 года почти все номера оперы были готовы, а в апреле следующего 1842 года Глинка предоставил партитуру произведения в дирекцию Большого каменного театра Санкт- Петербурга, на сцене которого осенью начались репетиции спектакля. На премьере оперы «Руслан и Людмила», состоявшейся 27 ноября партию Руслана исполнял талантливый оперный певец (бас) Осип Афанасьевич Петров.

 

Михаил Иванович Глинка Александр Сергеевич Пушкин 

Ноты «Арии Руслана» Спектакль «Руслан и Людмила» 

 

Интересные факты

  • «Руслан и Людмила» Михаила Ивановича Глинки была первой оперой, в основу которого было положено произведение Александра Сергеевича Пушкина. Далее композиторы расхватали произведения великого поэта, как горячие пирожки. По мотивам его творений впоследствии было создано более тридцати опер и балетов.
  • Первым исполнителем партии Руслана был Осип Афанасьевич Петров. В 1836 году талантливый певец прекрасно справился с ролью Ивана Сусанина в опере «Жизнь за царя». Оценив это, Михаил Иванович Глинка при сочинении «Руслана и Людмилы» полагал, что Петрову в новой опере достанется «Рондо Фарлафа», то есть автор писал данную сложную композицию для этого исполнителя. Однако обстоятельства распорядились иначе: Осипу Афанасевичу досталась заглавная роль Руслана и это было единственное исполнение, которым на провальном первом представлении оперы композитор остался доволен.
  • Подлинного рукописного материала оперы «Руслан и Людмила» до настоящего времени не сохранилось. Тот экземпляр партитуры, который Михаил Иванович Глинка предоставил в дирекцию Большого каменного театра, сгорел в 1859 году при пожаре «Театра – цирка». Впоследствии партитуру, по настоятельной просьбе Людмилы Ивановны Шестаковой – сестры великого композитора, восстанавливали Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Лядов и М.А. Балакирев. Автографов Глинки отдельных оперных номеров тоже не сохранилось. Михаил Иванович отдавал их для переписки в театральную контору, а свои рукописные варианты обратно не забирал, и они там терялись. Из-за такой небрежности сегодня невозможно установить, когда именно был написан тот или иной оперный эпизод.
  • К тексту оперы «Руслан и Людмила» приложили свои усилия пятеро литераторов: Нестор Васильевич Кукольник, Валериан Фёдорович Ширков, Михаил Александрович Гедеонов, Константин Александрович Бахтурин и Николай Андреевич Маркевич. При этом некоторые стихи композитор заимствовал из поэмы Александра Сергеевича Пушкина, а некоторые сочинял сам. Так текст первой части арии Руслана «О, поле, поле» принадлежит перу великого поэта, а вторую, со слов: «Но добрый меч и щит мне нужен», Михаил Иванович сочинил сам.
  • Михаил Иванович Глинка создавал оперу «Руслан и Людмила» с большими перерывами более пяти лет. Однако за этот период композитор сочинил довольно много замечательных произведений, вошедших в бесценный фонд русской музыкальной культуры. Это романсы: «Сомнение», «Ночной зефир», «Вот место тайного свиданья», «В крови горит», «Если встречусь с тобой», «Я люблю тенистый сад», «Я вас люблю, хоть и бешусь», «Я помню чудное мгновенье», а помимо того вокальный цикл «Прощание с Петербургом», знаменитый «Вальс – фантазию», «Тарантеллу» и музыку к трагедии «Князь Холмский».

 
 

 

Содержание и текст арии Руслана

После того как со свадебного пира Руслана и Людмилы таинственными силами была похищена невеста, её отец - киевский князь Святозар призывает храбрых богатырей найти и вернуть княжну в родительский дом. В награду он обещает руку Людмилы.  На поиски прекрасной княжны отправляются три витязя: Руслан, Ратмир и Фарлаф. На пути воинов ждёт немало трудных испытаний. Чтобы отыскать свою возлюбленную, Руслану предстоит встретиться с добрым волшебником Финном и злой ведьмой Наиной, а затем в 3 картине II акта попасть на бранное поле, всё усыпанное мёртвыми костями и встретиться с громадной Головой богатыря. Именно в этой сцене Руслан исполняет свою героическую арию «О, поле, поле», в которой ярко отражается патриотизм и доблесть былинных богатырей – спасителей и защитников русской земли. Помимо того, данная развёрнутая вокальная композиция ярко характеризует главного героя, как глубокомысленного, сильного, мужественного, отважного человека, готового во имя любви к Людмиле на любой подвиг.

текст арии Руслана

Ария Руслана, включающая в себя три раздела: речитатив, ариозо и быструю часть, открывается сумрачным оркестровым вступлением, которое не только рисует зловещую картину мёртвого поля, но и выражает чувства и мысли героя, навеянные увиденным унылым пейзажем. Мелодическую линию, которая на пиано в ми миноре постепенно движется вверх, начинают контрабасы и виолончели. Затем величавая эстафета, расширяя диапазон, плавно передаётся альтам и скрипкам. Всё это отображает жуткие просторы, где властвует смерть и забвение. Как ответ на музыкальные фразы струнных звучат застывшие аккорды группы духовых инструментов, передающие состояние горькой скорби. Затем начинается, полный мрачных раздумий, речитативный раздел арии: «О, поле, поле». Его распевная, сдержанная и благородная мелодия построена на интонациях вступления. Далее со слов «Времен от вечной темноты» следует второй раздел арии. Элегический характер его музыки, также окрашенный минорной тональностью, помогает герою размышлять о быстротечности человеческой жизни, иными словами, о бренности бытия. Следом за ариозо вновь звучат речитативные фразы, начинающиеся словам: «Но добрый меч и щит мне нужен», а за ними оркестровое связующее, подводящее к третьей части арии: «Дай, Перун, булатный меч», ярко раскрывающей героический образ Руслана. Для этого раздела автор выбрал редкую для вокальных композиций сонатную форму, Ми мажорную тональность и весьма быстрый темп - Allegro con spirito. Энергичная и маршеобразная главная партия звучит решительно и победно, так как Руслан осознаёт, что только смелость и решимость помогут ему вернуть возлюбленную. Лирическая побочная партия, начинающаяся со слов «О, Людмила», раскрывает мужественного персонажа с иной стороны. Он питает нежные чувства к своей невесте и ради её спасения готов всё сокрушить пред собою. Следующая затем разработка основана на теме главной партии, а в репризе побочная партия звучит в тональности Соль мажор.

Ария Руслана. Эта развёрнутая оперная вокальная композиция является прекрасно выполненным музыкальным портретом героического воина, настоящего защитника земли русской. Необходимо отметить, что не каждому музыкальному драматургу удаётся в одной арии так полно раскрыть образ героя, а у Михаила Ивановича Глинки это получилось и весьма превосходно.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: